Коронавирус и Евхаристия
Из-за пандемии коронавируса у нас на глазах массово закрываются учреждения и отменяются мероприятия и встречи. Как в этой сложной ситуации должны вести себя православные христиане?
Мнение

Как Поместным Церквям, так отдельным верующим пандемия коронавируса предоставляет возможность показать напуганному миру, насколько крепка православная вера и те, кто эту веру разделяет. Один из способов сделать это – жить как обычно, продолжать собираться для богослужения, прикладываться к иконам и приобщаться Святых Таин при помощи лжицы. Однако последние указания Американской архиепископии Константинопольского Патриархата предлагают прихожанам воздавать почитание святым иконам, не прикладываясь к ним, но лишь кланяясь. Подобным образом человек удерживает себя от объятий с родными и близкими не только если они больны, но и если он сам болен и может заразить их. Многие верующие увидели в таком подходе уступку тому страху, который сегодня охватывает мир. В блогосфере можно встретить многочисленные высказывания о том, что вера несовместима с такой боязливостью.

Что касается таинства Евхаристии, в распоряжениях священноначалия различных Православных Церквей, как правило, отмечается, что Святое причащение должно преподаваться верным так, как это было всегда. В пользу такого решения приводятся многочисленные аргументы. Согласно одному из них, поскольку православные веруют, что евхаристические хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Христовы, которые мы приемлем «во исцеление души и тела», то никакая болезнь просто не может передаться через общую лжицу, употребляемую при причащении. Данный аргумент предполагает, что тот, кто допускает возможность заразиться самому или заразить других людей через лжицу, либо погрешает против православного учения, либо просто маловер. А истинно верующий православный христианин должен отогнать от себя всякие опасения, помня, что от Христа не могут исходить болезнь и смерть, но лишь исцеление и обновление. Действительно, православного человека смущает одна мысль о том, что общение со Христом, к которому Он Сам призывает нас в Евхаристии, – «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:26-28) – может причинить какой-то вред. За последние дни многие из нас испытали подобное смущение, вообразив, что нам придется собрать все свое мужество и веру и решить: будем ли мы, несмотря на риск, приступать к чаше Христовой, или же отвергнем Его призыв из-за своих страхов. Будь это единственным выбором, я бы и сам согласился, что наш долг – преодолеть опасения и с верою и любовью приступить к Тому, Кто предлагает нам Себя Самого.

Но нужно ли нам выбирать? Каждый христианин осознает, что в жизни может сложиться ситуация, когда ради верности Христу придется рисковать своей жизнью. Вопрос в том, настал ли такой момент в связи с пандемией коронавируса? Для начала надо понять, насколько православно утверждение, что Евхаристия не может оказаться средством переноса инфекции. Мы принимаем Святые Тайны телесным образом, однако очевидно, что если человек страдает инфекционным заболеванием, то после причащения он никак не перестает быть заразным. Православная Церковь ничему подобному не учит. В конце концов, воздух рядом со Святыми Дарами может содержать микробы или вирусы. Точно так же чаша или лжица могут нести в себе нечто помимо целительных Таин Христовых. Православная Церковь не считает, что хлеб и вино, преложившись в тело и кровь Христовы, перестают быть хлебом и вином. Кроме рассуждений о вере сторонники мнения, что причащение не может нести опасности ни при каких условиях, приводят и другой аргумент. Они утверждают, что содержащийся в евхаристическом вине алкоголь неизбежно уничтожает микробы и вирусы. Здесь мы вступаем в область науки, а значит, должны научными методами выяснить, как долго инфекция может выживать в чаше. На данный момент это неизвестно.

В условиях нынешней пандемии, когда нельзя быстро сделать необходимые анализы, а болезнь на начальном этапе может протекать без симптомов, я могу лишь убеждать себя, что Бог почему-то запретит вирусу внутри меня перейти на чашу или лжицу, а с них – в другого человека, который может оказаться, например, пожилым. Но можно ли сказать, что уговаривая себя подобным образом и без рассуждения причащаясь вместе с другими людьми, я бы поступал по любви? Мысль о том, что ради безопасности (даже не своей, а других) мне придется воздерживаться от причащения, не может не смущать. В Евхаристии я наиболее явственно могу ощутить дар Бога, отдающего ради меня Себя Самого. Но за последние дни я понял, что самозваные «учителя» Церкви, которых, увы, с каждым годом становится все больше, попросту пользуются смущением, которое испытывают многие верующие. Причем мало кто из них действительно разделяет соответствующие аргументы; большинство лишь повторяет их, не вдумываясь в суть.

Иной пастырский подход избрал архиепископ Толедский и Болгарский Александр (Голицын) (Православная Церковь Америки). Его директива такова: «Все члены любого прихода или миссии, за исключением священника, диакона, чтеца, алтарника и не более двух певчих (при условии, что все они имеют крепкое здоровье и не входят в группу риска по коронавирусу), должны оставаться дома, даже во время Божественной Литургии. Святое тело и честная кровь Спасителя преподаются во исцеление души и тела и не могут быть источником заражения, однако коронавирусом можно заразиться, находясь в любом собрании людей. Во имя любви к ближнему нам нужно сделать все возможное, чтобы защитить наиболее уязвимых людей и замедлить распространение инфекции как среди своих единоверцев, так и в целом. Это позволит системе здравоохранения уделить больше внимания тем, кто входит в группу риска». Мы видим, что владыка здесь действует как настоящий пастырь. Следуя путем любви, он принимает бремя ответственности на себя, вместо того чтобы возлагать его на совесть верующих, многие из которых и так пребывают в крайнем смущении.

Сейчас пандемия вступила в фазу, когда ее распространение можно сдержать лишь максимально сократив любые контакты. На этом фоне вполне рассудительным решением вопроса о причащении было бы принятие православным епископатом США директивы, по которой Святые Тайны преподавались бы мирянам одноразовыми бамбуковыми лжицами. После использования такие лжицы надлежит должным образом сжигать. Это никак не препятствует полноте нашего соединения со Христом. Это лишь немного уменьшит тщеславное чувство, которое испытываю некоторые люди, когда они «испытывают свою веру», подходя к чаше в сложившихся обстоятельствах. Удивляет, как много людей готовы подвергнуть себя и других показному испытанию, но при том не хотят чуть-чуть уменьшить пафос, не лишая себя причащения Святых Таин и при этом делая все необходимое для борьбы с болезнью. Быть может, Сам Господь подсказывает нам это решение. Было бы великим подвигом любви, если бы архиереи избавили наконец свою паству от смущения совести и взаимных прекословий.

Если поступить таким образом (а в православном вероучении нет к тому препятствий), это было бы актом любви по отношению ко всему миру. Мы Церковь смирения и сострадания, и мы можем показать людям, которые пребывают за границами Церкви, что готовы сделать все, что только позволяет нам наша вера, чтобы уберечь их от беды. Сегодня многие идут на серьезные жертвы, чтобы обуздать пандемию. Мне кажется, и православные должны принять посильное участие в этом общем деле. Мы хорошо знаем, что стены храмов не защитят от болезни. Мы прислушиваемся, когда нам советуют протирать поверхности и прикрывать рот при кашле, – ведь мы тоже люди. Мы поступаем так, зная при этом, что Бог может творить чудеса и уберечь человека в любых обстоятельствах. Но стоит ли испытывать Бога и требовать от Него чудес, когда Он уже дал нам очевидные средства для решения проблемы? Одноразовые лжицы – одно из этих очевидных средств, используя которое мы могли бы прекратить внутрицерковные споры, явить мудрость посреди всенародного бедствия и смирить собственное духовное превозношение.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9