Определение о принятом Законе СССР о свободе совести
Документы Освященного Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви 25–27 октября 1990 года
Статья
С
должным вниманием Архиерейский Собор рассмотрел Закон СССР «О свободе совести и
религиозных организациях», принятый Верховным
Советом СССР 1 октября 1990 года и вступивший в действие со дня его
опубликования 9 октября 1990 года.
Впервые законодательный орган Советского Союза принял общесоюзный Закон по вопросам свободы совести, отвечающий основным принципам Всеобщей декларации прав человека, заключительному Акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим соглашениям, достигнутым государствами-участниками в ходе претворения в жизнь Хельсинкского процесса.
Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает гарантирование Законом прав граждан нашего государства на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии (ст. 1).
Важность нового Закона состоит также, в том, что Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица.
От имени Полноты Русской Православной Церкви Архиерейский Собор выражает глубокую благодарность Верховному Совету СССР за труды по разработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и за его принятие.
Архиерейский Собор с благодарностью свидетельствует об активном участии архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви в различных формах обсуждения проекта Закона и о ценных предложениях по его содержанию, какие направлялись ими в Верховный Совет СССР.
Архиерейский Собор особо отмечает большой вклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимавшего самое непосредственное участие в разработке законопроекта и в его принятии Верховным Советом СССР.
В процессе обсуждения законопроекта Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод Русской Православной Церкви, епархиальные съезды принимали обращения и заявления в адрес государственных властей, высказывая свои замечания и предложения по поводу готовящегося Закона. Эти предложения внимательно рассматривались государственными инстанциями и, как правило, получали положительное решение.
Высоко оценивая в целом содержание Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Архиерейский Собор вместе с тем отмечает несколько принципиальных, имеющих для жизни Русской Православной Церкви (и, полагаем, для других Церквей и религиозных объединений) весьма важное значение положений, к сожалению не получивших отражения в принятом Верховным Советом СССР тексте Закона, о насущной необходимости которых церковная сторона неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта:
1. В главе II «Религиозные организации в СССР» отсутствует четкое определение и перечисление религиозных организаций по категориям, определяющимся их структурными и функциональными особенностями. Было бы естественно и закономерно прежде всего провозглашение юридического лица за Церковью в целом (или Духовным Управлением, или иной целостной религиозной организацией, состоящей из общин и других религиозных учреждений), а затем, по принципу канонической принадлежности к ней, за ее общинами, монастырями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религиозными братствами, миссионерскими обществами и др. Из этого следует необходимость отражения в главе II Закона также и того обстоятельства, что выход из состава Церкви автоматически влечет за собой для данной составной части религиозного организма утрату юридического лица. В этом случае недвижимое и иное имущество общины или другого религиозного учреждения остается во владении или ведении Церкви независимо от ее (общины) дальнейшей судьбы. Последнее относится уже к главе III Закона «Имущественное положение религиозных организаций».
2. В главе II статья 14 «Регистрация уставов религиозных организаций» устанавливает единообразную процедуру регистрации всех категорий религиозных организаций в местном исполнительном комитете районного (городского) Совета народных депутатов. Подобная практика едва ли может считаться обоснованной. Деятельность приходской общины, например, имеет один территориальный и функциональный объем, епархиального управления - другой, а Высшая Церковная Власть может иметь сферу деятельности в объеме союзной республики или всего государства. Таким образом, Уставы Церковного Управления, равно как и религиозных организаций, имеющих республиканское, межреспубликанское или союзное значение, должны по справедливости регистрироваться президиумами Верховных Советов автономных или союзных республик или Верховного Совета СССР.
3. В главе III «Имущественное положение религиозных организаций» не получили отражение справедливо высказывавшееся в процессе разработки Закона желание многих граждан и организаций, просьба Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года о закреплении в Законе права нашей Церкви (равно как и других Церквей и религиозных объединений) получить в собственность используемое ею недвижимое имущество (храмовые здания и другие сооружения), если они находятся на их полном содержании, включая реставрацию, ремонт, реконструкцию. Особенно это относится к недвижимому имуществу, восстанавливаемому и реконструируемому коренным образом из перестроенного или восстановленного из руин на церковные средства, складывающиеся из пожертвований верующих. Например, Данилов монастырь в Москве, Оптина пустынь в Калужской области, Толгский монастырь в Ярославской области и многие другие.
Арендная плата, вносимая в настоящее время религиозными организациями за пользование; недвижимым имуществом, должна быть отменена, дабы эти средства могли идти на благотворительные и милосердные цели.
Архиерейский Собор выражает надежду, что, Богу содействующу, со временем важные для Русской Православной Церкви положения, о которых говорилось выше, найдут свое место в Законе и будут осуществлены в жизни.
Архиерейский Собор считает неотложной задачей Русской Православной Церкви всестороннюю реализацию Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». С этой целью Архиерейский Собор определяет:
- Проведение Преосвященными епархиальных собраний с приглашением для участия в них всех отцов благочинных, отцов настоятелей и председателей приходских советов. На этих собраниях его участники должны получить разъяснение, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года о введении в действие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 3) всем действующим и ранее зарегистрированным приходам для получения правоспособности юридического лица по новому закону в срок до 1 июля 1991 года, то есть в первом полугодии следующего года, следует представить в исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту нахождения прихода или иным порядком, установленным республиканским законодательством, свой устав для регистрации, которая должна быть произведена в месячный срок. Эти уставы должны соответствовать типовому Уставу православного прихода, принятому настоящим Архиерейским Собором. Приходской устав необходимо предварительно официально принять приходским собранием, что должно получить оформление в соответствующем протоколе. При этом следует иметь в виду, что никаких согласований в этом вопросе с уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР не требуется. До 1 января 1991 года Совет Министров СССР должен принять решение об упразднении института уполномоченных. Подобной регистрации подлежат также ранее зарегистрированные монастыри, духовно-учебные заведения, епархиальные и общецерковные производственные предприятия, а также епархиальные управления, Патриархия и Русская Православная Церковь как единая и целостная религиозная организация.
В этой связи поручить Священному Синоду скорейшую разработку и принятие подлежащего регистрации Устава Русской Православной Церкви, устава Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, Духовных школ и общецерковных производственных предприятий.
В случае отказа в регистрации устава прихода исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов или иной определенный республиканским законодательством орган обязан сообщить письменно, по каким основаниям подобное решение было им принято. Приход имеет право обжаловать в суде подобное решение; Нарушение установленного срока регистрации устава также подлежит судебному рассмотрению. Верим, что обращение к подобным процедурам потребуется в исключительных случаях, ибо надеемся, что местная власть проявит уважение к правам приходов и покажет пример добросовестного соблюдения закона.
Ранее не зарегистрированные или вновь образующиеся религиозные организации представляют свои уставы для приобретения правоспособности с 1 июля 1991 года. Следует иметь в виду, что по новому Закону (ст. 8) религиозное общество может действовать без регистрации, но в этом случае оно не имеет статуса юридического лица.
Из сказанного следует, что срок регистрации уставов вновь открытых приходов (1 июля 1991 года) не должен влиять на образование и жизнедеятельность новых приходов в период до 1 июля 1991 года.
- Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает, что законы «О собственности» (ст. 18) и «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 18) и Постановление Верховного Совета СССР (ст. 6) создают совершенно новую прочную законную основу для права религиозных организаций на собственность, на здания, храмовое имущество, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, на денежные средства и иное имущество, необходимое для приходов, братств, монастырей, епархиальных управлений, Патриархии. Все эти организации могут обращаться за добровольными пожертвованиями денежного и имущественного характера, получать их и распоряжаться ими самостоятельно.
Церковные организации, опираясь на закон, смогут теперь обращаться в местные Советы, государственные организации с предложениями о передаче Церкви зданий, сооружений, церковного имущества (не исключая музейного), административно-хозяйственных строений с передачей в пользование прилегающих территорий. Такие обращения следует адресовать районным, городским, областным и краевым Советам, а также государственным и общественным организациям, у которых эти здания и имущество находятся в собственности или в. пользовании. В соответствии с законом у религиозных организаций имеется преимущественное право на получение ими культовых зданий с прилегающей территорией (ст. 17). Срок рассмотрения обращений определен в один месяц.
Этот процесс следует начинать и вести последовательно, с должной настойчивостью, с опорой на законоположения и на Устав об управлении Русской Православной Церкви, который гражданские власти призваны принимать к сведению и уважать. Следует входить в контакт с народными депутатами, прибегать к помощи средств массовой информации, соблюдая такт, проявляя терпение, но считая, что главный путь состоит в том, чтобы возвратить Церкви в собственность в первую очередь здания, святыни, богослужебные предметы и др. То, что не может быть получено в собственность, следует использовать бесплатно на договорных началах.
Особо отмечаем, что церковные организации могут получать землю в пользование и владение для сельскохозяйственного и другого назначения.
Обращаем внимание на необходимость строгого соблюдения установленных правил оформления права собственности и пользования.
Следует отделить имущество Церкви, полученное от исполкома по договору, от имущества, которое с 1946 года было приобретено на средства прихода, но зачислялось, вопреки решению правительства, по инструкции Совета по делам религий 1968 года в разряд народного достояния. Все это имущество в действительности и по акту законодательства должно рассматриваться как собственность Церкви.
- Архиерейский Собор отмечает, что права религиозных организаций установлены Законом о печати и средствах массовой информации, предусмотревшим учреждение ими печатных изданий и других средств массовой информации. Закон о предприятиях дал право религиозным организациям учреждать собственные предприятия. Законом о свободе совести предусмотрено исключительное право религиозных организаций учреждать предприятия по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения. Как юридические лица, религиозные организации пользуются в полном объеме правом аренды имущества.
- Архиерейский Собор отмечает также, что по новому Закону о свободе совести (ст. 18) финансовые и имущественные пожертвования, а равно иные доходы религиозных организаций налогом не облагаются. В то же время Закон о налогах с предприятий, объединений и организаций в п. «г» статьи 5 установил налог на доходы религиозных организаций и их предприятий в размере 35 %. По обращению Святейшего Патриарха Верховный Совет СССР решил, что церковные организации за свои доходы налог не платят. Налог с церковных предприятий будет браться вдвое меньше, чем теперь,- 35 % вместо 69 % -.с исключением из прибыли сумм, расходуемых на благотворительность и милосердие.
По новому Закону, доходы, получаемые гражданами от работы в религиозных организациях, включая священнослужителей, будут облагаться налогом по ставкам, установленным для рабочих и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций. Как известно, Министерство финансов СССР должно дать об этом свои указания. Вполне очевидно, что будут применяться соответствующие льготы, в том числе при трех и более иждивенцах в семье сумма налога должна понижаться на 30%.
Закон дает возможность религиозным организациям вносить платежи в Фонд государственного социального страхования и в Пенсионный фонд СССР не только за рабочих и служащих, но и за священнослужителей, которым в этом случае будет выплачиваться государственная пенсия на общих основаниях и пособия по временной нетрудоспособности.
Архиерейский Собор выражает удовлетворение принятием нового Закона РСФСР о свободе вероисповеданий, а также и иных аналогичных законов в других союзных республиках. Собор надеется, что все это будет служить благу наших народов и Святой Церкви.
Мы молимся, чтобы в будущем строго и неизменно соблюдались данные благоприятные для Церкви законы и через это вносился определенный вклад в правовое сознание нашего общества.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, возблагодарим Великого Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа (Евр. 13, 20) за Его великие и богатые милости к Русской Православной Церкви, и да будут благословенными и ревностными наши труды во славу Святого Православия и во благо Отечества.
Впервые законодательный орган Советского Союза принял общесоюзный Закон по вопросам свободы совести, отвечающий основным принципам Всеобщей декларации прав человека, заключительному Акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим соглашениям, достигнутым государствами-участниками в ходе претворения в жизнь Хельсинкского процесса.
Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает гарантирование Законом прав граждан нашего государства на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии (ст. 1).
Важность нового Закона состоит также, в том, что Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица.
От имени Полноты Русской Православной Церкви Архиерейский Собор выражает глубокую благодарность Верховному Совету СССР за труды по разработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и за его принятие.
Архиерейский Собор с благодарностью свидетельствует об активном участии архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви в различных формах обсуждения проекта Закона и о ценных предложениях по его содержанию, какие направлялись ими в Верховный Совет СССР.
Архиерейский Собор особо отмечает большой вклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимавшего самое непосредственное участие в разработке законопроекта и в его принятии Верховным Советом СССР.
В процессе обсуждения законопроекта Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод Русской Православной Церкви, епархиальные съезды принимали обращения и заявления в адрес государственных властей, высказывая свои замечания и предложения по поводу готовящегося Закона. Эти предложения внимательно рассматривались государственными инстанциями и, как правило, получали положительное решение.
Высоко оценивая в целом содержание Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Архиерейский Собор вместе с тем отмечает несколько принципиальных, имеющих для жизни Русской Православной Церкви (и, полагаем, для других Церквей и религиозных объединений) весьма важное значение положений, к сожалению не получивших отражения в принятом Верховным Советом СССР тексте Закона, о насущной необходимости которых церковная сторона неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта:
1. В главе II «Религиозные организации в СССР» отсутствует четкое определение и перечисление религиозных организаций по категориям, определяющимся их структурными и функциональными особенностями. Было бы естественно и закономерно прежде всего провозглашение юридического лица за Церковью в целом (или Духовным Управлением, или иной целостной религиозной организацией, состоящей из общин и других религиозных учреждений), а затем, по принципу канонической принадлежности к ней, за ее общинами, монастырями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религиозными братствами, миссионерскими обществами и др. Из этого следует необходимость отражения в главе II Закона также и того обстоятельства, что выход из состава Церкви автоматически влечет за собой для данной составной части религиозного организма утрату юридического лица. В этом случае недвижимое и иное имущество общины или другого религиозного учреждения остается во владении или ведении Церкви независимо от ее (общины) дальнейшей судьбы. Последнее относится уже к главе III Закона «Имущественное положение религиозных организаций».
2. В главе II статья 14 «Регистрация уставов религиозных организаций» устанавливает единообразную процедуру регистрации всех категорий религиозных организаций в местном исполнительном комитете районного (городского) Совета народных депутатов. Подобная практика едва ли может считаться обоснованной. Деятельность приходской общины, например, имеет один территориальный и функциональный объем, епархиального управления - другой, а Высшая Церковная Власть может иметь сферу деятельности в объеме союзной республики или всего государства. Таким образом, Уставы Церковного Управления, равно как и религиозных организаций, имеющих республиканское, межреспубликанское или союзное значение, должны по справедливости регистрироваться президиумами Верховных Советов автономных или союзных республик или Верховного Совета СССР.
3. В главе III «Имущественное положение религиозных организаций» не получили отражение справедливо высказывавшееся в процессе разработки Закона желание многих граждан и организаций, просьба Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года о закреплении в Законе права нашей Церкви (равно как и других Церквей и религиозных объединений) получить в собственность используемое ею недвижимое имущество (храмовые здания и другие сооружения), если они находятся на их полном содержании, включая реставрацию, ремонт, реконструкцию. Особенно это относится к недвижимому имуществу, восстанавливаемому и реконструируемому коренным образом из перестроенного или восстановленного из руин на церковные средства, складывающиеся из пожертвований верующих. Например, Данилов монастырь в Москве, Оптина пустынь в Калужской области, Толгский монастырь в Ярославской области и многие другие.
Арендная плата, вносимая в настоящее время религиозными организациями за пользование; недвижимым имуществом, должна быть отменена, дабы эти средства могли идти на благотворительные и милосердные цели.
Архиерейский Собор выражает надежду, что, Богу содействующу, со временем важные для Русской Православной Церкви положения, о которых говорилось выше, найдут свое место в Законе и будут осуществлены в жизни.
Архиерейский Собор считает неотложной задачей Русской Православной Церкви всестороннюю реализацию Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». С этой целью Архиерейский Собор определяет:
- Проведение Преосвященными епархиальных собраний с приглашением для участия в них всех отцов благочинных, отцов настоятелей и председателей приходских советов. На этих собраниях его участники должны получить разъяснение, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 года о введении в действие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 3) всем действующим и ранее зарегистрированным приходам для получения правоспособности юридического лица по новому закону в срок до 1 июля 1991 года, то есть в первом полугодии следующего года, следует представить в исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту нахождения прихода или иным порядком, установленным республиканским законодательством, свой устав для регистрации, которая должна быть произведена в месячный срок. Эти уставы должны соответствовать типовому Уставу православного прихода, принятому настоящим Архиерейским Собором. Приходской устав необходимо предварительно официально принять приходским собранием, что должно получить оформление в соответствующем протоколе. При этом следует иметь в виду, что никаких согласований в этом вопросе с уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР не требуется. До 1 января 1991 года Совет Министров СССР должен принять решение об упразднении института уполномоченных. Подобной регистрации подлежат также ранее зарегистрированные монастыри, духовно-учебные заведения, епархиальные и общецерковные производственные предприятия, а также епархиальные управления, Патриархия и Русская Православная Церковь как единая и целостная религиозная организация.
В этой связи поручить Священному Синоду скорейшую разработку и принятие подлежащего регистрации Устава Русской Православной Церкви, устава Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, Духовных школ и общецерковных производственных предприятий.
В случае отказа в регистрации устава прихода исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов или иной определенный республиканским законодательством орган обязан сообщить письменно, по каким основаниям подобное решение было им принято. Приход имеет право обжаловать в суде подобное решение; Нарушение установленного срока регистрации устава также подлежит судебному рассмотрению. Верим, что обращение к подобным процедурам потребуется в исключительных случаях, ибо надеемся, что местная власть проявит уважение к правам приходов и покажет пример добросовестного соблюдения закона.
Ранее не зарегистрированные или вновь образующиеся религиозные организации представляют свои уставы для приобретения правоспособности с 1 июля 1991 года. Следует иметь в виду, что по новому Закону (ст. 8) религиозное общество может действовать без регистрации, но в этом случае оно не имеет статуса юридического лица.
Из сказанного следует, что срок регистрации уставов вновь открытых приходов (1 июля 1991 года) не должен влиять на образование и жизнедеятельность новых приходов в период до 1 июля 1991 года.
- Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает, что законы «О собственности» (ст. 18) и «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 18) и Постановление Верховного Совета СССР (ст. 6) создают совершенно новую прочную законную основу для права религиозных организаций на собственность, на здания, храмовое имущество, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, на денежные средства и иное имущество, необходимое для приходов, братств, монастырей, епархиальных управлений, Патриархии. Все эти организации могут обращаться за добровольными пожертвованиями денежного и имущественного характера, получать их и распоряжаться ими самостоятельно.
Церковные организации, опираясь на закон, смогут теперь обращаться в местные Советы, государственные организации с предложениями о передаче Церкви зданий, сооружений, церковного имущества (не исключая музейного), административно-хозяйственных строений с передачей в пользование прилегающих территорий. Такие обращения следует адресовать районным, городским, областным и краевым Советам, а также государственным и общественным организациям, у которых эти здания и имущество находятся в собственности или в. пользовании. В соответствии с законом у религиозных организаций имеется преимущественное право на получение ими культовых зданий с прилегающей территорией (ст. 17). Срок рассмотрения обращений определен в один месяц.
Этот процесс следует начинать и вести последовательно, с должной настойчивостью, с опорой на законоположения и на Устав об управлении Русской Православной Церкви, который гражданские власти призваны принимать к сведению и уважать. Следует входить в контакт с народными депутатами, прибегать к помощи средств массовой информации, соблюдая такт, проявляя терпение, но считая, что главный путь состоит в том, чтобы возвратить Церкви в собственность в первую очередь здания, святыни, богослужебные предметы и др. То, что не может быть получено в собственность, следует использовать бесплатно на договорных началах.
Особо отмечаем, что церковные организации могут получать землю в пользование и владение для сельскохозяйственного и другого назначения.
Обращаем внимание на необходимость строгого соблюдения установленных правил оформления права собственности и пользования.
Следует отделить имущество Церкви, полученное от исполкома по договору, от имущества, которое с 1946 года было приобретено на средства прихода, но зачислялось, вопреки решению правительства, по инструкции Совета по делам религий 1968 года в разряд народного достояния. Все это имущество в действительности и по акту законодательства должно рассматриваться как собственность Церкви.
- Архиерейский Собор отмечает, что права религиозных организаций установлены Законом о печати и средствах массовой информации, предусмотревшим учреждение ими печатных изданий и других средств массовой информации. Закон о предприятиях дал право религиозным организациям учреждать собственные предприятия. Законом о свободе совести предусмотрено исключительное право религиозных организаций учреждать предприятия по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозного назначения. Как юридические лица, религиозные организации пользуются в полном объеме правом аренды имущества.
- Архиерейский Собор отмечает также, что по новому Закону о свободе совести (ст. 18) финансовые и имущественные пожертвования, а равно иные доходы религиозных организаций налогом не облагаются. В то же время Закон о налогах с предприятий, объединений и организаций в п. «г» статьи 5 установил налог на доходы религиозных организаций и их предприятий в размере 35 %. По обращению Святейшего Патриарха Верховный Совет СССР решил, что церковные организации за свои доходы налог не платят. Налог с церковных предприятий будет браться вдвое меньше, чем теперь,- 35 % вместо 69 % -.с исключением из прибыли сумм, расходуемых на благотворительность и милосердие.
По новому Закону, доходы, получаемые гражданами от работы в религиозных организациях, включая священнослужителей, будут облагаться налогом по ставкам, установленным для рабочих и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций. Как известно, Министерство финансов СССР должно дать об этом свои указания. Вполне очевидно, что будут применяться соответствующие льготы, в том числе при трех и более иждивенцах в семье сумма налога должна понижаться на 30%.
Закон дает возможность религиозным организациям вносить платежи в Фонд государственного социального страхования и в Пенсионный фонд СССР не только за рабочих и служащих, но и за священнослужителей, которым в этом случае будет выплачиваться государственная пенсия на общих основаниях и пособия по временной нетрудоспособности.
Архиерейский Собор выражает удовлетворение принятием нового Закона РСФСР о свободе вероисповеданий, а также и иных аналогичных законов в других союзных республиках. Собор надеется, что все это будет служить благу наших народов и Святой Церкви.
Мы молимся, чтобы в будущем строго и неизменно соблюдались данные благоприятные для Церкви законы и через это вносился определенный вклад в правовое сознание нашего общества.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, возблагодарим Великого Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа (Евр. 13, 20) за Его великие и богатые милости к Русской Православной Церкви, и да будут благословенными и ревностными наши труды во славу Святого Православия и во благо Отечества.
Комментарии ():
Написать комментарий: