О некоторых аспектах современной издательской деятельности
Рецензия на: Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского.
Статья

Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского / Пер. с греч., предисл. и комм. архимандрита Амвросия (Погодина); вступ. ст. и ред. перевода Г. М. Прохорова. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. - 528 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»), ISBN 978-5-903525-01-0

Прежде чем говорить о самой книге, позволим себе высказать  сугубо личные замечания о принципах публикации книг серии «Библиотека христианской мысли». В издательском предисловии к републикации трудов проф. МДА А. Спасского директор издательства счёл нужным указать следующее: «Относиться свысока ко всему тому, что делалось, делается и будет делаться «Издательством Олега Абышко» непозволительно никому... Вкусам самоуверенных самоучек мы также не намерены потакать - все равно их колокольня будет самая высокая. Кто может делать лучше нас - пусть делает, будем только рады. Вот только что-то не очень много видно вокруг действительно хорошей литературы, при этом ещё и хорошо изданной».

Мы бы даже не попеняли на недопустимый снобизм этих слов - если бы не только качество, но и необходимость некоторых книг «Библиотеки христианской мысли» не вызывали сомнений. К примеру, тот же том «Обращение императора Константина» Спасского содержит девять статей, восемь из которых взяты из различных номеров «Богословского Вестника» МДА. Имеет ли смысл  заполнять ими том, предназначенный, как утверждает уважаемый издатель, для «самого широкого читателя» и изданного тиражом ... в одну тысячу (!) экземпляров? Если издание рассчитано на широкого читателя - почему столь малый тираж, если для специалистов - те и сами найдут первоисточник. А уж после выпуска Центром информационных технологий МДА полной электронной версии «Богословского Вестника» (с 1892 по 2006 годы) необходимость подобного рода изданий находится под большим вопросом.

Да и оригинальные исследования, опубликованные изданием, тоже энтузиазма не вызывают. Собственно, книг российских авторов среди них сейчас всего три - обзор Д. Макарова антропологических и космологических тем в гомилиях Паламы, очерк ранней латинской историографии В. Тюленева и вызывающая в лучшем случае недоумение у специалистов, которых так боится издатель, книга Е. Афонасина об античном гностицизме в свидетельствах христианских апологетов.

Электронные издания исследований и источников с каждым годом будет приобретать всё  большую популярность у читателей и «легитимность» при научной работе. И уж тогда многим издателям придётся всерьёз задуматься об умножении именно оригинальных монографий по сравнению с более лёгкой, но вряд ли теперь необходимой публикацией книг дореволюционной профессуры.

И уж если издатель претендует на полноту своей продукции, могу отметить, что в том же издании гомилетического наследия свят. Геннадия не отмечен сам факт существования иных его проповедей, не входящих в рукопись «избранных слов». У автора этих строк хранится неопубликованный и выполненный тем же архим. Амвросием перевод слова свят. Геннадия на Крестовоздвижение, видимо, неизвестный редактору перевода Г. М. Прохорову.

Немало вопросов вызывает и приложение к изданию - текст самого архим. Амвросия, являющийся компендиумом его большой работы о догмате искупления. Появившись на волне особо модной в русском богословии всего XX века и не всегда справедливой критики «юридизма», эта работа всё же выделяется из общей схемы такой критики. Касается это, прежде всего, несвойственного «антисатисфакционизму» понимания человеческой природы Спасителя. Вот как описывает автор суть искупления: «Сила греха была огромна, но Жертва и Страдания Её были бесконечно больше, и поэтому Слово, воспринявшее в себе плоть и сосредоточившее в Себе человечество (ибо Богочеловек воспринял человеческое естество, свойственное всем людям, и воспринял его в первичном виде, неослабленном грехом), уничтожило силу греха от лица всего человечества. Ради Искупления человека Господь наш Иисус Христос испытал все последствия греха: смерть и ад. Адские мучения для души Богочеловека заключались в чувстве Богооставленности ... Испытав все последствия греха, будучи безгрешным Богом, Господь и уничтожил эти последствия греха ради человечества» (С. 500).

Увы, кроме библиографической справки, ни редактор, ни издатель тома не озаботились дать хотя бы минимальный богословский комментарий приведённому пассажу. Что ж, как и предлагает господин Абышко, подождём тех, кто сделает это лучше издателя.
 

священник Александр Задорнов
преподаватель МДАиС

 

От редакции: Как напомнили редакции несколько читателей - Геннадий Схоларий канонизирован не был (31 августа - память святителя Геннадия I Константинопольского).

Ответ О.Абышко священнику Александру Задорнову 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9