В работе круглого стола приняли участие Егор Холмогоров («Русский обозреватель»), Елена Яковлева («Российская газета»), Валерий Коновалов («Труд», «Известия»), Елена Чудинова («Эксперт»), Сергей Худиев («Радонеж»), Владимир Семенко («Проблемы развития»), Алексей Сенин («Русский вестник»). Заочно в работе круглого стола приняли участие Константин Эггерт, Елена Ямпольская, Александр Привалов и другие.
По мнению Егора Холмогорова, «миссия» (он подверг критике этот «латинский» термин, который вызывает ассоциацию «со стройными рядами иезуитов») должна быть направлена не на узкие группы, а на «широкие массы», «среднего обывателя», который в ней нуждается не меньше, чем «рокеры» и «гастарбайтеры» (проповедь которым, по его мнению, тоже похвальна). По его словам, «страшно, когда совокупность частных локальных методов была объявлена фактически центром миссии». Метод такой «миссии» — неорганичный для православного сообщества. Те, кто громко кричит о миссии, соверашют важную подмену – делают оружие самоцелью. И это, считает Холмогоров, происходит «из-за зараженности западническими моделями». Говоря об информационной политике Церкви, журналист отметил, что «важно не допустить воспроизведения той информационной политики, которая сложилась в нашем государстве» и от которой государство «начинает отползать». Должны быть «рупоры, которые официально выражают церковный голос», и не должно быть «выкриков, имеющих псевдоадминистративный статус».
Елена Яковлева не нашла ничего предосудительного в слове «миссия». Она поделилась проблемами православного журналиста, работающего в крупном светском издании, которые, однако, не встретили понимания со стороны большинства участников. По словам Е. Яковлевой, у нее не всегда есть возможность «говорить из глубины своей веры», и часто приходится находить «третью позицию». Главной же проблемой остается «содержание» — что мы транслируем в общество? В связи с этим вопрос «что писать» — остается главным. Сегодня, по ее мнению, не хватает площадок – таких, например, какими были собрания религиозно-философского общества в начале ХХ века. Она также отметила, что люди в Церкви должны быть открыты журналистике. Также, считает сотрудник «Российской газеты», журналистам надо меньше сосредотачиваться на отношениях между собой, «на своем».
Валерий Коновалов указал на важность знания и понимания своей аудитории. Он считает, что «ликбез еще не начинался», нужно рассказывать читателям о простых вещах, потому что в реальности «мало людей знающих». «Мы ориентируемся друг на друга, и не представляем общего уровня», — отметил он. Читатели, уверен он, не знают о вере самого элементарного.
Елена Чудинова выразила «удрученность» в связи с высказыванием коллеги из «Российской газеты». «Если не будем говорить, что истинная религия только одна – православие, мы губим свою бессмертную душу», — считает Чудинова. По ее словам, все европейские государства навязывают России мультикультурность «как секонд-хенд своей идеологии», при том что сами уже начинают понимать тот тупик, в который завела секулярность.
Сотрудник «Радонежа» Сергей Худиев согласился с мнением, что люди «невежественны в отношении православия». Необходимо напоминать об основах веры. Он указал на необходимость антидиффамационной политики и политики просветительской. Важно устанавливать контакты между церковными структурами и светскими СМИ «напрямую». Важно также, считает автор «Радонежа», создать структуру, которая будет «быстро отвечать на клевету».
Владимир Семенко, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» и ст. н. сотрудник Института религиозно-социальных исследований, заявил, что журналисты, задача которых — «быть верными фактам», в реальности делают противоположное. «Триумфализм», который сегодня СМИ приписывают Церкви, в реальности не существует. Один из примеров, приведенных им, касался издательской деятельности. «Теперь ни одна православная книга не будет продаваться без грифа Издательского совета», фактически – «подрывается рынок церковной литературы», сказал он, отметив при этом, что цензура, безусловно, нужна. В аналогичных тонах Семенко описал ситуацию вокруг Боголюбовского монастыря: хотя «кампанию на деле выиграли мы», приют закрыт, ликвидирован «под действием церковных властей». Владимир Семенко призвал журналистов «быть ближе к реальности» и «теснее общаться».
Алексей Сенин, главный редактор «Русского вестника», считает, что информационной деятельности Церкви не ощущается, что вызвано «боязнью показаться беспомощными». На фоне выступлений Патриарха высказывания других деятелей Церкви выглядят бледно; информационные отделы подчас не знают, как интерпретировать высказывания своего Предстоятеля.
В заключение работы каждый из участников вкратце подвел резюме своему выступлению: «Сообщество должно быть более единым» (Коновалов); «Давайте будем христианами каждый на своем месте» (Чудинова); «Важно налаживать связь со светскими СМИ» (Худиев); «Мы готовы к сотрудничеству, но как сотрудники, а не как шестеренки» (Семенко).
Евгений Никифоров, подводя итог работы, отметил, что под «информационной политикой» могут пониматься разные вещи. «Важно понять соработничество в рамках одного сетевого проекта — Церкви», — заключил он, подчеркнув, что «дирижизм, строгая вертикаль» — губительны.
Следующий круглый стол из намеченного цикла встреч состоится 17 марта.