Основным источником сведений о святой Фекле, из которого черпали информацию многие церковные авторы поздней античности и средневековья, являются так называемые Деяния Павла и Феклы в разных редакциях, переводах и переложениях. Самое раннее упоминание об этом тексте относится примерно к рубежу II-III веков и содержится у Тертуллиана в его трактате «О крещении». Там знаменитый карфагенский апологет пишет следующее: «А если некоторые, основываясь на сочинении, ошибочно приписанном Павлу, приводят пример Феклы в доказательство того, что женщины могут учить и крестить, то пусть знают, что пресвитер из Азии, который сочинил это писание, словно вознамерившись увеличить авторитет Павла своим трудом, будучи уличен, сознался, что сделал это из любви к Павлу, и был лишен места (имеется в виду, служения. – П.Л.)»[1]. Здесь, скорее всего, речь идет в целом об апокрифе под названием «Деяния Павла», составной частью которого было повествование об обращении благодаря апостолу Павлу и о деятельности святой Феклы[2]. Хотя остается дискуссионным вопрос, какими этот пресвитер пользовался источниками при составлении своего повествования, однако с большой долей вероятности можно сказать об устных преданиях, которые имели хождения в определенных кругах малоазийского христианства. При этом исследователь апокрифа Д. Р. Макдональд выдвинул предположение, что эти предания могли передаваться женщинами, ставившими своей целью узаконить практику безбрачного аскетического образа жизни[3]. Не исключено, что автор (был ли им «пресвитер из Азии», или кто-то еще) или авторы «Деяний» могли вести полемику с Пастырскими посланиями, где встречаются выпады против всевозможных «стурушечьих побасен»[4], передаваемых праздношатающимися «вдовами»[5], распространенной практикой которых был отказ от брака и от разного рода пищи (то есть, возможно, подразумевается воздержание, в частности от вина[6]). Кроме того, в 1 Тим 2:15 содержится строгое и однозначное указание на чадородие и воспитание детей как основную обязанность женщин[7]. По мнению автора или авторов[8] этого новозаветного документа, женщины не должны ни в коем случае поставляться на служение церковных учителей, а тем более быть руководителями общины[9]. Во всех этих и некоторых других местах Пастырских посланий, очень возможно, содержится скрытая полемика если не прямо против авторов или авторов «Деяний Павла», то против настроений и практики, изложенной в них (безбрачие, проповедническая деятельность Феклы, самокрещение[10]). Обвинения того же самого характера приводит и Тертуллиан, упоминая о Фекле и «Деяниях Павла», что говорит о том, что и в его время продолжались споры, зафиксированные в Пастырских посланиях, созданных где-то на рубеже I и II веков.
Что касается собственно содержания «Деяний Феклы и Павла», то историчность сюжета многими исследователями подвергается сомнению, особенно на фоне данных канонической книги Деяний. Приводятся мнения[11], что ряд мотивов повести о Фекле могли быть заимствованы авторами в эллинистической романистике или древнегреческом фольклоре: тема неразделенной любви, брачной измены и прочее. Однако в апокрифе многие лирические мотивы переосмысляются и совершенно теряют эротические интонации, приобретая даже антиэротическое звучание. Вместе с тем, в тексте содержится и некоторые исторически достоверные элементы – Трифена, царица Понта I века, представленная в «Деяниях» как знатная женщина, покровительница Феклы. Кроме того, вполне правдоподобными выглядят сцены преследований как Павла, так отчасти и самой Феклы.
В общем и целом же приходится отметить большую искусственность многих сцен, слабое развитие сюжетной линии, а также большое количество невероятных (например, несгорание в огне), а подчас довольно странных чудес (погружение в непонятно откуда взявшийся резервуар с водой и смерть тюленей, обитавших в нем).
[1] О крещении, 17; не лишним было бы обратить внимание на не совсем точный, на мой взгляд, перевод по крайней мере некоторых значимых слов и даже фраз. В сочинении Тертуллиана буквально говорится: «…а если кто так называемые “Деяния Павла” (которые так названы совершенно ошибочно) приведет пример с Феклой для обоснования того, что женщины имеют право учить и крестить <…> (лат.: quod si quae Acta Pauli, quae perperam scripta sunt, exemplum Theclae ad licentiam mulierum docendi tinguendi que defendant…) выставил его [это сочинение. – П.Л.] с привлечением имени Павла (лат.: quasi titulo Pauli de suo cumulans) (Tertullianus. De Baptismo, 17.4 // Tertulliani opera omnia. P. 636-637 (Электронный ресурс [Режим доступа]: http://barnascha.narod.ru/books/tertull/book/index.htm)). То есть речь идет, конечно, не об авторстве Павла, как может показаться из русского текста, а также ряда английских переводов, а исключительно, на мой взгляд, о названии рассматриваемого сочинения.
[2] Из свидетельства Тертуллиана остается неясным, в какое время жил упоминаемый пресвитер: был ли он современником апологета, или последний приводит данные более раннего времени? В любом случае остается фактом, что к концу II века существовало повествование о Фекле, скорее всего, в том виде, в котором оно представлено в самых древних рукописях (относящихся к концу III века). (Е. Н. Мещерская. Предисловие к «Повести о Фекле, ученице Павла апостола». - В кн.: Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе (электронная версия в интернете по адресу - http://barnascha.narod.ru/books/mesher01.htm#g10)).
[3] Это мнение Макдональда приводится здесь по: Д. Ауне. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 142 (вероятно, это мнение приводится в главе The Oral Legends the Acts of Paul (Устные сказания, лежащие в основании «Деяний Павла») его книги «Легенда и апостол: битва за Павла в (MacDonald D. R. The Legend and the Apostle: The Battle for Paul in Story and Canon. Philadelphia, 1983. P. 17-34), часть которой мне осталась недоступной).
[4] 1 Тим 4:7.
[5] См . 1 Тим 5.
[6] Ср., например, Деяния Павла и Феклы, 25, где есть намеки и указание на совершение Евхаристии не на вине, а на воде.
[7] «…Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
[8] Большинство исследователей сегодня считают, что Первое послание Тимофею, как, впрочем, и другие два пастырских послания, не принадлежат перу апостола Павла и являются превдоэпиграфами, то есть сочинениями, надписанными его именем (см., например, Jerome D. Quinn. Timothy and Titus, Epistles to. B. Documents and Data // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 6. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс)) с целью подкрепить изложенное в нем учение авторитетом апостола Павла. Составлены эти тексты были, судя по всему, спустя значительное время после кончины апостола кем-то из его последователей в общинах, где существовала потребность представить апостола Павла как одного из главных вдохновителей и гарантов оформившегося где-то к концу I – началу II века церковного устройства, сложившейся аскетической и дисциплинарной практики в общинах.
[9] 1 Тим 2:11-12 («Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии»).
[10] Имеется в виду сцена из «Деяний Павла и Феклы» (34): «После того выпущены были на нее звери многие; она же стояла, простерши руки свои в молитве. Когда же окончила она молитву свою, обернулась она и увидела водоем, полный воды многой, и сказала: “Ныне пора мне омыться”. - И вверглась она в воду, рекши: “Во имя Иисуса Христа, крещусь в последний мой день!”». Впрочем, не исключено, что здесь могла подразумеваться идея крещения посредством страдания, сходное с крещением кровью; или авторы могли соединить в этой сцене разные идеи, в том числе и возможность и самокрещения.
[11] См. подробный анализ различных подходов и оценок в: MacDonald D. R. The Legend and the Apostle, p. 18 etc.