Е. Михайлова-Смольнякова «Евреи и христиане у истоков западноевропейской хореографии 15-16 вв.»
События

Среди «традиционных» искусств, находившихся в центре внимания в период Возрождения, оказался и танец. Разумеется, люди и раньше развлекали себя и зрителей разнообразными движениями под музыку, но только в Италии 15-16 веков танец получил статус самостоятельной дисциплины, требующей специальных занятий под руководством учителей - mastro da ballo. В дальнейшем именно итальянская хореография повлияла на формирование французской школы барокко, которая, в свою очередь, легла в основу современного классического танца. Истоки «Лебединого озера» следует искать на Апеннинском полуострове, в районе ренессансной Ломбардии.

История сохранила не только имена первых знаменитых учителей и теоретиков танца, работавших при дворах Сфорца, д'Эстэ, Монтефельтро, Гонзага, но и память о тех, кто работал в городских общедоступных школах танца по всей Италии, давал уроки на дому, ездил из города в город, получая заказы как хореографы-постановщики на городских и частных праздниках. Итальянские евреи составляли если не большую, то по крайней мере значительную часть этого профессионального сообщества. В их семьях профессия танцмейстера передавалась от отца к сыну, однако до появления первых законов, ограничивающих деятельность и передвижение евреев, ничто не мешало и процветанию межконфессионального сотрудничества.

На лекции мы поговорим о том, кем были первые итальянские мастера танца. Что мы знаем о профессии ренессансного учителя танцев? Почему именно евреи оказались так активно вовлечены в хореографические культурные практики? Какое влияние это оказало на развитие танца? Существовала ли разница между «еврейскими» и «христианскими» социальными ренессансными танцами? Что известно о запретах, регулировавших общение и совместные танцы учителей и учеников разной веры?

Лекция была прочитана в рамках курса «Евреи и христиане у истоков западноевропейской хореографии 15-16 вв.» (https://sefer.ru/rus/education/educat... ) вебинаров Центра «Сэфер».

Лектор — Екатерина Михайлова-Смольнякова, выпускница и соискатель степени кандидата наук на факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. Секретарь Ассоциации исторического танца, руководитель Санкт-Петербургского клуба старинного танца и ансамбля танцев эпохи Возрождения «Vento del Tempo». Автор книги «Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения» (2010). Специализируется на иконографии, культурной истории, теории и практике ранних европейских танцев.

 

Центр Сэфер

 


Другие публикации на портале:

Еще 9