В немецком журнале «Шпигель» (2010 год, октябрьский выпуск) появилась любопытная информация о том, что группа ученых Берлинского технического университета, изучавшая составленные в середине II века древнегреческим астрономом и географом Клавдием Птолемеем (ок. 87–165) карты, идентифицировала на посвященной Великой Германии (Germania Magna) карте, поселение Фритцлар (Fritzlar). Оно связано с именем св. Бонифация – миссионера и реформатора, прославившегося как «апостол германцев». Название древнего города происходит от Friedeslar («Место мира»), близ которого у деревни Гейсмар в 723 году епископ Бонифаций, убежденный в стойкости своего духа, решительно взял в руки топор и безжалостно на глазах у всех срубил почитаемый германцами-язычниками Донарский дуб. Это было одним из выдающихся деяний Бонифация, потому что падение дуба стало символом заката язычества в Германии.
Ныне в этом городе, принадлежащем федеральной земле Гессен и насчитывающем около 15 тысяч жителей, находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой – из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.
Во Фритцларе, как и в других германских городах и поселениях, германцы поклонялись языческим идолам, принося жертвы не только деревьям, но и источникам. Местами для таких языческих обрядов служили леса или крупные «священные деревья». Германские представления не позволяли запирать языческих божеств в тесные храмовые помещения, и поэтому они посвящали им целые леса или рощи. Нравы и обряды германских племен описал историк Тацит (ок. 55–120) в своем сочинении «Германия». Язычники собирались ежегодно в одно и то же время в лесу, где отмечали «зловещий и жуткий праздник богов», начинавшийся от имени всех собравшихся с жертвоприношения человека (5, с.85).
…Когда высокий и атлетически слаженный Бонифаций, рост которого достигал примерно 185–190 см, начал рубить громадный дуб, его – ненавистного врага «германских богов» – молчаливо проклинала огромная толпа присутствующих язычников. Первые сильные удары сначала сострясли древний дуб, а последующие свалили его на землю. Сам ствол переломился на четыре большие части одинаковой длины, а большая крона, разогнав людскую толпу, распласталась на траве. Толпа язычников-хулителей была изумлена, ибо они ожидали гнева своих богов. Многие из них, рассказывает в своем описании монах Виллибальд, были поражены тем, как легко пала их святыня, поэтому они оставили богохульство, а позже стали прославлять Бога и уверовали в Него (5, с.105). Бонифаций символично продемонстрировал превосходство Христианства над языческими богами германских племен. Однако основная его деятельность была связана не только с обращением язычников в христиан, а с обустройством Церкви во всей империи франков.
До этого знаменательного события во Фритцларе многие германцы называли свои таинственные существа божественными именами: Один (Вотан), Тор, Фрей, Фрея и Локи (5, с. 85). Эти главные боги не олицетворяли нравственные добродетели и не были творцами мира. Мир германских богов возглавляло одноглазое существо, скачущее на восьминогом коне, – бог войны Один (Вотан). Тор считался молодым богом, проявлявшим свою силу в мощных ударах молота, и потому он был любим земледельцами, ибо защищал их от великанов. Фрей и Фрея были братом и сестрой, связанные друг с другом кровосмешением. Локи был сыном великана и отцом трех чудовищ, поэтому его считали в народе виновником катастроф и всяких разрушений.
Считается, что германцы, вслед за римлянами и готами, являются третьим западноевропейским народом, обратившимся в Христианство (5, с.104). Современные немецкие теологи полагают, что важным стимулом для быстрого, а иногда и массового обращения германцев было их представление о божественной иерархии, в которой «Бог христиан был сильнее германских божеств», которые, будучи по-человечески сильными или слабыми, боролись друг с другом (там же). Немецкими археологами обнаружены древние предметы искусства, изображавшие Иисуса Христа богом войны. Так, на одной из надгробных плит VII века «воинственный» Христос, одетый в военную форму, напоминал того самого бога войны Одина (Вотана). Облику Христа были приданы воинственные черты, а Его большой фаллос говорил о признаке бога плодородия. Змея под Его ногами символизировала победу над чудовищем конца света, которое рождено дьявольским Локи (5, с. 84).
Христианизировать жителей германских земель папа Григорий II (669–731) официально поручил 15 мая 719 года монаху Винфриду, прибывшему в Рим из монастыря в южной Британии. Согласно легенде, монах в этот день отказался от своего саксонского имени и назвал себя по имени святого предыдущего дня – Бонифацием (от лат. bonum facere — делать добро или от bonum fatum — благая судьба).
Он родился в 672 (673) году на юго-западе Англии в Кредитоне и получил при крещении имя Винфрид. В настоящее время город Кредитон находится в средней части графства Девоншир в Англии. Винфрид происходил из знатного англосаксонского рода. В детстве он получил религиозные знания и рано почувствовал призвание к духовному служению. Начиная с семи лет, Винфрид воспитывался в монастыре Эдесканкастр (Эксетер) под руководством аббата Вульфхарда, а в 14 лет перешел в аббатство Нурслинг. Винфрид вел строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию. Впоследствии его назначили начальником монастырской школы, где он преподавал грамматику и стихосложение. В 30-летнем возрасте он был рукоположен в священнический сан, а в 716 году Винфрид становится миссионером и отправляется на материк – в империю франков. Он не был в то время известным богословом, но в миссионерскую деятельность вступил с упорным рвением и организаторским талантом.
Однако его первая миссия оказалась неудачной, потому что местное население оказывало ему сильное сопротивление. Остался равнодушным к проповедям новой религии и герцог Радбод, не оказавший поддержки миссии Бонифация. После смерти в 717 году в Нурслинге аббата Винберта его преемником избирается Винфрид. Осенью 718 года, имея на руках рекомендательное письмо епископа Винчестерского Даниила, Винфрид отправился в Рим заручиться поддержкой самого папы в проповедовании Христианства в германских землях. Он был принят папой и в 719 году получил благословение Григория II быть миссионером и проповедником христианской веры. Винфрид предпринял вторую миссионерскую поездку: его путь лежал через Фрисландию в Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он занимался проповедничеством. Свою миссионерскую деятельность он начал в Обергессене, где хоть уже и были христиане, но их церковная жизнь мало отличалась от обычаев язычников. С помощью обращенных им в Христианство влиятельных людей Бонифаций в 721 году учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (Гессен), который должен был стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.
После того как папа Григорий вручил Бонифацию специальное письмо, требовавшее от духовенства Тюрингии и Гессена повиноваться новому епископу, Бонифаций во Фритцларе решил возвести из дерева Донарского дуба часовню и освятил ее в честь святого апостола Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь св. Петра.
Бонифаций совершал своеобразные экспедиции к языческим племенам, причем он разъезжал по разным немецким областям не в одиночку, а вместе с внушительным и хорошо вооруженным отрядом. В миссионерских путешествиях его сопровождала большая свита, включавшая не только воинов, но и различных ремесленников. Благодаря своим организаторским способностям он постепенно создал структуру христианской Церкви языческой Германии, которая позднее назовет его «апостолом всех немцев». Ему удалось установить надзор Римской Церкви над обширными территориями Германии.
Франкская Церковь сначала была независима от Рима, и Бонифаций приступил к ее реорганизации, для чего созвал несколько соборов, пытаясь очистить Церковь от слишком уж светских епископов. Он учредил три новые епархии – в Реймсе, Руане и Сане. Бонифацию удалось быстро расширить свою деятельность и в Тюрингии. Число христиан здесь непрестанно росло за счет знатных и образованных германцев, помогавших Бонифацию учредить в Тюрингии первый монастырь Ордруф.
После того как в 731 году вступил на престол папа Григорий III (?–741), Бонифаций направил к нему своих представителей, которые принесли уверения в его преданности. И уже через год в письме в Рим святой сообщил, что в германских землях у него стало слишком много работы для одного человека. Оценив достигнутые успехи, Григорий III отправил Бонифацию архиепископский паллий, разрешив тем самым самостоятельно учреждать епархии и назначать на служение епископов.
В 737 году Бонифаций отправился в Рим, где его наделили полномочиями легата и поручили установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. С помощью баварской знати он начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в баварских землях. Он определил новые границы епархий, основал полдюжины монастырей и учредил девять новых епископских кафедр: шесть в Баварии – Зальцбурге, Регенсбурге, Фрайзинге, Пассау, Зебене и Айхштетте и три в Тюрингии – Вюрцбурге, Эрфурте и Бюрабурге.
Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году.
Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником.
Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена. Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (1, с.88). По другим данным, Бонифаций и члены его свиты были убиты при попытке совершить обряд крещения. Это случилось 5 июня 754 года близ Северного моря в окрестностях города Доккум во Фрисландии (современные Нидерланды). Его смерть, как считают некоторые немецкие исследователи, не была мученической в строгом смысле слова, они мотивируют это тем, что Бонифаций был убит во время обычного ограбления. Однако эта точка зрения оспаривается некоторыми богословами. Сцена смерти Бонифация и его спутников изображена на фреске (1834–1844 гг.) художника Генриха фон Хесса (1798–1863) в базилике св. Бонифация в Мюнхене.
Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки.
Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.
Уже через два года после смерти Бонифация его стали считать в Англии небесным покровителем (1, с. 88). В 1160 году в Фульде Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии», а почитание святого на всю Католическую Церковь распространил папа Римский Пий IX 11 июня 1874 года (3, с.9–11).
Сведения о святом Бонифации сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий. Наиболее известное и самое первое житие "Vita sancti Воnifatii", написанное священником Виллибальдом вскоре после смерти Бонифация, было переведено на немецкий язык и издано в 1856 году в Берлине. Полное 2-томное собрание писем святого Бонифация было издано в 1844 году в Лондоне. Изданы они в 1866 году и на немецком языке в Берлине.
В конце X века появились первые изображения святого Бонифация с его иконографическими символами: срубленным дубом, топором и пронзенным мечом евангелиарием. Древнейшее из них – на крышке переплета так называемого Золотого Кодекса («Codex aureus») из г. Эхтернаха (983/991), который хранится ныне в Нюрнберге. В 1410 году в витражах кафедрального собора в Эрфурте представлен цикл сцен из жизни святого Бонифация. В 1842 году в Фульде установили памятник св. Бонифацию работы немецкого скульптора Йохана Вернера Хеншеля (1782–1850).
В настоящее время не только в католических, но и в некоторых православных приходах Голландии и Германии почитают Бонифация как небесного покровителя и заступника. Своим покровителем его считают пивовары, портные и резчики. Популярны на Западе и паломничества верующих к месту мученической кончины святого Бонифация в Доккуме, где бьет чудотворный источник.
По данным «Православной энциклопедии», на рубеже XIX–XX веков в русской историографии существовало мнение о невозможности почитания Православной Церковью святого Бонифация, миссионерские заслуги которого отрицались на основании того довода, что его миссионерская деятельность состояла «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (3, с. 9–11). О несостоятельности такой точки зрения свидетельствуют мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры в Западной Европе и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей.
C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», – 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).
Ежегодно, начиная с 1867 года, в Фульде собирается конференция немецких епископов. Здесь в Домском музее хранится реликварий с главой св. Бонифация (1, с. 90). Часть мощей святого находится в церкви св. Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне Эйбингене (Рейнгау).
В июне 2004 года, когда в Западной Европе отмечали 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация, в Кредитоне, Доккуме и Фульде были проведены многочисленные памятные мероприятия. Немецкие кинематографисты создали два телевизионных фильма о св. Бонифации: «Смерть на рассвете» („ Bonifatius - Tod im Morgengrauen", ZDF, 2003) и «Топор Божий: По следам святого Бонифация» („Die Axt Gottes. Auf den Spuren des Heiligen Bonifatius“, HR, 2004). Кроме того, здесь был поставлен мюзикл «Воnifatius – Das Musikal», рассказывающий о жизни святого Бонифация.
1.Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiliger Seligen und Namenspatrone.- München: Pattloch,1999.
2.Wimmer O.,Melzer H. Lexikon der Namen und Heiligen. -Tyrolia-Verlag-Innsbruck-Wien,1988.
3.Православная энциклопедия, Т. 6.- М., 2003.
4. Lutz J. von Pattberg. Bonifatius.- München,2003.
5. Chronik des Christentums.- Güterloch, München: Lexickon Verlag GmbH,1977.
6.Urban A. Lexikon der Heiligen und Namenstage.- Freiburg, Basel, Wien, Herer, 2010.