Анатолий Холодюк: Отец Михаил, когда у вас возникла идея создания Центра восточно-православного богословия?
Диакон Михаил Баккер: Помню, как в конце лета 2009 года я беседовал с другом – профессором богословского факультета Свободного Университета Амстердама. Он рассказывал мне о том, что все большее число религиозных сообществ в нашей стране предлагают своим членам получать богословское образование в его университете. При этом он отметил, что «нет только православных». Как диакон Православной Церкви, я привел ему конкретные примеры, свидетельствующие о том, что в последние годы в Амстердаме и во всей стране заметно вырос у людей интерес к православию. Мой собеседник предложил организовать встречу с деканом богословского факультета, профессором Вимом Янсе. Во время этой встречи-беседы я услышал из уст декана, что Свободный Университет «охотно поддержал бы идею и предоставил бы в своих стенах место православию как одному из трех важных направлений христианства». При этом профессор Вим Янсе убедил меня, что именно при Свободном Университете и можно организовать в Нидерландах православный научный центр. Кстати, наш Свободный университет, основанный 130 лет назад, является крупнейшим христианским высшим учебным заведением Нидерландов. Вот во время этой беседы мы и начали строить планы по созданию будущего центра. Именно эта беседа с деканом способствовала возникновению идеи образования Амстердамского центра православного богословия (Amsterdam Centre for Eastern Orthodox Theology, сокращенно – ACEOT).
А.Х.: И сколько же прошло времени с той знаменательной встречи до момента, когда Ваша идея воплотилась в жизнь?
Диак. М. Баккер: Официальным днем открытия АСЕОТ мы считаем 28 мая 2010 года. Центр был создан по благословению епископской комиссии Бенилюкса, членами которой являются архиереи всех Поместных Церквей, присутствующих у нас в Нидерландах. В этот же памятный для нас день профессор патристики и византинистики, член Британской Академии протоиерей Андрей Лаут (Andrew Louth) прочитал собравшимся лекцию на тему «Природа православного богословия». Отец Андрей не только известный православный богослов, написавший десятки книг и статей, он еще и настоятель прихода Московской Патриархии в Дареме (Durham), в Великобритании. Он уже на пенсии, поэтому я спросил его о желании помочь ACEOT и читать лекции на правах приглашенного профессора. К моей радости, согласие ученого было получено, и руководство университета назначило его на должность приглашенного профессора.
А.Х.: Кажется, Вы не только отпраздновали день рождения ACEOT, но позже и освятили его?
Диак. М. Баккер: О да, это было запоминающееся событие в нашем городе. Освящение АСЕОТ состоялось 21 октября 2010 года в актовом зале Свободного университета. Примечательно, что при малом водосвятии присутствовали члены только что созданной в Голландии Конференции православных епископов стран Бенилюкса, во главе с ее председателем митрополитом Пантелеимоном. Святым покровителем АСЕОТ мы выбрали преподобного Максима Исповедника, который, как известно, был не только великим отцом Церкви, но и как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Состоявшееся освящение и молебен предварили начало работы первого научного симпозиума, организованного по линии АСЕОТ. Этот симпозиум был посвящен теме «Мир в Православном богословии». С основным докладом выступили митрополит диоклийский Каллист из Оксфорда и священник Андрей Лаут.
А.Х.: Каковы цели и задачи руководимого вами Центра?
Диак. М. Баккер: Целью ACEOT является стимулирование научных исследований в области православного богословия, распространение православия в Европе, а также обучение и повышение квалификации православных капелланов для тюремной системы, системы здравоохранения и вооруженных сил. За несколько месяцев своего существования Центр привлек к себе внимание общественности как Амстердама, так и всей Голландии. Из многих стран мира поступают заявки желающих писать докторские диссертации. Кроме того, активно устанавливаются контакты с разными богословскими школами. Сейчас мы рассматриваем проект сотрудничества с Нидерландским библейским обществом с целью перевода Псалтири в переводе Семидесяти на нидерландский язык. Этот труд был бы ценным вкладом в развитие богослужения на нидерландском языке.
А.Х.: Кто является постоянными слушателями лекций в вашем Центре, и какие формы работы в нем превалируют?
Диак. М. Баккер: В основном в нашем Центре появляются голландцы, проявляющие интерес к православию. Но на лекции, которые, кстати, являются его основной формой работы (не считая, конечно, проводимых диссертационных исследований), приходят и православные клирики Константинопольского, Московского и Сербского Патриархатов, а также некоторые из тех православных верующих, которые по каким-либо причинам иммигрировали в нашу страну. Причем лекции проводятся не только в университетской аудитории, но и в музее «Эрмитаж Aмстердам», где с марта этого года с успехом проходит выставка «Блеск и слава: Искусство Русской Православной Церкви». Совместно с музеем наш Центр организовал цикл лекций об искусстве и духовности в русской православной традиции. Кстати, летом этого года лекцию на тему «Монашество и духовность» прочитал и гость из Москвы – архимандрит Кирилл (Говорун). Я, как директор, очень этим доволен, ибо ничего подобного два года назад в нашей столице не происходило. Лично я с самого начала функционирования нашего Центра желал наладить более тесные связи между ACEOT и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия, а также и другими православными образовательными учреждениями на территории России. У нас уже один ученый вплотную приступил к работе над планом богословской диссертации. Мы насчитали и еще более десяти человек, желающих написать диссертацию. Это представители нашей страны, Великобритании, США, Канады, Сербии, Румынии, Болгарии и Шри-Ланки.
А.Х.: Как относятся представители других религиозных конфессий в вашей стране к православию вообще и, в частности, к вашему проекту?
Диак. М. Баккер: За тот год с небольшим, что я руковожу АСЕОТ, могу только отметить постепенный и возрастающий интерес к православию и его богословию, а также в целом к Православной Церкви. Это относится и к научной общественности нашей столицы, и в целом к населению нашей страны. До недавнего времени у нас, конечно, можно было наблюдать еще немало предрассудков относительно православия. У простых людей и в академических кругах просто не доставало знаний о Православной Церкви и в целом о христианстве. А сейчас заметно, что в среде протестантов и католиков растет интерес к изучению истории Церкви и к творениям святых отцов. Параллельно с развитием подобного интереса они знакомятся и с основами православия. Например, двадцать лет назад мне даже трудно было бы представить, что я как будущий диакон Православной Церкви могу идти по кальвинистскому университету с дымящимся кадилом. А теперь… сам ректор считает освящение АСЕОТ памятным событием в истории университета. Сегодня можно отметить и тот большой сдвиг, который произошел в сознании верующих, представляющих традиционные церкви Амстердама. Так, ученые из числа католиков и протестантов ранее считали, что православные используют греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинту) якобы «в силу своей недостаточной образованности». Однако нам известно, что текст Септуагинты создан значительно раньше, чем дошедший до нас древнееврейский текст, а также и то, что в Новом Завете цитируется текст Септуагинты. И теперь эта православная точка зрения встречает гораздо больше понимания в среде католиков и протестантов. То же относится к Литургии, духовности и обрядам, которые вызывают возрастающий интерес на Западе. Именно православие и сохранило ту древнюю традицию, которая на Западе в значительной мере утрачена.
А.Х.: Какой же содержательной программой руководствуется ваш Центр в процессе распространения православного богословия?
Диак. М. Баккер: Наша академическая программа в предстоящем году будет состоять из цикла восьми лекций, посвященных основным вопросам введения в православное богословие. Одно влиятельное издательство в ближайшее время опубликует содержание наших лекций. Основная работа в ближайшем будущем будет проводиться над диссертационными проектами. Мы понимаем, что пока мы не в силах организовать полноценное бакалаврское образование в нашем Центре. Лучше чтобы аспиранты получали основное образование в православной среде.
А.Х.: Ваш Центр существует уже более года. Как бы вы охарактеризовали первые результаты его деятельности?
Диак. М. Баккер: Мне известно, что в Голландии и в России эксперты с большим интересом следят за развитием АСЕОТ. Если говорить о самых первых результатах деятельности нашего Центра, то они сводятся к следующему. Мы уже установили и поддерживаем тесные отношения с Министерством юстиции Нидерландов, где разработана достаточно эффективная система духовной поддержки тех, кто отбывает срок заключения в тюрьме. Если наше правительство даст положительный ответ на прошение Конференции православных епископов, то Министерство юстиции согласно допустить к работе с заключенными и православных священников. Конечно, они должны будут соответствовать определенным образовательным требованиям. Наш Центр заинтересован и в том, чтобы участвовать в подготовке православных священников. Во всех наших приходах велика потребность верующих в духовном окормлении. Для сотрудников нашего Центра православное богословие – нечто большее, чем обыкновенная академическая дисциплина. Согласитесь, смысл православной веры лучше всего можно постичь, участвуя в православных богослужениях, что можно сделать в нашем амстердамском или в других храмах.
А.Х.: Что лично для Вас значит быть директором АСЕОТ?
Диак. М. Баккер: Я родился в Нидерландах в протестантской семье, учился на факультете славистики и занимался церковнославянским языком. Защитил диссертацию и 27 лет тому назад перешел в православие, являюсь диаконом Свято-Никольского прихода Московского Патриархата в Амстердаме.
Скажу откровенно, я совсем не подозревал, что октябрь 2009 года станет началом очень плодотворного и интенсивного периода в моей жизни. К этому моменту я достиг определенного баланса в выполнении обязанностей мужа, отца троих детей, диакона и стратегического советника нидерландской полиции. Я заметил, что с той поры недосыпание стало у меня уже хроническим явлением. Мне даже стало недоставать времени, чтобы на досуге поиграть с моими детьми в футбол! И все это потому, что у меня тоже возникло желание подготовить вторую диссертацию по проблеме православного богословия. По образованию я сам славист, и моя первая диссертация была посвящена проблеме переводов Библии на церковнославянский язык. Если говорить о том, что я делаю сейчас в качестве директора центра, то, образно говоря, я собираю воедино те кусочки мозаики, которые у нас уже есть, но они все пока разрознены. В данный период я как директор центра занят больше всего не теоретическими вопросами, а практическими делами и поисками спонсоров для нашего дела. Мне важно, чтобы некоторые частные лица и организации оказывали финансовую поддержку нашей инициативе.
А.Х.: Скажите, а когда в истории вашего города и страны появился первый православный храм?
Диак. М. Баккер: Православный крест в небе Амстердама появился еще во второй половине XVII века. Уже тогда в городе существовала Греко-Русская Православная Церковь, а богослужения проходили в небольшой часовне св. Екатерины. На богослужениях можно было видеть российских дипломатов и членов их семей, а также русских и греческих моряков и торговцев. В XIX веке после того, как состоялся брак короля Вильгельма II с русской царевной Анной Павловной, в королевской резиденции в Гааге появилась православная часовня, которую в Голландии называли «Русской церковью». Сохранились сведения, что эта часовня явилась источником вдохновения и тем местом, где голландцы познакомились с православной традицией русского народа.
А.Х.: А сколько сейчас насчитывается в стране православных приходов?
Диак. М. Баккер: Сегодня у нас в Голландии насчитывается три православных монастыря и 27 православных приходов разных Церквей: Русской (МП и РПЦЗ), Болгарской, Константинопольской, Сербской и Румынской. Начало широкого распространения православия в Голландии относят к довоенному 1940 году, когда в Православную Церковь были приняты два монаха-католика – Иаков Аккерсдейк и Адриан Корпорал. Позже они основали в Гааге православный приход и монастырь во имя святого Иоанна Крестителя. У нас имеются три д ействующих монастыря: женский монастырь в Астене в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1989 году; мужской монастырь (с 1999 года) в Хемелюме (Химмелуме) святого Николая Мирликийского Чудотворца; и вышеупомянутый монастырь в Гааге. Последний был основан сначала как мужской в юрисдикции РПЦЗ, а с 1974 года функционировал как женский в юрисдикции РПЦ. В августе 1972 года, когда в юрисдикцию РПЦ перешел Иаков (Аккерсдайк), епископ Гаагский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ, учреждается Гаагская и Нидерландская епархия Московского Патриархата, которой управляет ныне архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин).
А.Х.: А когда в Амстердаме образовался ваш приход?
Диак. М. Баккер: Наш Свято-Никольский приход существует с 1974 года. Основателем считается небольшая группа православных верующих, которая решила посвятить приход святителю Николаю, который, кстати, является и покровителем Амстердама.
Сначала службы проходили в старой часовне бывшей католической церкви. С декабря 2006 года наш приход размещается на территории бывшего католического монастыря Ордена Братьев Меньших Капуцинов. Теперь жители нашего голландского квартала Иордан в центре Амстердама уже привыкли к звукам православного песнопения. Они с интересом взирают и на крестные ходы, которые совершает по большим праздникам наш приход.
В конце прошлого века наш приход был совсем небольшим и состоял из голландцев и русских. А в последние годы он значительно вырос и в настоящее время является самым большим из всех шести приходов Русской Православной Церкви в Голландии. В нашем приходе насчитывается более 200 человек, которые составляют 20 различных национальностей.
Богослужения совершаются на двух языках – церковнославянском и голландском. Настоятелем Свято-Никольского храма является протоиерей Сергий Овсянников. Клириками прихода – иеромонах Серафим (Стандхардт) и священник Хилдо Бос. У нас два диакона – Джон Сьютер и я. В Амстердаме наш приход известен. При нем работают Православный информационный центр и библиотека, в которой более пяти тысяч книг. У нас действует воскресная школа для детей от 4 до 13 лет. Занятия на нидерландском языке в ней проводятся в трех группах по возрастам. Кроме того, у нас работают курсы иконописи. А для любителей русской духовной музыки создан хор «Октоих». По инициативе прихода в Амстердаме отрыта Русская школа (светского характера), которая существует уже 12 лет и насчитывает примерно 100 учащихся разных возрастов от 3 до 16 лет.
А.Х.: Какие еще замыслы вы, вместе с вашими коллегами в АСЕОТ и прихожанами, желали бы претворить в жизнь?
Диак. М. Баккер: Знаете, некоторые наши прихожане высказывают мне, как диакону, такое замечание: «Много детей с родителями приходят по воскресениям в храм. Так шумно стало из-за них на богослужениях!» А я лично рад этому. Много детей – это хорошо! Значит, растет число православных в Амстердаме. Вопросы детей заставляют нас, взрослых, больше углублять свои знания о вере.
Если говорить о других наших замыслах, то мы очень хотим, чтобы правительство Голландии как можно скорее признало православие в качестве официальной религии в стране. На сентябрь этого года у нас как раз намечена беседа с представителями трех министерств.
А.Х.: Большое спасибо за интересную беседу.