Ириней, епископ Лионский (Лугдунский), или Ириней Смирнский (ок.130–ок.200) [греч] – святой, отец Церкви. Родился в Малой Азии; родным языком И.Л. был язык греческий. В отрочестве он слушал поучения Поликарпа Смирнского, который рассказывал о своем общении с Иоанном Богословом, – эти слова И.Л., по его собственному признанию, "записывал не на бумаге, а в сердце" (см. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. V, 20, 4, 7). Большой заслугой И.Л. признается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Прибыв в Галлию, принял там священство, выучил кельтский язык, но писал по гречески. Его антигностическое сочинение "Обличение и опровержение лжеименного знания", на греческом языке сохранилось во фрагментах, однако существует полный древний латинский перевод под названием “Против ересей”. В этом произведении И.Л., исходя из полемических задач, тем не менее впервые изложил христианское учение в плане догматическом. Его называют нередко основателем богословия. Еще один труд И.Л. – апологетический – "Изложение апостольского учения", в начале ХХ века обнаружен в армянском переводе. Остальные сочинения И.Л. не дошли до наших дней.
Страдания святаго священномученика Иринея, епископа Лионского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.12. – Месяц август.
Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. (Гл. 35). То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.
Григорий Турский. История франков. – М.: Наука, 1987. (Кн. I. Гл. 29).
Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. V, гл. 4, 2. Кн. V, гл. 24).
Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. цева. – М.: Наука, 1987. С.32–40.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. I.
Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.112–115.
Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.95–96. 97. 194. 287–289.
Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.63–70, 183–184.
Бернард Д.К. Единство и триединство, 100–300 гг. н.э.: Учение о Боге в древних христианских рукописях. – М.: Благая Весть, 1996.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.63–72.
Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995.
Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». – Т. V.
Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001 .
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. Т. 2. С.167–170, 193–204.
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.40–44.
Гусев Д.В. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями второго века // Православный собеседник. – Казань, 1874. – Ч. 2. – № 7. Ч. 3. – № 9.
Гэтч Э. Эллинизм и христианство // Общая история европейской культуры. – Т. VI: Раннее христианство. – Отдел II. – СПб., б.г.. С.97–96, 108–111.
Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. Гл. 14 и 16.
Жариков К. Эклезиология святого Иринея Лионского // Журнал Московской патриархии. – 1994. – № 3.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Иванов Н. Св. Ириней, еп. Лионский. – ЖМП. – 1957. – № 9.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.28–41.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.47–54.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.18–19.
Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование. – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877. С. 92–133.
Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002. С.92–133.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. С.98–103.
Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.348–349.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Курганов Ф.А. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности, – ее первосвященника? – Казань, 1893.
Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997 .
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лосский В.Н. Боговидение. – М.: Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.22–28.
Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства, 2000.
Лосский В.Н. Предание отцов и схоластика. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков // Богословские труды. – М., 1978. – Сб. 18.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.70 –75.
Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21, 239.
Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.241–260.
Михайловский А.В. Ириней Лионский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.
Муравьев А.Н. Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.139–143.
Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 171 – 188.
Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.130–131.
Палашковский В., свящ. Евхаристическое богословие св. Иринея, епископа Лугдунского // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1960. – Вып. 36.
Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 3.
Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914 .
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Преображенский П. О св. Иринее Лионском // Ириней Лионский. Творения. – М.: Паломник; Благовест, 1996.
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.187–198.
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.377–405.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 476 – 512.
Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 799 – 810.
Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.63–64.
Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.150–179.
Скворцов К.И. Философское учение Иринея Лионского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1867. – № 11.
Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 103–121.
Скурат К.Е. Сотериология св. Иринея Лионского // Богословские труды. – М., 1971. – Сб. – 6.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.14–30.
Сушков С. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви: На основании свидетельства священного писания и церковных памятников первых двух веков христианства. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. – С. 195 – 228.
Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.
Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 147 – 150.
Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 81 – 88, 128 – 134, 162 – 170.
Троицкий С.В. Ириней Лионский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Иреней Лионский // Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Фаррар Ф. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви: Очерки церковной истории в биографиях. – СПб., 1891. С.50–66.
Федченко С.А. Св. Ириней Лионский, его жизнь и литературная деятельность. – Сергиев Посад, 1917.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.81–89.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Шабуров Н. Ириней Лионский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.
Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.64–70.
Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.168.
Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.273.
Против ересей: Книга третья // Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
Доказательства апостольской проповеди / Пер.: Н. Сагард // Христианское чтение. – СПб., 1907. То же: Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 810 – 846.
О предании апостольском в Церкви // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. II.
О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. III. То же:
О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. III. То же: Евсевий. Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. – СПб. 1858. – Ч. 1: Переводы из творений святых отцев.
О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. II.
О Церкви // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. I.
Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4. 4. Мф. 6, 24 // Христианское чтение. – СПб., 1838. – Т. II.
Против ересей / Пер. свящ. П. Н. Преображенского. – М., 1868. То же: СПб., 1900.
Против ересей: [Фрагменты] // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.
Против ересей: [Фрагменты] // Об антихристе. – СПб.: Знамение, 1998.
Против ересей: [Фрагменты] // Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002.
Пять книг против ересей. – М., 1868.
Творения. – М.: Паломник, 1996.
Сочинения / Пер. трот. П. П.Преображенский. – СПб., 1900.