Несторий (ок. 381–после 451) [греч] – ересиарх, константинопольский патриарх в 428–431 гг. Учился в ораторской школе Ливания, а богословское образование получил у Феодора Мопсуестийского. Монашествовал в Антиохийских обителях, имел репутацию сурового аскета. Н. отличался нетерпимостью; взойдя на Константинопольскую кафедру, заявил о решимости искоренить вокруг всякую ересь, однако эта решимость привела его к грубым заблуждениям. Он решил сделать взгляды своего учителя Феодора общецерковными и положил начало ереси, названной его именем (несторианство). Н. в качестве догмата выдвигал определение Девы Марии как родительницы Христа (Христородицы), а не как Богоматери. Утверждалось раздельное сосуществование в Богочеловеке Христе двух Его природ – Божеской и человеческой. Напротив, православное учение эти природы различает, но не разделяет их. Христос есть Богочеловек в каждом своем действии. Н. был лишен сана по настоянию Кирилла Александрийского и был отправлен в ссылку в Египет. Через некоторое время Н. был вызван на Халкидонский собор, но умер в пути. Сподвижники Н. переселились в Иран. Многое из того, что писал Н., не сохранилось до наших дней. Известен в сирийском переводе написанный Н. в пустыне трактат "Книга Ираклида".
Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях / Пер. с лат. М.Ф.Высокого // Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (Гл. Ш, LIII, LIV, LV, LVII, LXI, LXVI, LXXII, LXXXI, LXXXII, LXXXV, XCIII, XCIV, С).
Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. I, гл. 2–9, 12. Кн. II, гл. 4, 18. Кн. III, гл. 4, 7, 31. Кн. IV, гл. 38).
Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1.
Кирилл Александрийский. Разговор с Несторием о том, что Святая Дева – Богородица, а не Христородица; Слово против тех, кто которые не хотят исповедовать Святую Деву Богородицею // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3.
Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта / Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Годы от Р.Х 423 – 425).
Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. – М.: Паломник, 1993. С.156–159.
Андреев И.Д. Несториане // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Андреев И.Д. Несторий // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Андрей Кураев. Предисловие // Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. – М.: Путем зерна, 1997.
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Андреев И.Д.
Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 2. С.81–83.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.111–112.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 309 – 313, 345 – 348.
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.303–308.
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 623–658
Говорун С.Н. Леонтий Византийский и его трактат против Нестория и Евтихия // Церковь и время. – М., 2001. – № 2. 851.
Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.68–142.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.253–256.
Каждан А.П. Несторианство // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.195–200, 257–261.
Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века / Пер. с фран. – М.: Путем зерна, 1997.
Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Гл. V).
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. –М.: Наука, 1979.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Православие и христианские разделения / Под общей редакцией Иоанна Свиридова. – М.: Б.и., 1996. С.33–37.
Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения.– М.: Euroasitica, 2002.
Сергий Булгаков, протоирей. Агнец Божий. – М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиреем Александром Менем, 2000. С.68–74.
Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.243–253.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.
Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.329–333.
Книга Гераклида: [Фрагмент] // Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Источники).