Николай I, папа в 858–867 гг. – церковный деятель и богослов. В течение своего понтификата папа Н. пытался претворить программу коренного усиления папской власти. Он считал, что папа Богом предназначен для спасения Церкви на Западе и на Востоке. Все "частные церкви", все формы существования национальной и государственной Церкви на Западе и на Востоке должны быть признаны незаконными. Папа – живой закон, его декреты имеют силу канонов, решения соборов должны признаваться действительными лишь после их утверждения папой. Папа Римский может требовать отчета от любого духовного лица, может судить всех, но сам неподсуден никому, включая императора, ибо Церковь совершенно независима от любых светских властей. Эту программу Н. не смог претворить в жизнь, но в условиях т.н. феодализации Запада церковно–политическая деятельность папы Н. имела существенное значение для сохранения западного единства. Н. решительно пресекал попытки некоторых западных митрополитов расширить свою церковную власть и поднять свою независимость до уровня патриаршей. Но притязания Н. распространялись и далее – в ультимативной форме папа требовал, чтобы и Восток признал его своим верховным судьей. Понтификат Н. сопровождался усилением и без того уже глубокого отчуждения между Восточной и Западной Церквями. Идея папского превосходства встретила решительный отпор константинопольского патриарха Фотия. Константинопольский собор 867 г. объявил Н. отлученным от Церкви. Противостояние Запада и Востока обострилось также в связи с обращением болгар, которые колебались в выборе между Византией и Римом.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 2. С.168–172.
Гергей Е. История папства / Пер.с венг. – М.: Республика, 1996. С.76–78.
Илия Минятий, епископ. М: Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения церкви западной от восточной и предметов несогласия между ними. – М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. – Кн. I.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Карсавин Л.П. Николай I // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. – СПб., 1901. С.59–65.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. – СПб.: Алетейя, 2001 .
Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. – СПб.: Алетейя, 1999. С.32–34, 37–42, 52–80.
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.262–270.
Морозов М.А. Предисловие // Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX века. – СПб.: Алетейя, 2001.
Орнатский Ф.С. Гинкмар Реймский и его борьба с папой Николаем I // Вера и разум. – 1884.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.