Ириней, епископ Лионский

Краткая биографическая справка:

Ириней, епископ Лионский (Лугдунский), или Ириней Смирнский (ок.130–ок.200) [греч] – святой, отец Церкви. Родился в Малой Азии; родным языком И.Л. был язык греческий. В отрочестве он слушал поучения Поликарпа Смирнского, который рассказывал о своем общении с Иоанном Богословом, – эти слова И.Л., по его собственному признанию, "записывал не на бумаге, а в сердце" (см. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн.  V, 20, 4, 7).  Большой заслугой И.Л. признается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Прибыв в Галлию, принял там священство, выучил кельтский язык, но писал по гречески. Его антигностическое сочинение "Обличение и опровержение лжеименного знания", на греческом языке сохранилось во фрагментах, однако существует полный древний латинский перевод под названием “Против ересей”. В этом произведении И.Л., исходя из полемических задач,  тем не менее впервые изложил христианское учение в плане догматическом. Его называют нередко основателем богословия. Еще один труд И.Л. – апологетический – "Изложение апостольского учения", в начале ХХ века обнаружен в армянском переводе. Остальные сочинения И.Л. не дошли до наших дней. 

Библиография работ о персоне:

Страдания святаго священномученика  Иринея, епископа Лионского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.12. – Месяц август.

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 35).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Григорий Турский. История франков. – М.: Наука, 1987. (Кн. I. Гл. 29).

Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. V, гл. 4, 2. Кн. V, гл. 24). 

 

Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.     цева. – М.: Наука, 1987. С.32–40. 

 

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 

 

Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – Б.г.: Издание Сретенского монастыря, 1998. С.112–115.

 

Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. – [Т] II: Христианство без оккультизма. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. С.95–96. 97. 194. 287–289.

 

Бальтазар, Урс Х. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. – М.: Истина и жизнь, 2001.  

 

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.63–70, 183–184.

 

Бернард Д.К. Единство и триединство, 100–300 гг. н.э.: Учение о Боге в древних христианских рукописях. – М.: Благая Весть, 1996.

 

Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.63–72.  

 

Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.    

 

Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995.  

 

Владимир Шмалий, священник. Бог // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. V.

 

Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001 .  

 

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.167–170, 193–204.

 

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.40–44.

 

Гусев Д.В. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями второго века // Православный собеседник. – Казань,  1874. – Ч. 2. –  № 7. Ч. 3. –  № 9.

 

Гэтч Э. Эллинизм и христианство // Общая история европейской культуры. – Т. VI: Раннее христианство. – Отдел II. – СПб., б.г.. С.97–96, 108–111.

 

Дюшен Л. История древней Церкви / Пер. с франц. под редакцией проф. И.В.Попова  и проф. А.П.Орлова. – М., 1912. – Т. 1. Гл. 14 и 16.

 

Жариков К. Эклезиология святого Иринея Лионского // Журнал Московской патриархии.  – 1994. – № 3.

 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

 

Иванов Н. Св. Ириней, еп. Лионский. – ЖМП. – 1957. –  № 9.

 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.28–41.

 

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.47–54.

 

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.18–19.

 

Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей церкви до Оригена включительно: Историко–догматическое исследование.  – СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского, 1877. С. 92–133.

 

Катанский А.Л. Догматическое учение о Семи Таинствах в творениях древнейших Отцов и писателей церкви до Оригена включительно. М.: Паломник, 2002. С.92–133.

 

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. С.98–103.

 

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.348–349.

 

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.  

 

Курганов Ф.А. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности, – ее первосвященника? – Казань, 1893.

 

Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997  .  

 

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

 

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.22–28.

 

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

 

Лосский В.Н. Предание отцов и схоластика. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков // Богословские труды. – М., 1978.  – Сб. 18.

 

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.70 –75.

 

Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21, 239.

 

Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.241–260.

 

Михайловский А.В. Ириней Лионский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

 

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.139–143.

 

Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 171 – 188.

 

Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.130–131.

 

Палашковский В., свящ. Евхаристическое богословие св. Иринея, епископа Лугдунского // Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1960. – Вып. 36.

 

Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 3.

 

Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914  .  

 

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

 

Преображенский П. О св. Иринее Лионском // Ириней Лионский. Творения. – М.: Паломник; Благовест, 1996.

 

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.187–198.

 

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.377–405.

 

Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 476 – 512.

 

Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 799 – 810.

 

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.63–64.

 

Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.150–179.

 

Скворцов К.И. Философское учение Иринея Лионского // Труды Киевской Духовной Академии. – 1867. –  № 11.

 

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 103–121.

 

Скурат К.Е. Сотериология св. Иринея Лионского // Богословские труды. – М.,   1971. – Сб. – 6.

 

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

 

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.14–30.

 

Сушков С. Против лжеучения о вселенском главенстве римской церкви: На основании свидетельства священного писания и церковных памятников первых двух веков христианства. – СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1891. – С. 195 – 228.

 

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

 

Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 147 – 150.

 

Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 81 – 88, 128  – 134, 162 – 170.

 

Троицкий С.В. Ириней Лионский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Иреней Лионский // Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

 

Фаррар Ф. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви: Очерки церковной истории в биографиях. – СПб., 1891. С.50–66.

 

Федченко С.А. Св. Ириней Лионский, его жизнь и литературная деятельность. – Сергиев Посад, 1917.

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.81–89.

 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

 

Шабуров Н. Ириней Лионский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2. 

 

Шестун Евгений, священник. Православная педагогика: Исторические психолого–педагогические очерки. – Самара, 1998. С.64–70.

 

Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики //  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.168.

Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора //  Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – Т. 1. С.273.

Библиография работ автора:
Против ересей: Книга третья // Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.

Доказательства апостольской проповеди / Пер.: Н. Сагард // Христианское чтение. – СПб.,  1907. То же: Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 810 – 846.

О предании апостольском в Церкви // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т. II. 

О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т.  III. То же:

О том, что при исследовании Божественного таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т. III. То же: Евсевий. Сочинения  и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. – СПб. 1858. – Ч. 1: Переводы из творений святых отцев.

О том, что Христос и Апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т. II.

О Церкви // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т. I.

Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор. 4. 4. Мф. 6, 24 // Христианское чтение. – СПб.,  1838. – Т. II.

Против ересей / Пер. свящ. П. Н. Преображенского. – М., 1868. То же: СПб., 1900.

Против ересей: [Фрагменты] // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.

Против ересей: [Фрагменты] // Об антихристе. – СПб.: Знамение, 1998.   

Против ересей: [Фрагменты] // Афонасин Е.В. Античный гностицизм: Фрагменты и свидетельства. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2002.

Пять книг против ересей. – М., 1868.     

Творения. – М.: Паломник, 1996.

Сочинения  / Пер. трот.  П. П.Преображенский. – СПб., 1900. 

Другие публикации на портале:

Еще 9