11 мая в смешанном, очно-дистанционном формате состоялась очередная встреча участников постоянно действующего научно-богословского семинара Сообщества преподавателей и исследователей Библии «Сотериологическая интерпретация Писания в православной библеистике».
Работа семинара была открыта докладом заведующего кафедрой библеистики МДА, доцента, протоиерея Олега Мумрикова на тему «О некоторых тезисах христианского эволюционизма».
В своём докладе отец Олег отразил библейскую апологетику в разных её аспектах. Он подчеркнул, что библейская космология является особой формой повествования, которая по своему содержанию и ценности равна благовестию. На основе книги священника Антония Лакирева «Почему Бог выбрал эту обезьяну» докладчик показал процесс построения аргументации, характерный для христианского эволюционизма. При этом он попытался оценить данную аргументацию с точки зрения сотериологического подхода. Как замечает отец Олег, перед исследователем встаёт ряд серьёзных вопросов, связанных с вероучительными и догматическими определениями. В первую очередь это вопросы о сущности образа Божия в человеке, о грехопадении и искуплении.
Подводя итоги доклада, отец Олег отметил, что концепция христианского эволюционизма полезна в апологетике, поскольку отвечает научной картине мира, но различные её вариации требуют упорядочения при оценке с точки зрения православного вероучения и православной догматики. Причём чрезмерное количество лакун, искусственно созданных богословами-эволюционистами, не принесёт пользу апологетике. Докладчик предлагает взвешивать частные тезисы, которые выдвигаются в ходе дискуссий, и в первую очередь это касается вопроса понимания образа Божия в человеке, а также вопросов, связанных с грехопадением и Искуплением.
Если говорить о частной возможной модели, то отец Олег вслед за святителем Феофаном Затворником допускает, что Бог, зная о выборе, который сделает человек у древа познания добра и зла, попустил изначально миру быть таким, каким он должен быть при падшем человеке. Таким образом, грехопадение как бы оказывает влияние не только на будущее, но и на прошлое. Это аспект предвидения Божия, который позволяет, с одной стороны, понимать, что Бог смерть не творил, а с другой стороны, понимать, что есть определённое попущение и определённое влияние на природу врага рода человеческого и через него на самого человека. Это исправляется искупительным подвигом Спасителя и преображением мира в грядущем Его Втором Пришествии.
Во второй части семинара был представлен доклад заведующего библейским кабинетом МДА протоиерея Александра Тимофеева на тему «Новая находка таблички с фрагментом Второзакония 27:15–26 и книги Иисуса Навина 8:30 на горе Гевал и её значение для библейских исследований».
Доклад был посвящён находке, обнаруженной недавно на горе Гевал. Небольшая двухполовинчатая табличка с фрагментом текста из Второзакония, как отмечает отец Александр, проливает свет на раннюю израильскую историю и подтверждает традиционный взгляд на датировку библейских событий и время написания книг Священного Писания. Например, находка помогает косвенно датировать события Исхода более ранним периодом (не концом XII века, а серединой XV века). Докладчик также совершил исторический экскурс в проблематику, связанную с древним жертвенником на горе Гевал. Благодаря найденным археологическим материалам на территории раскопок у горы Гевал (костным останкам жертвенных животных, именным скарабеям и др.) удалось с определённой долей точности датировать жертвенник и установить его принадлежность народу Израиля. Табличка с фрагментом текста из Второзакония соответствует времени происхождения книги Второзакония, которую дописывал Иисус Навин, и самой книги Иисуса Навина. Находка доказывает, что существовал комплементарный алфавит, с помощью которого Моисей и Иисус Навин могли написать самые ранние библейские книги. В-третьих, ряд находок, в том числе пересмотренные синайские надписи, подвергают серьёзной критике документальную гипотезу, согласно которой писцы создавали различные части библейского повествования гораздо позже, например при царе Иосии или в послепленный период. Отец Александр отмечает, что мы имеем сегодня ряд фактов, связанных друг с другом, которые раскрывают определённый контекст религиозной жизни Древнего Израиля. Это во многом меняет наше отношение к проблеме происхождения Священного Писания.
После доклада состоялось оживлённое обсуждение. Участников семинара волновали вопросы, связанные с трёхбуквенным изображением имени Божия на табличке, а также проблемы соотношения датировки находки с датировкой основных событий библейской истории. Отец Александр отметил, что все эти вопросы требуют деликатного подхода. Не следует делать преждевременных выводов, которые могут привести опрометчивого исследователя к разочарованию. Необходимо прежде всего восстановить общий контекст, который впоследствии помог бы решить ряд частных вопросов датировки. Из этого можно уже выводить теории, которые дают некий научный прогноз.
Подвёл итоги семинара доцент кафедры библеистики МДА и Перервинской семинарии Михаил Всеволодович Ковшов, выступивший также модератором семинара. Он поблагодарил докладчиков и участников за продуктивную работу и обсуждение и выразил надежду на продолжение сотрудничества высших учебных заведений в деле развития сотериологического подхода в отечественной библейской науке.
Источник: Mpda.ru