История Русской Православной Церкви в XX веке трудна и многогранна. Основным препятствием к изучению жизнедеятельности Церкви и осмыслению процесса взаимодействия Церкви и государства является закрытость церковных и государственных архивов, освещающих исторический процесс существования Церкви в Советском государстве. Церковные архивы закрыты для исследователей, хотя можно предположить, что материалы, находящиеся в архиве Московской Патриархии и иных архивах Синодальный учреждений Русской Церкви, не относятся к документам, носящим гриф секретности. Подобная изоляция, в первую очередь, вредит самой Церкви как социальному институту и сообществу людей, живущих на земле в конкретных исторических условиях. Знания о прошлых событиях церковной истории, изучение процессов, приведших к той или иной реакции иерархов Церкви, значительно упростили бы взаимодействие Церкви воинствующей с современным обществом стран Русского мира.
В создавшихся условиях исследователи, поставившие своей целью изучение взаимодействия государства и Церкви, вынуждены обращаться в региональные государственные архивы, епархиальные архивы, архивы немногих монастырей и храмов, действовавших в Советском Союзе. Узкая специализация архивов местного значения не раскрывает всего видения исторического процесса как такового, но по крайней мере проливает свет на некоторые штрихи жизни религиозных организаций в СССР.
Большое значение в деле изучения исторической эпохи советского периода играет публикация церковных и государственных документов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви. Среди попыток публикации исторических документов можно назвать книгу наместника Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) «Высокопреподобие отца Алипия». Книга повествует о жизни и деяниях многолетнего наместника древней обители архимандрита Алипия (Воронова). К сожалению, книгу отца Тихона нельзя причислить к серьезным историческим исследованиям. Сам автор пишет: «Эти воспоминания не академический труд или исследование, а желание восстановить в своей памяти и сохранить в истории светлый образ духовного подвижника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия…»[i]. Книга не отвечает стандартам, принятым в науке, но является важным источником по истории Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря и истории Русской Церкви.
Игумен Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году, человек интересной судьбы и крепкой веры. Учился в изостудии, работал на строительстве метрополитена в Москве, позже трудился учителем рисования, служил в рядах Красной Армии, затем работал на военном заводе. В связи с началом Великой Отечественной войны повторно был призван в действующую армию, в составе войск прошел весь тяжелый путь вплоть до Берлина. Война, близость смерти, страдания и тяготы боевой жизни окончательно утвердили Ивана Михайловича в том, что его призвание – это монашеский подвиг, подвиг служения Богу и людям.
Свой обет Иван Михайлович исполнил: после демобилизации поступил в братию открывшейся после войны всероссийской святыни – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В Лавре отец Алипий нес различные послушания, в том числе руководил художественными работами по росписи домовой церкви на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в село Лукино, за что был отмечен Патриаршей грамотой. Кроме того, отец Алипий в 1953 году работал над художественным оформлением Патриаршей загородной резиденции в бывшей усадьбе бояр Колычевых в Переделкино.
Отцу Алипию выпало управлять Псково-Печерским монастырем в тяжелые советские годы с августа 1959 по 12 марта 1975 года. Своим назначением на должность наместника Псковской обители игумен Алипий был обязан тогдашнему наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Пимену (Извекову), будущему Патриарху Московскому и всея Руси, который порекомендовал отца Алипия Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому).
Региональные власти не сразу признали назначение нового наместника монастыря. Долгое время отцу Алипию чинили различные препятствия в деле получения постоянной прописки в монастыре. Когда же последняя была получена, она была эквивалентна разрешению властей на исполнение обязанностей наместника монастыря.
Отец Тихон (Секретарев) описывает любовь отца Алипия к произведениям искусства, особенно к живописи: «Церковные люди жертвовали финансовые средства монастырю для сохранения культурного наследия России. Архимандрит Алипий (Воронов) на эти средства купил и отреставрировал картины известных художников, а затем подарил собранные картины в Русский музей города Санкт-Петербурга и в Псковский музей»[ii]. В книге помещены репродукции картин, переданных архимандритом Алипием (Вороновым) в музеи страны в 1974 году. Список поражает своей масштабностью, почти все выдающиеся живописцы-передвижники были представлены в коллекции отца Алипия, среди них: А.Иванов, Н. Клодт, И. Крамской, И. Айвазовский, В. Поленов, В. Суриков, В. Маковский, И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Головин, Б. Кустодиев, И. Грабарь.
Много трудов отец Алипий (Воронов) приложил к тому, чтобы возвратить на Родину в 1973 году сокровища монастырской ризницы, похищенные фашистами в 1944 году.
Важным аспектом работы архимандрита Алипия было создание нескольких документальных фильмов о жизни вверенной ему обители. Среди эпизодов – монашеский постриг в монастыре, христосование братии на Пасху. Сам отец Алипий запечатлен в некоторых кадрах фильма «Русская Православная Церковь сегодня» 1968 года, изготовленного по заказу Московской Патриархии.
В нелегкие для Церкви советские годы отец наместник старался не только духовно поддерживать братию монастыря и приезжавших паломников, но и пытался увеличить число монашествующих обители, что, конечно же, было задачей весьма и весьма трудной.
Также в книге помещены личные воспоминания нынешнего наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) об отце Алипии. Важным свидетельством жизни монастыря является фотолетопись; среди фотографий встречаются очень интересные, например, молодой архимандрит Пимен (Извеков) с певчими и прихожанами обители. Иностранные делегации из разных уголков мира часто посещали обитель, что также нашло отражение в многочисленных фотографиях, размещенных в книге.
Отдельный раздел книги посвящен проповедям отца Алипия, в которых наместник мужественно обличал гонения на Церковь со стороны властей. Кроме того, отец Алипий является автором статьи для журнала Московской Патриархии, единственного печатного органа Церкви в то время. Статья написана к 400-летию кончины преподобномученика Корнилия, игумена Печерского, и размещена в №2 и №3 за 1970 год.
Особую ценность книге придают снимки (копии) документов из личного архива архимандрита Алипия (Воронова), архива монастыря и из иных личных архивов. Среди документов послужной список отца Алипия (Воронова), автобиография и другие любопытные документы. Интересно ходатайство Духовного Собора Псково-Печерского монастыря к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I об оставлении в обители на должности наместника игумена Алипия, датированное 15 сентября 1959 года. Братия монастыря боялась, что решением церковных властей их наместник будет переведен на иное место служения, что послужило поводом к подобному обращению. Среди документов, размещенных в книге отца Тихона, можно найти: Указ Патриарха Алексия об утверждении игумена Алипия в должности наместника Псково-Печерского монастыря от 6 октября 1959 года; грамоты о вручении церковных орденов, в том числе и ордена Христа Спасителя Антиохийского Патриархата; Указ Патриарха Пимена о награждении архимандрита Алипия вторым крестом с украшениями от 9 сентября 1973 года. О положении монастыря, его жизни и нуждах говорит докладная записка за 1969 год, адресованная Высокопреосвященнейшему Иоанну, архиепископу Псковскому и Порховскому.
В заключении книги приводятся стихотворения, автором которых является отец Алипий (Воронов), фотолетопись продолжения и приумножения традиций наместника монастыря архимандрита Алипия с 1975 по 2009 гг., а также фотографии современной жизни монастыря.
Сегодня Псково-Печерский монастырь является продолжателем традиций русского монашества, а также тех благочестивых обычаев, которые сформировались в богослужебной и общинной жизни монастыря за годы управления им архимандритом Алипием.
Труд отца Тихона (Секретарева) не претендует на то, чтобы называться серьезным историческим исследованием, со своим анализом, соображениями и выводами, но в любом случае подобные книги важны и интересны для современной эпохи именно тем, что они предоставляют материал (архивные документы, фотографии, воспоминания) для размышлений и позволяют читателям самим произвести синтез корпуса исторических источников и сделать выводы.
[i] Архимандрит Тихон (Секретарев). Высокопреподобие отца Алипия. Печоры. 2009. С. 20.
[ii] Архимандрит Тихон (Секретарев). Высокопреподобие отца Алипия. Печоры. 2009. С. 13.