Симеон Новый Богослов
Профессиональные интересы: Богословие

Краткая биографическая справка:

Симеон Новый Богослов (949–1022) [греч] – преподобный, память 12 марта. Ученик Симеона Благоговейного, которого чтил всю свою  жизнь. Великий мистик христианского Востока, автор “Деятельных и богословских глав”, поэт. С.Н.Б. рожден в богатой и знатной семье. После окончания учебы в Константинополе, юноша был лично представлен императору и вошел в число царедворцев. Но С.Н.Б. привлекала иная карьера. Под влиянием духовных книг и бесед с престарелым монахом Студийского монастыря Симеона Благоговейного. С.Н.Б. вступил  на путь суровой аскезы, оставаясь в миру. Впоследствии С.Н.Б. рассказывал о том, какие искушения одолевали его, и как его аскеза прерывалась раскованным поведением тогда, когда Симеона Благоговейного не было рядом.  "Но любовь и вера ко святому старцу, – писал позднее С.Н.Б., –  осталась в моем несчастном сердце. И из–за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам". С благословения старца Симеона Благоговейного С.Н.Б. стал послушником Студийского монастыря, а затем принял монашество. В 980 году С.Н.Б. был избран игуменом обители святого Маманта. Однако не все обитатели монастыря приняли аскетические нововведения С.Н.Б., в частности, празднование памяти Симеона Благоговейного. В конфликт настоятеля и монахов вмешались церковные власти, ради сохранения мира С.Н.Б. был удален из Константинополя в один из небольших храмов в пустынной местности, где позже возникла новая обитель. С.Н.Б. получил возможность много писать, здесь были созданы труды, известные как "Слова преподобного Симеона, Нового Богослова", гимны. Основная мысль богословского учения С.Н.Б. сводится к утверждению возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни — обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. Учение С.Н.Б. об Евхаристии (см. работы Илариона Алфеева и Василия Кривошеина) из того, что если за совершением таинства не следует явление Св. Духа, то вода при этом остается водой, а хлеб – хлебом; речь идет о состоянии человека, участвующего в таинстве. С.Н.Б. большое значение придавал слезам человека, как внешнему выражению внутреннего мистического опыта, и считал это выражение совершенно необходимым во время причастия. Это учение С.Н.Б. вызывало недоумение у некоторых из его современников. 

Библиография работ о персоне: Преподобный  Никита Стифат. Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1. (Репринт 1917 г.).
Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова /Пер.Л. А. Фрейберг под ред. игумена Илариона (Алфеева) // Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Сост. и общая редакция игумена Илариона (Алфеева). – Клин: Христианская жизнь, 1999.
Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка / Пер. Л.А.Фрейберг //  Церковь и время. – М., 1999. – № 2 (9); 2000. – № 1(10).
Преподобный Никита Стифат. На книгу божественных гимнов преподобного Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3. (Репринт 1917 г.).
Никита Стифат. О гимнах преподобного Симеона Нового Богослова //  Церковь и время. – М., 2000. – № 1.
 
Beyer H.V. Попытка научного подхода к анализу исихазма на примере (Пс.) Симеона Нового Богослова // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).  
 
Аверинцев С.С. Симеон Новый Богослов // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973.
 
Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001. С.273–275.
 
Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв.. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.45–48.
 
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.  
 
Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.277–282.
 
Алексидзе А.Д. "Свет тихий, мягкий.": Попытка художественно–психологического анализа поэзии Симеона Нового Богослова // Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991.
 
Алексидзе А.Д. Византийская литература XI–XII вв. – Тбилиси, 1989. С.33–47.
 
Алексидзе А.Д. Литература XI–XII вв. //  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  . С.160–161.
 
Аникеев П. Апология мистики по творениям преподобного Симеона Нового Богослова. – Пг., 1915.
 
Аникеев П. Мистика преподобного Симеона Нового Богослова. – СПб., 1906.
 
Аникеев П. Психология мистического восприятия (По преподобному Симеону Новому Богослову) // Новоселов М. Догмат, этика и мистика в  составе христианского вероучения. (Приложение).  – М., 1995. (Религиозно–философская библиотека. – Вып. 30).
 
Антоний (Булатович), иеросхимонах. Имя Божие в понимании и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова // Миссионерское обозрение. – 1916. –  № 5—6.
 
Антоний, игумен. Духовный опыт христианских подвижников по творениям преподобного Симеона Нового Богослова // Православный путь. – 1955. 
 
Беневич Г. Экономика в православном понимании согласно святителю Симеону Новому Богослову // Вестник Русского христианского движения. – 1991. – № 161.
 
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .  
 
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1 .  
 
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
 
Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.527–532.
 
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.271–280.
 
Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.450–454. 415.425.426.Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.15–19, 26–28, 242–250, 353–364.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Дух Святой в христианской жизни по учению прп. Симеона Нового Богослова //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1975. № 91/92.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Заметка к слову "О памяти смерти" пр. Симеона Нового Богослова // Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 353 – 364.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Неистовый ревнитель: Прп. Симеон Новый Бого­ слов как игумен и духовный наставник //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1957. № 25.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат: (История текста «Огласительных слов») //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. – Париж, 1961. №37.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально–политической действительности своего времени // Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 242 – 250.
 
Василий (Кривошеин), архиеп. Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега. – М., 2002. – № 4 (34).
 
Вениамин (Милов), епископ. Преподобный Симеон Новый Богослов о цели христианской жизни // Журнал Московской патриархии.  – 1979. – № 11; 1980. – №№ 3, 4.
 
Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .  
 
Иванов С.А. Симеон Новый Богослов как юродивый. Резюме // Знаки Балкан. – М.: Радикс, 1994. – Ч. II.
 
Иларион (Алфеев), епископ. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004.
 
Иларион (Алфеев), иером. Пре подобный Симеон Новый Богослов и Священное Писание / П ер. с англ. // Альфа и Омега. –  М., 1996. № 2/3(9/10).
 
Иларион (Алфеев), иером. Пре­ подобный Симеон Новый Богослов и православное бого­ служение / Пер. с англ. // Церковь и время. –  М., 1998. № 1(4).
 
Иларион (Алфеев), иеромонах. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова в свете патристической традиции // Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.). – М., 2002.
 
Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования)
 
Иларион (Алфеев), иеромонах. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге //  Церковь и время. – М., 1998. № 1(4).
 
Илларион (Алфеев). Симеон Новый Богослов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. III. 
 
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.324–331.
 
Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.133–137.
 
Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.292–293.
 
Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. – М., 1992. С.39–43.
 
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.235–238.
 
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.  
 
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.  
 
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.   1316.
 
Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С.311–333.
 
Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.102–108.
 
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.356–358.
 
Миллер Т.А. Симеон Новый Богослов // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.
 
Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.120–126.
 
Михаил (Чуб), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Симеон Новый Богослов. «Огласительные слова» //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1964. № 48.
 
Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.18–20, 297–303. 
 
Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Из записок путешествия по Афону (к вопросу об изучении творчества преподобного Симеона Нового Богослова) // Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1915. – № 1.
 
Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Лекции по патристике. – Сергиев Посад, 1910.
 
Пантелеимон (Успенский), иеромонах. О гимнах преподобного Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 3 (Репринт 1917 г.).
 
Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Три богослова: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов (общие черты их учения вообще и в теории богопознания в частности) // Богословский вестник. – Сергиев Посад,  1913. – № 1.
 
Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.
 
Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Иоанн Богослов, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Кирилло–Белозесркого монастыря с XIV по XVII в. // Монастырская культура: Восток и Запад. – СПб., 1999.
 
Свиридов И. Преподобный Симеон Новый Богослов и современность. Экклезиологические заметки // Русская мысль. – Париж, 1998.– № 4223.
 
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 105.
 
Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие // Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995.
 
Симеон Новый Богослов //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 
 
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.307.
 
Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    
 
Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.116–120.
 
Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно–исторического исследования. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 332 – 336, 362 – 364.
 
Суханова М.А. Преображение как центр в мистике исихазма // Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
 
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
 
Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С.339–349.
 
Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999. .  
 
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.303–308.
 
Флоренский П.А. Радость навеки. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу святому // Символ. – 1989. – № 22.
 
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Правда, 1990. (Приложение к журналу "Вопросы философии"), с140–142.
 
Челышев П. В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека; Акафист. – М.: Храм святого великомученика Димитрия, 2004.
 
Челышев П.В. Философия на рубеже тысячелетий (X – XI  века). – М., 2001.
Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Мистика на Востоке). 
Библиография работ автора:

Аскетические произведения / Сост. и общ. ред.: игумена Иларион (Алфеев). – Клин: Христианская жизнь, 1999.

Божественные гимны / Пер.  с греч.: иеромонах Пателеимон Успенский. – Сергиев Посад, 1917.

Божественные гим­ ны: (Гимн 1) / Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) // Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1954. № 17.

Божественные гимны: (Гимны 6 и 48) / Пер. с греч.: иером. Софроний (Сахаров) //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1953. № 15.

Гимн 58. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божьих  / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Вестник русского христианского движения. – Париж; Нью–Йорк; М., 1997. –  № 175.

Гимны // Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лiтера, 2003.

Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. – Б.м., 1999. 

Главы богословские, умозрительные и практические / Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева) // Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001.

Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1996.

Главы практические и теологические: [Фрагменты] / Пер.  с греч.: Т.А.Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Из гимнов божественной любви / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Избранные гимны (3, 6, 19, 42) / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Журнал Московской патриархии.  – 1992. – № 1.

Избранные гимны / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Символ. – 1991. – № 26.

Избранные гимны в стихотворном переводе / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. То же:  Церковь и время. – М., 1998. – № 1(4).

Избранные гимны: № 35, 44; № 5,11,40,45 / Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфе ев) // Церковь и время. –  М., 1998. № 1(4). № 2(5).

Избранные проповеди // Начало. – СПБ., 2002. – №  12.

Метод священной молитвы и внимания / Пер.  с греч.: А.Г.Дунаев // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых  отцов–исихастов / Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г.Дунаева. – М.: Православное братство Святителя Филарета Московского, 1999.

Нравственные слова. Кн. 1, гл. 6: О том, как все святые соединяются со Христом Богом и становятся одно с Ним / Пер. с греч.: Т. А. Мил­ лер // Альфа и Омега. –  М., 1996. № 2/3(9/10).

О памяти смерти / Пер. с греч.: иером. Василий (Кривошеин) //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1953. № 14.

Послание об исповеди / Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев) // Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. То же:  Церковь и время. – М., М., 1999. – № 2 (9).

Послание об испове­ди / Пер. с греч.: иером. Иларион (Алфеев) //  Церковь и время. –  М., 1999. № 2(9).

Поучение I / Пер.  с греч.: Т.А.Миллер // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. – М., 2001.

Прииде, Свет истинный: Избранные гимны / Стихотворный пер. с греч.: игум. Иларион (Алфеев). – СПб.: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека.  Источники). 

Слова духовно–нравственные Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М.: Московское подворье Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря, 1995. (Репринт издания 1911 г.). То же – М.: Паломник, 1995.

Слова преподобного Симеона Нового Богослова / Пер.  с греч.: Феофан Затворник.  – М., 1890 – 1892. – Т. 1 – 2.

Творения. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – Т. 1–3. (Репринт 1917 г.).

Фрагменты сочинений // Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. 

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. 

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.

Фрагменты сочинений // Настольная книга священнослужителя. – М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1994. – Т. 1 – 7.

Фрагменты сочинений // Фудель С. Путь отцов. – Б.м.: Издание Сретенского монастыря, 1997. 

Другие публикации на портале:

Еще 9