Л.К. Александрова-Чукова. К 75-летию открытия Богословско-пастырских курсов в Ленинграде
События

22 ноября 1945 года в здании бывшей Петроградской духовной семинарии состоялось торжественное открытие Богословско-пастырских курсов. Предлагаем вашему вниманию статью Лидии Константиновны Александровой-Чуковой «К 75-летию открытия Богословско-пастырских курсов в Ленинграде 22 ноября 1945 года».

После закрытия Петроградской духовной Академии в 1918 году, богословское образование в нашем городе, по благословению сщмч. митрополита Вениамина (Казанского), трудами энтузиастов духовно-учебного дела и при поддержке православных приходов города было продолжено в различных кружках при храмах, и курсах при благочиниях. С 1918 по 1928 год среднее духовное образование продолжилось в Богословско-пастырском училище, и в течение шести лет – в двух высших духовно-учебных заведениях. В помещении Патриаршего подворья Троице-Сергиевой лавры на набережной реки Фонтанки дом. 44, был открыт Петроградский богословский институт (1920-1923 гг.). После закрытия института в приходском доме при Исидоровской церкви с 1925 по 1928 год действовали Высшие Богословские курсы. Ректором и одним из главных организаторов этих двух духовных школ был выпускник СПбДА протоиерей Н. К. Чуков (митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий). Дальнейшие усилия протоиерея Н. К. Чукова по организации высшего богословского образования не могли быть реализованы вследствие его пятого ареста и высылки в г. Саратов в 1935 году.

Так оставалось дело духовного образования до сентября 1943 г., когда был созван в Москве  Архиерейский  Собор для избрания Патриарха. Вместе с вопросом о Церковном  Соборе, избрании Патриарха и учреждении Священного при нем Синода,   советское правительство  сочувственно отнеслось и к предположениям об учреждении богословских школ для подготовки образованных кандидатов священства.

Это была одна из самых серьезных церковных нужд, и новоизбранный Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) поручил архиепископу Саратовскому и Сталинградскому  Григорию,  как  единственному архиерею, имевшему опыт  организации  духовных школ,  как до революции,  так и при  светской власти,  разработать проект организации духовно - учебных заведений среднего и высшего типа.  В октябре  1943 года  проект  был представлен  Святейшему  Патриарху и  одобрен Священным Синодом.

Согласно этому проекту в Москве было предположено открытие Богословского института, а по епархиям Богословско - пастырских курсов. Архиепископом Григорием  были  составлены «Положения» с учебными планами,  на основании которых  еще во время Великой Отечественной войны,  июне 1944 г.  в Москве  был  открыт Богословский институт и Богословско-пастырские курсы.

К восстановлению духовных школ в Северной столице правящий архиерей архиепископ Псковский и Порховский Григорий приступил ближе к окончанию Великой Отечественной войны, после того как в марте 1945 года Совнарком разрешил открытие Богословско-пастырских курсов в ряде городов СССР, в том числе в Ленинграде.

29 марта 1945 года во время архипастырского визита в Ленинград    новоизбранного Св. Патриарха Алексия I, они с архиепископом Григорием ездили в Лавру, где до революции помещались духовные школы, – подыскивать   помещение для курсов.

В результате остановились на одном из флигелей бывшей Петроградской духовной семинарии, которое было частично занято в то время общежитием рабочих «Ленэнерго». Владыка добился у властей города выделения в нем   для нужд Курсов части левого крыла четвертого этажа, полуразрушенного бомбежкой здания.

Заботы и наблюдение по ремонту и приспособлению здания, как и по приобретению инвентаря и библиотеки были поручены благочинному городского округа протоиерею Николаю Ломакину. Он же был назначен заведующим курсов.

В качестве преподавателей были намечены кандидаты богословия из городского духовенства. “Положение” о Богословских курсах и план учебных занятий, в общем, были те же, какими руководились и Московских курсы.

По всем храмам Ленинграда и епархии, а также и в соседних -  Новгородской, Псковской и Олонецкой епархий были сделаны объявления о приеме. 

Митрополит Григорий утвердил корпорацию в составе: протоиерей Н. И. Ломакин – по катехизису, свящ. С. В. Румянцев – по библейской истории, Н. Д. Успенский по церковному Уставу, свящ.В. В. Раевский по церковной истории (русской, общей), протоиерей Павел Фруктовский – церковно-славянский язык и назначен духовником курсов, и А. Ф. Шишкин – по церковному пению.

Ленинградское духовенство на молебне при открытии Богословско-пастырских курсов 22 ноября 1945 г. Слева направо стоят протоиереи:    А. Мошинский, М. Славнитский, М. Смирнов, П. Тарасов.

Богословско-пастырские курсы в Ленинграде были открыты 22 ноября 1945 г.  После  вступительных  экзаменов на них было принято 24 слушателя.

В своем приветствии при открытии курсов митрополит Григорий писал:

    «Я очень огорчен тем, что прикованный врачами к постели на несколько дней, лишен возможности лично присутствовать на открытии Богословско-Пастырских курсов. Поэтому влекусь, хотя письменно, участвовать в этом сегодняшнем торжестве.

    Итак, Божие благословение на начало деятельности Богословско-Пастырских курсов испрошено. Открываемая сегодня здесь новая Богословская школа должна подготовить кадры и дать Ленинградской Церкви пастырей богословски просвещенных, духовно настроенных, православно убежденных, горящих и любовию к Святой Церкви и верностью к Родине. Эта задача должна осуществляться общей, дружной, горячей, одушевленной работой всего состава наставников и слушателей. Первые – своими знаниями, опытом, любовию и настроением, а вторые – вниманием, усердием и горячим стремлением к воспитанию себя в духе апостольской ревности к служению Святой Церкви – должны содействовать тому, чтобы поставленные в нашей школе задачи и требования были исполнены со всею тщательностью к полному удовлетворению самых лучших ожиданий и самой чуткой и требовательной совести.

    К вам особенно мое слово, дорогие слушатели – новые питомцы открываемой богословской школы.

    Вы явились сюда, чтобы удовлетворить ту жажду религиозного знания, которая, в сущности, присуща всем, и которая является основной потребностью нашей души. Всякому человеку свойственно стремится к уяснению смысла своей жизни и выработке правильного мировоззрения. У вас это стремление является осознанным и даже ярко выраженным, поскольку вы стремитесь к богословскому образованию и к служению Церкви. Я хочу вам сказать, да и вы сами это понимаете, что удовлетворение этой духовной потребности налагает на вас обязанность серьезной проникновенной работы. Я хочу остановить ваше внимание особенно на том, где и как искать удовлетворения этой духовной потребности, этой жажды религиозного знания, - в чем видеть свет, который бы осветил намеченный вами путь вашей жизни.

    Христос сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». Вот указание, вот ответ на ваше стремление. Придя сюда, вы встали уже на этот путь, вы подходите к Истине – Христу. Но не забывайте, что Христос не только Путь и Истина, но и Жизнь, и жизнь не потому только, что в Нем истинная жизнь, но и потому, что только жизнью в Нем и можно познать истину. Помните всегда, что христианство – это не теория, не догма, это – жизнь, помните, что изучаемая вами здесь религиозная истина должна непременно и неизменно отражаться в вашей жизни, и только тогда эта истина и может быть понята в своем существе, когда внутренний опыт каждого из вас даст ему нужный материал, создаст почву для полного восприятия того или другого религиозного явления. Только «во свете Его мы узрим свет» истины. Помните это всегда, да Господь благословит успехом наши общие здесь труды.

    С благословения Божия и в надежде на вашу ревность объявляю Ленинградские Богословско-Пастырские курсы открытыми».

3 апреля 1946 года владыка Григорий составил «Положение» об Учебном Комитете; 4 апреля на заседании Священного Синода были утверждены «Положения» Учебного Комитета, Отдела внешних церковных сношений, и Миссионерского Совета при Священном Синоде.

На заседании 5 апреля были утверждены составы отделов, Учебный Комитет возглавил митрополит Григорий.

После того, как на совещании у председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова 6 июня 1946 г., было получено разрешение на открытие Академий и преобразование Богословско-пастырских курсов в семинарии, митрополит Григорий составил «Положения» о Духовных Академиях и Духовных семинариях с указанием учебных планов предметов и учебной литературы, как - ранее для института в Москве и курсов.

19 июня «Положения» были приняты Учебным комитетом, а 20 июня утверждены Священным Синодом. Владыка записал в дневнике:

 «20 июня 1946 г. …теперь твердая база положена в основание организации Духовных Академий и Духовных семинарий».

1 сентября 1946  года Богословские курсы в Ленинграде были преобразованы  в Духовную Семинарию,  и открылась  Духовная Академия.

В своей речи 14 октября 1946 г. на торжестве открытия Ленинградской Духовной Академии и преобразовании Богословско-пастырских курсов в Ленинградскую духовную семинарию, председатель Учебного Комитета при Св. Синоде митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий сказал:

    «Это присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских Курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, - что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем.

    И это понятно, принимая во внимание задачи Православия в условиях современной жизни. Теперь, как никогда в прошлом, православному пастырю необходима сила богословских знаний, накопленная в неисчислимых трудах прежней духовной школы. Воспринять это богатое наследие с тем, чтобы пустить его в жизненное обращение, и составляет одну из важнейших задач современной духовной школы и главный смысл ее нового наименования.

    Оглядываясь на пройденный исторический путь прежней духовной школы, давшей богатые плоды и в области богословской мысли и в области церковно-религиозной жизни, мы должны извлечь для своего дальнейшего пути и все необходимые уроки прошлого.

    Эти исторические уроки обязывают новую школу ставить богословскую науку так, чтобы она не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а прежде всего и, главным образом, была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру св. Отцов и подвижников Церкви.

    Да будут же эти высокие задачи ярко запечатлены на знамени нашей новой духовной школы и со всем тщанием, со всей любовию и со всею ревностью воплощены в жизнь всеми участниками этой школы – и учащими и учащимися, по Апостолу: «Тщанием не лениву духом горяще, Господеви работающе» (Римл. 12, 11.)»

22 ноября 2020 года исполняется 75 лет с того дня, как Санкт-Петербургские духовные школы, после долгого перерыва, вернулись в историческое здание Санкт – Петербургской духовной семинарии.

 

Пресс-служба СПбДА


Другие публикации на портале:

Еще 9