Фома Аквинский (1225––1274) [лат] – святой, учитель церкви, doctor universalis. Богослов и философ, систематизатор схоластического богословия. Монах–доминиканец. Ф.А. называют самым ученым человеком среди святых и самым святым среди ученых. Ф.А. родился в родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте–Кассино, а позднее учился в Неаполитанском, Парижском университетах (в последнем – под руководством Альберта Великого). Вместе с Альбертом Великим Ф.А. переезжает в Кёльн, а позже уезжает в Италию и постоянно живет там, на некоторое время приезжая в Париж. В Парижском университете Ф.А. остро дискутировал с Сигером Брабантским и сторонниками аверроизма (учения арабского философа Ибн–Рушда). Обширное научное наследие Ф.А. включает все известные в его время жанры философских произведений. Ф.А. много комментировал – сочинения Аристотеля, Боэция и Петра Ломбардского, написал полемическое сочинение "О единстве интеллекта против аверроистов". Основные труды Ф.А. – "Сумма против язычников" и "Сумма теологии" (осталось незаконченным). Философия Ф.А. – попытка осмыслить и приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Ф.А. совершенно отчетливо разделял веру и разум, которые друг от друга совершенно не зависят, но одновременно был твердо уверен в необходимости их согласования. Вера не противоречит разуму, то и другое – истинно. Но если какие–либо мыслительные конструкции противоречат Откровению, то это свидетельствует лишь об ошибочном ходе человеческих рассуждений, нарушающем гармонию веры и разума. Любой мыслитель за пределами богословия находит аргументы в сфере разума; богослов исходные принципы своих рассуждений ищет в Откровении. В конечном счете вера и разум в своих выводах необходимо должны совпасть. Разум, если им правильно пользоваться, не может нас обмануть; это еще более относится к Откровению, поскольку источник его — Бог. При гармонии разума и Откровения, последнее неизмеримо выше первого, ибо если одни из догматов веры доступны для постижения разумом (существование Бога, бессмертие души), то другие не доступны логике и рациональному постижению не подлежат (сотворение мира, троичность Бога).
Лоренцо Валла. Похвальное слово святому Фоме Аквинскому // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Пер. с лат. – М.: Наука, 1989.
Аверинцев С.С. Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства // Вопросы литературы. – М., 1968. – № 10.
Аверинцев С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
Аверинцев С.С. Схоластика // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Аверинцев С.С. Схоластика // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Аверинцев С.С. Фома Аквинский // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.
Аверинцев С.С. Фома Аквинский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.
Аверинцев С.С. Фома Аквинский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Аверинцев С.С. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Азнаурян Ш.М. Эстетические взгляды Фомы Аквинского // Вестник Ереванского ун–та. Общественные науки. – 1972. – № 1.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. III.
Андреев А. Монашеские ордена. – М.: Евросинец; Кучково поле, 2002. С.253–263.
Андреева И.С., Попова А.А. Философия Фомы Аквинского в современных зарубежных исследованиях // Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. – М., 1979.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997.– Т. 2.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: От античности до XVII в. – М.: Наука, 1976. С.111–113, 127–129.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.
Бандуровский К.В. [Введения к разделам] // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004.
Бандуровский К.В. «Контингентное» в философии Фомы Аквинского // Историко–философский ежегодник'1999. – М.: Наука, 2001.
Бандуровский К.В. «Сумма теологи» Фомы Аквинского // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Бандуровский К.В. Демонология Фомы Аквинского // Человек. – М., 1999. – № 5.
Бандуровский К.В. Доказательство бессмертия души, рассмотренное через призму философских персоналий // Историко–философская персоналия: методологические аспекты. – М., 1998.
Бандуровский К.В. Критика монопсихизма в трактает «О единстве интеллекта, против аверроистов» Фомы Аквинского // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 2001. – № 4.
Бандуровский К.В. Основные положения теории "истины" у Фомы Аквинского // Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. – М., 1998.
Бандуровский К.В. "Контингентное" в философии Фомы Аквинского и проблема свободы воли // Историко–философский ежегодник'99. М.: Наука, 2001. с.64–72. см. также №929.
Бандуровский К.В. Основные положения теории истины у Фомы Аквинского // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб. ст. М., 2001. с. 196–206.
Бандуровский К.В. Предисловие к переводу вопроса 14–го из «Дискуссионных вопросов о душе Фомы Аквинского» // Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 2000.
Бандуровский К.В. Проблемы этики в "Сумме теологии" Фомы Аквинского // Вопросы философии. – М., 1997. – № 9.
Бандуровский К.В. Фома Аквинский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Бандуровский К.В. Фома Аквинский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Бандуровский К.В.«Сумма против язычников» Фомы Аквинского // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Бандуровский К.В.Фома Аквинский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с франц. – М.: МИК, 1999. С.173–180.
Бенетон Ф. Введение в политическую науку / Пер. с франц. – М.: Весь мир, 2002.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .
Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. – М.: Республика, 1995.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.122–123, 198–201, 237–243.
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998.
Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1966.
Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношению их учения о нравственности. – СПб., 1884.
Бросс, Жак. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998. С.285–286.
Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. – М.: Астерль, 2007. – С. 153 – 158.
Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. – М.: Мысль, 1979.
Бычко А.К. У истоков христианского иррационализма. – Киев: Политиздат Украины, 1984. С.69–84.
Бычко А.К. У истоков христианского иррационализма. – Киев: Политиздат Украины, 1984.
Бюркле Х. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. – М.: Христианская Россия, 2002. С.47–52.
Вальверде К. Философская антропология. – М.: Христианская Россия, 2000. С.68–70.
Венгеренко Н.А. Концепция творчества в средневековой философии // Творчество и личность. – М., 1985.
Виндельбанд В. История философии / Пер. с нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. Ч. III. Гл. 2.
Виноградов В.В. Проблема человека в "естественной теологии" и кризис средневековой метафизической философии // Философия человека: Диалог традиций и перспективы. – М., 1988.
Воротилин Е.А. Фома Аквинский // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Гайденко П.П. О трактате Фомы Аквинского // Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988.
Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. С.189–196.
Гараджа В.И. Католицизм о научном познании // Наука и религия – М., 1972. – № 7.
Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме // Вопросы философии. – М., 1963. – № 9.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 1. С.440–461.
Гарнцев М.А. Некоторые аспекты проблемы человека в средневековой западной философии // Логос. – М., 1992. – Вып. 1.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.136–137.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. – М., 1994. – № 1.
Гилберт К., Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. – М.: Иностранная литература, 1960. С.158–164.
Гиндулис Н.Л. Человек в европейском средневековом хзнании // Филоосфские науки. – М., 2003. – №№ 2, 4, 5.
Грацианский П.С. Фома Аквинский // Политические учения. История и современность: Домарксистская политическая мысль. – М.: Наука, 1979.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.250–259.
Деги Э.А., Уколова В.И. Некоторые аспекты мировоззрения Фомы Аквинского // Бахрушинские чтения. – Новосибирск, 1971. – Вып. 3.
Дзикевич Е.А. Философско–эстетические взгляды Фомы Аквинского: Автореферат дисс. канд. фил. наук. – М., 1997.
Дзикевич Е.А. Ценностная ориентация теории познания Фомы Аквинского // Духовные ценности как предмет философского анализа. – М., 1985.
Доброхотов А.Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» // Историко–философский ежегодник’88. – М.: Наука, 1988.
Драгун Б., Стяжкин Н. Фома Аквинский // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5.
Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII – XVI вв. СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 91 – 123.
Душин О.Э. Истина и бытие в высокой схоластике: (Фома Аквинский и Дунс Скотт). Автореферат. канд. философ. наук. – СПб., 1992.
Душин О.Э. Предмет и статус физики в средневековой схоластике (Фома Аквинский и Уильям Оккам) // Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. – СПб., 2001. (VERBUM – Вып. 4).
Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).
Ефремова Н.В. О рецепции аверроистской поэтики Фомой Аквинским // Сравнительная философия. – М., 2000.
Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004.
Жильсон Э. Избранное: Христианская философия / Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004.
Жильсон Э. Работы Э.Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. – М., 1987. Вып. 1.
Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. – Киев: Путь к истине, 1992. С.33–40.
Жильсон Э. Философ и теология / Пер. с фран. – М.: Гнозис, 1995.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.191–197. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986, с.90–96.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие. – М.: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. – Т. 1. С.367–371.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995.
Йетс Ф.А. Искусство памяти. – СПб., 1997. С.91–100, 107–112.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Качанова И.М. Философия Фомы Аквинского // ВФ. – 1958. – № 3.
Кирабаев Н.С. Арабо–мусульманская философия в трудах Фомы Аквинского // Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. – М., 1979.
Кобрин К. История души в избранных сюжетеах // Логос.– М., 1999. – № 6 (16).
Коваль Т.Б. “Тяжкое благо”: Христианская этика труда: Православие, католицизм, протестантизм. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. С.165–166.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Коплстон Ф.Ч. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя / Пер. с англ. – Долгопрудный: Вестком, 1999.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: (Общенаучные и геолого–географические аспекты). – М.: Наука, 1988. С.132–133.
Культура и культурология: Словарь Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003.
Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978.
Кюнг Г. Великие христианские мыслители. – СПб.: Алетейя, 2000. С.163–208.
Ланг Х.С. Аристотелевская физика: Телеологическая процедура в трактовке Аристотеля, Фомы Аквинского и Буридана // Реферативный журнал.– М., 1990. – № 5. (Автор реферата М.Ю.Скворцов).
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.431–433.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С.149–161.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965 – С.28, 64, 171–172.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.7–10.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Лупандин И.В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. – М., 1989. – № 2.
Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.127–151.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.53–54, 135–136, 141–143.
Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два пожхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестник МГУ. – Философия. – 1980. – № 4.
Маритен Ж. Знание и мудрость. – М.: Научный мир, 1999. С.133–203, 211–237.
Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999. С. 174–176.
Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.112–114.
Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско–ленинской философии. – Л.: Наука, 1981.
Миртов Д.П. Аристотель // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Миртов Д.П. Схоластика // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Можейко М.А. Схоластика // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Мюллер Р. Св. Фома Аквинский // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
Натадзе Н.Р. Фома Аквинский против Хайдеггера // Вопросы философии. – М., 1971. – № 6.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995, с.319–335.
Неретина С.С. Возможности понимания // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Нестик Т.А. Понятие внутреннего слова в средневековой философии мышления (Августин и Фома Аквинский) // Знание и традиция в истории мировой философии: сб. ст. М., 2001. С. 81–100
Нибур, Х. Ричард и Нибур, Райнхольд. Христос и культура: Избранные труды. – М.: Юристъ, 1996.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. – М., 1997.
Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. Философский критический анализ. – М.: МГУ, 1987.
Овчинников С.О. Фома Аквинский // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.171–177.
Ортега–и–Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега–и–Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. С.364–367.
Петров М.К. Историко–философские исследования. – М.: РОССПЭН, 1996. С.259–270.
Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве евхаристии // Православный собеседник. – Казань, 1905. – №№ 7, 8.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.
Радлов Э.Л. Фома Аквинат // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. III.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.424–434.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977.
Реферовская Е.А. "Спор" реалистов и номиналистов // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.268–276.
Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.142–185.
Рязанцева Л.Ф. Фома Аквинский и проблема свободы в средневековой философии // Россия в глобальном мире. – СПб., 2002. – № 3.
Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. – Paris, 1995. – № 33.
Семенов Н.С. Фома Аквинский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Семенов Н.С. Фома Аквинский // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2001. С.212–236.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.338–379.
Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. – М.: КРОН–ПРЕСС, 1995. С.152–160.
Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.90–96.
Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.156–157.
Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.261.
Хиббс Т.С. Риторика мотивов: Фома об обязанностях как разумном убеждении // РЖ.– 1992. – № 1. (Автор реферата В.К.Шрейбер).
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996.
Хомяков М.Б. Философия собственности у Фомы Аквинского // Личность: Философско–публицистический альманах. – М,: Северо–Принт, 1999.
Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Чернышева Л.А. Иерархия мудростей в христианской философии средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. – М., 1986. – Ч. 2.
Чернышева Л.А. Фома Аквинский и особенности схоластического философствования // Проблемы истории домарксистской философии: (Средневековый способ философствования). – М., 1985.
Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Издательство политической литературы, 1991. С.265–356.
Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – С. 42 – 56.
Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии: Критический очерк. – Рига: Зинатне, 1980.
Шичалин Ю.А., Гайденко В.П. О трактате Фомы Аквинского "О началах природы" // Время, понимание, субстанция: от античной рациональности к средневековой. – М., 1991.
Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. – М., 1994. – № 1.
Шрейдер Ю.А. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества // Теология. – 1993. – № 1.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.195–228.
Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. – СПб.: Азбука–классика, 2004.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. С.178–181.
Ященко А. Международный федерализм: Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. – М.: Тип. Имп. ун–та, 1908. – С. 38 – 40.
Верую в жизнь вечную / Пер. с лат.: П.Сахаров // Истина и жизнь. – М., – 1993. – № 7/8.
Дискуссионные вопросы о душе. Вопрос 14 / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Историко–философский ежегодник'98. – М.: Наука, 2000.
Дискуссионные вопросы о душе: [Фрагменты] / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский и М.М.Гейде // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004
Доказательства бытия Бога в "Сумме против язычников" и "Сумме теологии" / Сост., введение и коммент.: Х.Зайдля / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский . – М.: Институт философии РАН, 2000. (Философская классика: впервые на русском языке).
Комментарий к «Физике» Аристотеля. Кн. 1, вступление. Фрагменты. О смешении элементов // Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
Комментарий на "Книгу о причинах". Введение, лекции 1 и 2 // Философско–культурологический журнал. – М., 2000. – № 3.
Комментарий на трактат "О душе: [Фрагменты] / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский и М.М.Гейде // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004
О единстве интеллекта против аверроистов / Пер. с лат.: Ю.В.Подорога; Дискуссионные вопросы об истине. Вопрос 1. Гл. 4–9 / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. – М.: Ин–т философии РАН, 1998.
О единстве интеллекта, против аверроистов. Гл. 3–5 / Пер. с лат.: М.М.Гейде // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 2001. – № 4.
О единстве интеллекта, против аверроистов: [Фрагменты] / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский и М.М.Гейде // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004
О началах природы / Пер. с лат.: В.П.Гайденко // Время, истина, субстанция: От античного рационализма к средневековому. – М., 1991.
О правлении государей / Пер. с лат.: Н.Б.Срединская // Политический структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI–XVII вв. – Л., 1990.
О смешении элементов / Пер. с лат.: В.П.Гайденко // Философы Средневековья: Хрестоматия. – Кн. 1: Западноевропейская философия. – СПб., 1994. То же: Философия природы в античности и в средние века. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
О сущем и сущности / Пер. с лат.: В.Е.Курапова // Историко–философский ежегодник'88. – М.: Наука, 1988.
О сущем и сущности // VERBUM. Наследие Средневековья и современная культура. СПб., 2000. – Вып. 2.
Об отношении христиан к войне и к насилию / Пер. с лат.: О.М. Нестерова // Страницы. – М., 2001. – Т.6. – Вып.4.
Онтология и теория познания: (Фрагменты сочинений) / Пер., вступит. статья В.П.Гайденко. – М.: Ин–т философии РАН, 2001.
Секвенция на праздник тела Христова / Пер. с лат.: С.С.Аверинцев // Человек. – М., 1991. – № 4.
Сумма против язычников / Пер., вступит. статья, коммент.: Т.Ю.Бородай. – Долгопрудный: Вестком, 2000.
Сумма против язычников: т. II, гл. 39–46 / Пер. с лат.: Т.Ю. Бородай // Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005.. – С.298–320.
Сумма против язычников: [Фрагменты] / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский и М.М.Гейде // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004
Сумма теологии I–II. Вопрос 18. О благе и о зле применительно к человеческим действиям вообще / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Вопросы философии. – М., 1997. – № 9.
Сумма теологии. Кн. 1. Ч. I. Вопросы 1 – 43 / Пер. и прим.: К.В.Бандуровский . – Киев: Ника–Центр. Эльга. М.: Элькор–МК, 2003. – Т. 1–3.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 1. О священном учении / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1999. – № 3.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос VIII. О существовании Бога в вещах / Пер. с лат.: Т.В.Антонова // Наследие Средневековья и современная культура. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 2).
Сумма теологии. Ч. I. Вопросы 44, 45, 47 / Пер. с лат.: В.П.Гайденко // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.
О сущем и сущности / Пер. с лат.: Т.В.Антонова // Наследие Средневековья и современная культура. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 2).
О сущем и сущности / Пер. с лат.: В. Курапова // Историко–философский ежегодник, 88. М„ 1988. С. 230–252.
Сумма теологии. Ч. 1. Вопрос XLIX. О причине зла / Пер. и коммент: К.В. Суториус // Наследие Средневековья и современная культура. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 2).
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 114. О нападении демонов / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Человек. – М., 1999. – № 5.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 16. Об истине / Пер. с лат.: О.Э.Душин // Метафизические исследования. – СПб., 1994. – № 1.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 16. Об истине / Пер. с лат.: К.В.Бандуровский // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1999. – № 3.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 76. Статья 4 / Пер. с лат.: М.А.Гарнцев // Логос. – 1991. – № 4.
Сумма теологии. Ч. I. Вопрос 8. О существовании Бога в вещах / Пер. с лат.: Т.В. Антонова и О.Э.Душина // Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1999. – № 3.
Сумма теологии: Фрагмент // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
Сумма теологии: Фрагмент // Покров. – М., 1999. – Вып. 3.
Сумма теологии: [Фрагменты] / Пер. с лат. и прим.: К.В.Бандуровский // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Сумма теологии: [Фрагменты] // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Сумма теологии: [Фрагменты]/ Пер. с лат.: К.В.Бандуровский и М.М.Гейде // Фома Аквинский. Учение о душе. – СПб.: Азбука, 2004
Сумма теологии: Фрагменты; Сумма против язычников: [Фрагменты] / Пер. с лат.: С.С.Аверинцев // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1966.; То же: Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т. 1. Ч. 2; Символ. – Paris, 1995. – № 33.
Фрагменты сочинений // Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998.
Фрагменты сочинений // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.
Фрагменты сочинений // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966.
Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1. Покров. – М., 2001. – Вып. 9, 10.