Краткие исторические заметки
Вслед за вводной статьей портал «Богослов.Ru» публикует перевод первой части «Кратких исторических заметок» ("Παραστάσεις σύντομοι χρονικαί") - византийского анонимного памятника VIII в. «Парастасис» является главным и важнейшим источником по византийской топографии Константинополя. Он описывает различные достопримечательности византийской столицы VIII в., как они понимались самими византийцами, и приводит соответствующие исторические легенды. Перевод выполнен Дмитрием Шабановым.
Статья

1.

Следует отметить, что церковь св. Мокия была изначально построена Константином Великим, когда большое число язычников жило в той области. Там был храм Зевса, на месте которого (и из камней которого) император построил церковь. Она обрушилась в правление Констанция, в его третье консульство. Во времена Феодосия Великого ариане были изгнаны из святых церквей и, придя к церкви св. Мокия, они возжелали её и попросили императора, чтобы им было позволено находиться там, что и было исполнено. Так ариане немедленно перестроили эту же церковь, и она использовалась ими для богослужений семь лет. Она обрушилась, как говорят, на седьмой год, когда они совершали Литургию, и при этом многие ариане погибли. Но во времена императора Юстиниана та же церковь была перестроена и стоит даже до наших дней. Маркелл чтец ложно утверждает, что церковь обрушилась во второй год правления Конона Исавра 1.

1 Льва III, в 718.

 


2.

Церковь св. Агафоника была построена на своём первом месте Анастасием, а во второй раз Юстинианом Великим. Семь патриархов служили в этой церкви более пятидесяти лет, и на императоров возлагались там венцы1. По какой причине она была перенесена […] – неизвестно. Но наши предшественники донесли до нас и это: около этой церкви был также большой дворец, и, будучи разрушенным, он был перемещён Тиверием2 на настоящее место.

1Вероятно, отсылка к церемонии шествия императора в церковь св. Агафоника.

2 Тиверием II, 578-582.

 


3.

Стены у моря были восстановлены Тиверием Апсимаром1, до него они были в полном пренебрежении. Западные стены, у великих врат, были восстановлены при Льве, великом и благочестивом2. По этому случаю он также устроил шествие, на котором сорок раз возглашалось «Господи помилуй», и притом партия Зелёных кричала: «Лев превзошёл Константина».

1 698-705.

2 При иконоборце Льве III (717-741) «великий и благочестивый» – стандартный титул правящего императора, упоминается также в хронике Феофана, который пишет с точки зрения иконопочитателей, что таким образом отражает использование современных источников, сохранивших и другие аккламации.

 


4.

У ворот на уровне земли, который был поднят, стояло изваяние некой язычницы, Фидалии1. Когда этот столп был убран, явилось великое чудо, место то долго тряслось, что удивило даже и императора, который послал крестный ход на то место и только так остановил трясение. Св. Савва2 достиг того своими молитвами.

1 Мифическая супруга Визы, противника Константина, часто упоминаемого в тексте. Согласно Chronicon Pascale она построила наземные стены города и защитила его от атаки скифов. Поэтому стена была походящим местом для её статуи. Генерал Каллиад, по сообщению Исихия, возвёл статуи Визы и Фидалии в районе Базилики.

2 Св. Савва, основатель палестинской Лавры, был в Константинополе зимой 512-513 гг. и весной 531 г. Скорее всего, у него спросили совета, и он ответил императору таким образом.

 


5.

В месте под названием Неолайя стояло изваяние женщины и алтарь с маленьким тельцом на нём1, также были там четыре коня, сияющие золотом2, а на колеснице с возничим было изваяние женщины, держащей в правой руке маленькую фигурку, бегущий образ. Об этом одни говорят, что эта группа была воздвигнута Константином, а другие, что только кони, а остальное древней работы и не было сделано Константином. До времён Феодосия Великого устраивались самими горожанами зрелища на Ипподроме, когда все со свечами и в белых одеяниях шли, неся это самое изваяние на колеснице до Стамы от входных врат. Они делали это каждый раз, когда праздновался день рождения города. И также там были представлены в виде скульптур на колоннах Адам и Ева и Изобилие и Голод.

1 Текст испорчен.

2 Вероятно те же, что описываются в главе 84, как находящиеся «над Ипподромом», группа, приписываемая Лисиппу, сейчас находящаяся в музее собора св. Марка в Венеции. Автор ошибочно утверждает, что именно эта группа участвовала в праздновании дня рождения Константинополя, очевидно, имя в виду сообщение Малалы, по которому позолоченная деревянная копия статуи Константина с Форума, держащего в руках статую богини Тихи, была носима на Ипподром на колеснице и там приветствовалась. Однако статуя в Parastaseis называется женской. Скорее всего, автор видел группу в Неолайе, и самостоятельно сделал выводы о её участии в празднованиях четвёртого – шестого веков.

5а. (эти главы переведены из компилятора Patria Constantinopoleos)

О побережье Неорион

На побережье, называемом Неорион, стоял бронзовый бык огромной величины. Говорят, что он ревел, подобно быку, раз в год, и что в день, когда это происходило, случались несчастья. В правление императора Маврикия он был утоплен у этого побережья.

5b.

О статуях в Халки

Изваяние Маврикия и его жены и детей в Халки стоит над богомужным образом Иисуса Христа, это изваяние он воздвиг. Два изваяния, чьи руки простёрты друг к другу, были привезены из земли Афинян, говорят, что они изображают философов, как это утверждает Лигурий язычник1.

1Неизвестен из иных источников.

5с.

После смерти императора Маврикия явился ученик некоего Евтихия1 по имени Акат, который был дьяконом в церкви св. Евфимии2. Когда он увидел, что последователи Евтихия были побеждены, он отправился в форт Серапион (один из тех, которые были заняты персами, под названием Регион)3. Он сообщил Периттию, командующему фортом, о незащищённости обитателей Халкидона. Периттий немедленно сел на колесницу (ибо таково было снаряжение командующих Региона) и с семьюдесятью тысячами людей отправился в город Халкидон. Люди, однако, узнали об этом и бежали в Византий, взяв при этом и драгоценные мощи св. Евфимии4. Акат повёл перса Периттия на город в отместку за то, что церковь не отдали Евтихию. Тогда вызолоченный бог Солнца, так называемый Кронос, стоявший в Халкидоне, был захвачен персами, которые взяли его в Персию.

1 То есть монофизит.

2Церковь св. Евфимии была местом самого IV Вселенского собора, осудившего монофизитство, после чего св. Евфимия стала олицетворять халкидонское православие. Автор не знает подробностей исторической борьбы между Персией и Византией в указанный период.

3Персы нападали на Халкидон в 609 и 616-617 годах (см. хронику Феофана). Во втором случае они перезимовали у города и опустошали его окрестности, поэтому скорее всего этот пассаж относится к первой атаке.

4Это сообщение о переносе мощей св. Евфимии в мартирий у Ипподрома следует рассматривать в контексте отношения автора Parastaseis к императорам-иконоборцам, поскольку мощи затем были изъяты Константином V. Они были осквернены и выброшены в море, после чего, по преданию, приплыли в Лемнос (см. хронику Феофана). Язык глав 5b и 5с предполагает доиконоборческую датировку текста, и тогда становится понятной отсылка к Маврикию выше по поводу образа Христа в Халки, который, как известно, был уничтожен в 726 году.

5d.

О статуях в церкви св. Мокия

Во времена Льва Исавра многие древние памятники были разрушены, потому что человек тот был безумным1. В это время так называемый Трисодон2 был убран. Он находился в пустоте под церковью св. Мокия. До того времени многие использовали его для астрономических расчётов. Там также находились гробницы язычников и ариан и другие тела.

1 Частый эвфемизм для иконоборцев в текстах постиконоборческой эпохи. Возможно, это интерполяция в Patria.

2 Возможно треножник.

 


6.

Форт Панормон был основан Панормом, язычником, и имел он двойную стену, подобную железу, приваренному к бронзе. У северных врат этого форта была вздымающаяся лестница1 и изваяние женщины с двумя головами. Там произошло зрелище: когда огонь поглотил форт, и сжёг весь город вместе со стенами, башня ворот, где стояло изваяние, осталась стоять. И много раз огонь подбирался очень близко к тому месту, но отступал на десять футов от изваяния, так как нечто, защищающее изваяние, отгоняло его. Изваяние это было взято Хосроем2, тираном Персии, и почитается там до сего дня как Парадейсий, сборщик налогов, который был взят персами в плен и бежал, изложил в третьем издании хроники Ипполита3. (Проверить эту невероятную историю)4.

1 Возможно, имеется в виду лестница внутри башни.

2 Хосроем II (590-628), см. выше.

3 Хроники Ипполита из Фив. До конца седьмого века данный термин применительно к провинциальным сборщикам налогов не употребляется, поэтому надо предполагать, что он был взят в плен уже в арабский период, хотя возможно, что автор издания хроники просто его цитирует (и тогда его пленение можно отнести к персидским нашествиям 609 и 666-617 гг.).

4 Замечание писца.

 


7.

В месте, называемом Смирнион, у портика Тетрадесий, под землёй, в двадцати футах к северу, есть девять изваяний, около церкви св. Феодора. Из этих изваяний четыре – Константина Великого, его жены Фаусты, Иллариона препозита и третьего сына Константина, также Константина, который, по словам хронографов Геродота и Ипполита, был обезглавлен отцом, и по которому отец скорбел и рыдал сорок дней, как сказано: не омывая тело и не ложась на ложе1. Он сделал это изваяние из чистого серебра и покрыл большим количеством золота, а голова была из чистого золота, с надписью на лбу: «Мой сын, которому было причинено зло». Когда же он воздвиг изваяние, он пал ниц в покаянии и молил Бога о своих грехах. Оставшиеся пять изваяний – Севера, Гарматия, Зевксиппа, Виглентия (строителя Ta Viglentiou) и Елевферия2, который построил дворец у Сената. Все эти люди были казнены мечом и запечатлены в статуях тем, кто казнил их: грешник с мольбою просил их о прощении. Его дети и многие их потомки продолжали делать это до времён Валента Арианина. Ариане же, не в силах перенести своё поражение от Константина, погребли их в упомянутом портике Тетрадесий, у церкви св. Феодора, где они и остаются до сего дня.

1 Имеется в виду языческая версия истории обращения Константина, согласно которой он обратился только в 326 году, когда христиане обещали ему божественное прощение за казнь его сына Криспа в случае обращения, напр. у Зосимы. Обращению Константина приписывается недостойная мотивация. Существует полемика с этой версией, напр. у Созомена.

2 Это имена людей, по которым были названы константинопольские кварталы.

 


8.

В Сенате были возницы на колесницах, они были помещены на месте астрономических расчётов, где также были изваяния Артемиды и Афродиты. Там Аркадий, архидиакон церкви св. Ирины, был обезглавлен при помощи дубинок арианами. Говорят, что изваяния на том месте после его смерти тряслись три дня. Колесницы же были погребены под аркой во времена императора Феодосия1.

1 Предположительно Феодосия II.

 


9.

Также говорят, что двенадцать корзин1 десять лет были в новом дворце Сената. И после этого они были погребены под сводом по совету Митрофана, епископа Константинопольского, данному им Константину Великому.

1 Т. е. корзин из евангельского чуда о насыщении пяти тысяч.

 


10.

Также большинство утверждает, что образы [епископов] Митрофана, Александра и Павла были на щитах при Константине Великом. Они стояли на Форуме около великого изваяния, на столпе в восточной части форума. Эти образы ариане, когда они победили, приказали сжечь в огне в Коронии Милиона, вместе с изображением Матери Божией с самим Иисусом, Который стал младенцем во плоти. Так историк Анкириан точнейшим образом сообщает нам в своём Декалоге до времён Анастасия. (И сам Анастасий сообщает то же).

 


11.

У великой Церкви, которая теперь называется Св. София, было убрано 427 изваяний, по большей части языческих. Между ними были изваяния Зевса и Кара1, предка Диоклетиана2, а также Зодиак, Луна, Афродита и Северная Звезда, Арктур, поддерживаемая двумя персидскими изваяниями, Южный Полюс и жрица Афины, прорицающая Герону философу3, в профиль. Там было немного изваяний христиан, около восьмидесяти. Из многих достойны упоминания несколько: изваяние Константина, Констанция, Констанса, Галена квестора, Юлиана кесаря и другого Юлиана, епарха, Лициния августа4, Валентиниана5, Феодосия6 и Аркадия с сыном7, Серапиона ипатика8 и три изваяния Елены, матери Константина, одно из которых из порфира, а другие из мрамора, причём одно из них с серебряными накладками на бронзовом столпе, а другое – из слоновой кости9. Эти статуи Юстиниан распределил по городу, когда с верою и усердием им была воздвигнута Великая Церковь. Те, кто знают вышесказанное, найдут множество их, если они обойдут город и поищут.

1 Императора, 282.

2 284-305.

3 Герону Александрийскому, ок. 200 н. э.

4 308-324 – маловероятно.

5 Возможно Первого, 362-375.

6 Первого, 379-395.

7 395-408.

8 Неизвестен. Возможно, титул – аналог consularis – значит “консул”.

9 Вероятно, имеется в виду, только руки и лицо из слоновой кости.

 

 


12.

Когда стратег Манаим1 разбил скифов с силою, он был сочтён достойным оказания почести изваянием в так называемом Орреуме2, некоторыми также называемом Модионом. Там была так называемая мера, где сейчас стоят колонны и апсида, рядом с домом, сейчас называемым домом Кратера. Бронзовая мера также стоит там, как и зернохранилище, и две бронзовых руки на пиках. Касательно Модиона, нужно упомянуть и то, что был он возведён во времена Валентиниана. В это время народу Константинополя были даны государственные меры, и он установил ценой за двенадцать мер [зерна] серебряную монету, так как номисма тогда чеканилась из серебра. Феодорит описывает это яснейшим образом. Бронзовые руки были установлены над ним [Модионом], потому что когда император установил полную меру и наказал корабельщикам не противиться, один из корабельщиков, продававший зерно для зерновых пайков императору, лишился правой руки у входа в Модион, когда некто из присутствующих обвинил его в мошенничестве. И вот потому эти бронзовые руки были поставлены для продающих и покупающих, в предупреждение тем, кто будет восставать против установленного. А изваяние императора Валентиниана, держащего меру в правой руке, было снято, чтобы заплатить выкуп за Курия протектора3 во второй год правления Юстиниана, потому что оно, хоть и небольшое, тоже было из серебра.

1 Неизвестен из иных источников.

2 Императорском зернохранилище, букв.

3 Начальника императорской гвардии.

4 Неизвестно, Юстиниана I или II, латинский титул «протектор» скорее указывает на Юстиниана I.

5 Неизвестно, Юстиниана I или II, латинский титул «протектор» скорее указывает на Юстиниана I.

[Примечание.

Название «Модион» происходит от модия, меры измерения пшеницы. Пассаж описывает две бронзовых руки на пиках, установленные в предупреждение купцам, которые обманывали правительство, и обозначающие наказание за это преступление – отрубание рук. В 455 Валентиниан III установил официальную цену пшеницы из Африки: 1 солид за 40 модиев, также использовалась цена в 30 модиев за солид. При неурожаях или в случае голода, однако, цена могла подниматься до 12 модиев за солид. Автор постоянно путает цены и меры, например, утверждая, что солид (номисма) изначально был серебряным. Во времена автора зерновые пайки могли уже не существовать в том же объёме, но известно, что в 713-715 Артемий (Анастасий) наполнил императорские зернохранилища продуктами, готовясь к продолжительной осаде. Орреум мог быть одним из таких хранилищ на случай осады.

Из «О церемониях» известно, что Модион располагался между Филадельфионом и Бычьим Форумом, на котором были обнаружены каменные руки, без сомнения, являющиеся копией бронзовых. Возможно, там и было настоящее место Модиона – общественного места на проспекте Меса, названного так по установленной там мере. Модион в Амастрианоне, упоминаемый в Patria Исихия, мог быть возведён только в конце восьмого века, когда императрица Ирина устроила там пекарни. Нужно предполагать, что в Patria компилятор, полагаясь на сообщение Parastaseis, добавил указание на расположение Модиона в Амастрианоне. Но автор Parastaseis не знал о втором Модионе. Неясно также, находился ли упомянутый в Parastaseis дом Кратера в Амастрианоне или около Месы, что следовало бы из факта заимствования компилятором Patria этой заметки из Parastaseis. Следующая глава Patria помещает описанную статую Валентиниана в Амастрианон; кажется вероятным, что автор просто заменил на новое изначальное положение Модиона. Поскольку статуя была уничтожена Юстинианом, оба автора ссылаются на факт, который они уже не могли проверить. В нашем источнике Модион Валентиниана совершенно свободен от всяких ассоциаций с Амастрианоном, также не относит его туда и Кедрин. Следующая глава Parastaseis описывает статую в помещениях Хлебного Рынка – Артотириана – также в связи с темой Модиона зерна и хлеба, но Хлебный Рынок находился на противоположной стороне Бычьего Форума и дальше на восток, и он не мог прямо примыкать к Модиону.

Поэтому кажется вероятным, что Модион Валентиниана располагался на Месе, и от него возникло название общественного места. Тогда компилятор Patria знал и о другом Модионе в Амастрианоне, очевидно, устроенном после создания Parastaseis. Возможно и то, что изначальный Модион был туда перемещён.]

 

 


13.

Образ Менандра, прорицателя критян1, попал в Константинополь. Его поместили для обозрения в зале Артотириана, так как это изваяние имело в высоту пятнадцать кубитов и в ширину восемь кубитов. Оно не было литым, но из чеканного металла, и Маркиан2, перечеканив его в монету, положил в сокровищницу.

1 По Кедрену, «мага и шарлатана» при Траяне.

2 450-457.

 

 


14.

Ардабур1, военачальник в правление Льва Великого, обнаружил в пределах Фракии изваяние Геродиана, весьма горбатое и тяжёлое. В припадке гнева он сломал статую и, сломав, нашёл 133 таланта в золотых фунтах2, о чём с радостью доложил императору. Но затем он был казнён, и будучи при смерти, сказал: «Никто, добавляющий в золото свинец [то есть даже фальшивомонетчик] не подвергался такой казни, какую мне присудил этот император-горбун»3. И потому те, кто шли мимо, особенно из философов, не выводили смерть Ардабура из его прошлых злодеяний, но решили, что он пострадал из-за разрушения изваяния Геродиана. Было это, когда Аспар также погиб с ним. А изваяние Аспара сохранилось до сего дня в районе Быка, он сидит на коне […], как это можно видеть4.

1 Magister militium per Orientem с 450 года, сын Аспара, снятый с должности по подозрению в заговоре в 466 г., обвинённый и казнённый в 471 г.

2 Таланты и фунты используются синонимично.

3 Под эпитетом «горбун» имеется в виду вообще нечто забавное или же пагубное, содержащееся в языческих статуях. Несправедливость Льва сравнивается с уродством статуи. Общий смысл тот, что не следует шутить с древними статуями, особенно языческими.

4 В 471 г. Аспар и Артабан были убиты дворцовыми евнухами императора Льва. Текст испорчен, возможно, имеется в виду, что Аспар вооружён. Район Быка не связан с Бычьим рынком, имя Аспара носила цистерна и дворец.

 

 


15.

На Форуме в правой части восточной стороны, он [Константин] воздвиг двенадцать изваяний из порфира и изваяния из мрамора, а также двенадцать сирен, которых народ называет золочёными морскими конями. Но в наши дни осталось только семь. И в наши времена император переместил трёх к церкви св. Маманта, но оставшиеся четыре стоят на своём месте и сейчас.

16.

Следует отметить, что крест, на пересечении которого читается «Свят», установлен тем, кто был патроном форума [Константином]. Также и два изваяния сохранились справа и слева от ангелов, одно – Константина и другое – Елены. К северу от входа и к востоку от выхода на этом месте Константином Великим был воздвигнут крест, окованный серебром и с круглыми шарами на концах, точно такой, какой он видел [в небе]. Также и золочёные статуи его с сыновьями находятся там.

 

 


17.

На том же Форуме стояло приводящее в трепет изваяние слона1, на месте слева от великого изваяния. И от того произошло странное зрелище. Когда было землетрясение, слон упал, и одна из его задних ног сломалась. Солдаты префекта (так как Форум относится к их зоне ответственности) кричали друг другу и прибежали, чтобы поставить его обратно, и нашли внутри слона все кости полного человеческого тела, и табличку, сверху которой было написано2: Даже в смерти не расстанусь я со святою девой Афродитой3.Префект положил это в общественную денежную сокровищницу, вдобавок к предыдущему.

1 Оно было окружено другими подобными же развлекательными фигурами, которые приписывались Аполлонию Тианскому и были помещены там в начале четвёртого века. Существовала популярная легенда, что он «заколдовал» эти статуи Константинополя.

2 Или: коробочку с надписью на крышке.

3 Если эта история реальна и если принять, что речь идёт о коробочке для духов или косметики, то останки принадлежат, конечно, самой жрице Афродите. Но связь со слоном кажется довольно подозрительной.

18.

В месте под названием Милион стояло бронзовое конное изваяние Феодосия. По случаю его возведения он пожертвовал много зерна городу.

 


19.

Конные изваяния в Перипатосе1 изображают всю семью Грациана, Феодосия и Валентиниана. Между них одно, кривого Фирмиллиана, сделано было шутки ради2, и оно сохранилось до сего дня.

1 Букв. в колоннаде либо при ипподроме, либо перед дворцом.

2 Смысл шутки для нас утрачен, возможно, слово «кривой» употреблено в метафорическом смысле, как и «горбатый» выше.

 


20.

Ранее некоторые называли Ксеролоф зрелищем. Ибо на нём было шестнадцать спиральных колонн, Артемида – сложное изваяние, и изваяние самого строителя [Ксеролофа] Севера, а также памятник в виде треножника. И многие жертвоприношения совершались там по приказу этого Севера. Также много пророчеств звучало в том месте, где принесли в жертву деву, причём такое положение звёзд держалось тридцать шесть лет.

1 193-211

[Примечание.

Ксеролоф располагался на седьмом холме города в его западной части, там находился форум Аркадия и его колонна. Форум сам также мог называться Ксеролоф, но был известен и как форум Феодосия. Отсюда следуют различные ошибки. Север построил Ксеролоф, как и другие языческие памятники, которые автор связывает со странными зрелищами, идолопоклонством, гаданием и жертвами. Но Parastaseis не комментирует те изображения на колонне Аркадия, которые породили споры по поводу них. Они описываются в Диегесисе, где трактуются как содержащие пророчества о будущем города…].

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9