Иванова С.В.

Статья
[Автореферат диссертации:] «Традиция изображения Воскресения в русском христианском искусстве: иконография сюжета в историческом развитии»
«Богослов.Ru» публикует автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Автор диссертации - Иванова Светлана Валерьевна. Научный руководитель - доктор филологических наук Прохоров Гелиан Михайлович. Официальными оппонентами выступают доктор искусствоведения Серегина Наталья Семеновна и кандидат искусствоведения Давидова Мария Георгиевна. Защита диссертации состоится 29 февраля 2012 г. в 17.00 на заседании диссертационного совета Д 210.014.01 при Российском институте истории искусств по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института истории искусств.
Статья
Флаг в руках Христа: хоругвь, лабарум, орифламма?
До XI века на иконах, изображающих Воскресение, в руках Христа могли быть только крест, свиток или Евангелие. Триумф обозначался без использования какого-либо подобия знамени. Однако позднее появилась традиция изображать Спасителя, держащего флаг. Зачастую он описывается как хоругвь, по ассоциации с церковными знаменами, на которых изображены иконы, или как лабарум. Автор считает, что предпочтительнее соотносить знамя в руках Христа с орифламмой. Причины такой трактовки описываются в статье.
Статья
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме переименования иконы Воскресения
В продолжение темы осмысления иконографического образа Воскресения Христова читателям предлагается статья, посвященная Ерминии – особого рода руководству по иконописи, – составленной афонским иконописцем Дионисием. Именно этот труд сыграл особую роль в понимании и именовании образа Анастасис.
Статья
К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Анастасис
Вторая часть «Евангелия Никодима» уже более века считается литературным источником православной иконы Воскресения Христова. Действительно ли существует сходство между содержанием апокрифа и изображением на иконе? Этот вопрос исследует в своей статье Светлана Валерьевна Иванова.
Статья
Образ «Воскресение Христово» («Анастасис») и «Сошествие во ад»: примеры переосмысления иконы
На византийском образе Анастасис показано Воскресение Христа и спасение человечества. Однако начиная с XIX в. в западноевропейском и русском искусствоведении православная икона Анастасис стала именоваться «Сошествием во ад». Какие изменения вносит данное переименование в ее трактовку? Этот вопрос осмысливает в своей статье С.В. Иванова.
Статья
Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»?
Что именно можно считать иконой Пасхи? Каковы нормы, которым должно следовать церковное изображение центрального события христианской истории? Процессу формирования и осмысления иконографического образа Воскресения Христова посвящена данная статья.
Статья
Типология жеста: «захват запястья»
В своей статье автор анализирует жест, часто встречающийся в произведениях древнего искусства и несущий большую смысловую нагрузку, однако утративший свое значение впоследствии. В центре внимания – многозначность жеста «захват запястья».

Другие публикации на портале:

Еще 9