Амфитеатров Яков Космич (23.10.1802, с. Высокое Костромского уезда Орловской губернии — 8.07.1848, Киев) — профессор гомилетики и всеобщей словесности Киевской Духовной Академии.
Родился в семье причетника (позднее священника) К. И. Красина. Племянник по матери святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского. В 1814 поступил в Севскую Духовную семинарию, в 1817-1824 обучался в Орловском духовном училище и Орловской духовной семинарии. В честь дяди принял фамилию Амфитеатров. В 1825-29 обучался в Киевской Духовной Академии (КДА), которую окончил со степенью магистра богословия. Был оставлен в КДА преподавателем русской словесности и гомилетики. С 1835 — экстраординарный профессор, с 1837 — ординарный профессор КДА. Читал курсы церковного красноречия и всеобщей словесности. Был одним из инициаторов издания журнала «Воскресное чтение», в котором опубликовал около 70 статей (в основном без подписей). Писал также прозу (опубликовал одну повесть и несколько рассказов в журнале «Маяк»), перевел на русский язык письма святителя Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде.
Главным вкладом профессора Амфитеатрова в гомилетическую науку стала его книга «Чтения о церковном собеседовании, или Гомилетика» (в двух томах), увидевшая свет в 1846 году в Киеве. «Чтения» представляют собой учебное пособие по гомилетике. Книга получила высокую оценку современников. 28 марта 1848 года император Николай I пожаловал Я. К. Амфитеатрову перстень, осыпанный бриллиантами. По замыслу профессора Амфитеатрова полный курс гомилетики должен был состоять из трех частей: «О материи церковного собеседования», «О характере церковного собеседования» и «О видах и родах поучений». Эта структура фактически повторяла гимназические курсы риторики. Однако автор успел завершить лишь первые две части «Чтений». Следуя предшествующей традиции, он стремится в своей книге не столько раскрыть сущность проповедничества «в его жизненном обнаружении, сколько научить искусству проповедничества соответственно принципиальным его законам» (Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и современном состоянии. М., 2002. С. 35). Поэтому «Чтения» представляют собой практическое пособие по составлению и произнесению проповедей. Несмотря на то, что Амфитеатров в значительной мере переносил в сферу гомилетики категории риторики, его книга положила начало преодолению западного влияния в отечественной гомилетической науке и послужила основой для формирования самобытного отечественного стиля церковной проповеди. Как писал профессор МДА М. М. Тареев, «ничего подобного этому сочинению история русской гомилетики прежде не имела. Когда переходишь от наших старинных гомилетик к этому поистине классическому труду, то чувствуешь себя вступившим в область, в некоторых отношениях, совершенно новую: это — сердечность и проникновение святоотеческим духом» (Тареев М. По вопросам гомилетики. Сергиев Посад, 1903. С. 14). Во второй половине XIX – начале ХХ вв. книга Амфитеатрова являлась одним из главных и наиболее авторитетных руководств по гомилетике на русском языке. Курсы гомилетики, изданные во второй половине XIX столетия, в значительной мере следовали принципам, выработанным профессором Амфитеатровым.
-
Аскоченский В. И. Я. К. Амфитеатров, ординарный профессор Киевской Духовной Академии. К., 1857.
-
Кутепов Н. М. Я. К. Амфитеатров и его «Чтения по церковной словесности» // Странник. 1892. № 9-12; 1894. № 2, 6.
-
Волков А. А. Амфитеатров Я. К. // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 206.
-
Чтения по церковной словесности, или гомилетика. Ч. 1-2. Киев, 1846.
-
Беседы об отношении Церкви к христианам. Киев, 1847.
-
Лекции по всеобщей словесности //Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии. К., 1869.