В Томском журнале лингвистических и антропологических исследований вышла статья о имянаречении в современном язычестве
События

Самойлова Г. С., Суровегина Е. С., Шиженский Р. В. Самоидентификация язычников в современной России: феномен именослова (по материалам полевых исследований). Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. Выпуск: 1, 2020 г. Выпуск № 1. С. 151 — 161

Самойлова Галина Савельевна, кандидат филологических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».

Суровегина Екатерина Сергеевна, преподаватель ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».

Шиженский Роман Витальевич, кандидат исторических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».

Статья посвящена изучению феномена именослова и имянаречения в языческих движениях современной России. Исследуются принципы выбора и присвоения сакрального имени как средства самовыражения и самоидентификации новых язычников, их дистанцирования от действующего, традиционно сложившегося на основе православной культуры именника. Установлено, что ономастическое пространство неоязычества не повторяет и не накладывается на древний языческий именник. Ориентируясь на традиционный языческий ономастикон, современное язычество отражает собственные предпочтения в выборе имени. Выбор онима и обряд имянаречения определяются новыми условиями существования и отношениями духовного мира современного человека. Преобладают имена, как правило, сложной структуры, с положительной семантикой. Аксиологическими маркерами феномена современного язычества выступают понятия добра, света, славы, этические категории, переоценка собственного мировоззрения и мировидения через призму нового имени. Имя, по мнению, респондентов определяет изменения в их жизни, помогает расширению кругозора, самопознанию, улучшению качества жизни. Выступая в качестве социального, культурного и индивидуального маркера, новое имя является средством самоидентификации не только его отдельных носителей, но и новых языческих сообществ в целом. Ономастическое пространство современного язычества объединяет представителей неоязычества любого варианта, течения, толка, позволяя распознавать «своих» и «чужих» – других, не имеющих отношения к современному язычеству.

Библиография:

Агальцов. А. Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен: дис. … канд. филос. наук. – Тула, 2010. – 133 с.

Бойко Л. Б. К вопросу о роли антропонима в лингвокультуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – Вып. 2. – С. 13–21.

Вишнякова С. И. Русско-славянские имена / С. И. Вишнякова. – 2 изд., исправ. и доп. – Комсомольск-на-Амуре: Со-Весть, 1996. – 84 с.

Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования» // Новые религии в России: двадцать лет спустя. – СПб., 2013. – С. 169–180.

Гарагуля С. И. К вопросу об антропонимической идентичности // Вопросы ономастики. – 2012. – № 2 (13). – С. 43–52.

Доброслав. Радость Солнцепоклонника. Б. М.: Сфера Интернет, 2003.

Кавыкин О. И. Родноверы. Самоидентификация неоязычников в современной России. – М.: Институт Африки РАН, 2007. – 232 с.

Казаков В. С. Именослов. Словарь славянских имен и прозвищ с толкованием значения и происхождения / В. С. Казаков. – М.; Калуга: Русская правда. – 2005. – 240 с.

Мартинович В. А. Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 161–175.

ПМА – Полевые материалы автора, 2017.

Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. В 2-х томах. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. – 1959. – 1233 с.

Самойлова Г. С. Антропонимы как способ самовыражения в новых языческих течениях // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 190–200.

Топоров В. Н. О палийской топономастике // Ономастика Востока: Исследования и материалы. – М.: Наука, 1969. – С. 33–48.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. – М.: Флинта, 2016. – 184 с.

Шиженский Р. В. На полях // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография. – Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография «Поволжье». – 2016. – С. 5.

Шиженский Р. В., Тютина О. С., Сморжевская О. А. Особенности современного языческого мировоззрения (по данным полевых исследований) [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1.

Шнирельман В. Арийский миф в современном мире. – М.: Новое литературное обозрение. – 2015. – Т. 1-2. – 536 с.

Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Роль пищи в русском язычестве XXI века // Общественные науки. 2017а. – № 1. – С. 492–502.

Шиженский Р. В. Особенности нового языка («новояза») русских язычников XXI века // Научное мнение. – 2017. – № 11. – С. 25–33.

Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Родноверческий оберег»: погружение в языческую традицию ХХI века // Научное мнение. – 2017б. – № 12. – С. 10–14.

Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Почему я стал язычником»: опыт опроса лидеров диаспоры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-1 (68). – С. 213–216.

Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Социальный портрет современных русских язычников: сравнительный анализ (по данным анкетных опросов 2014-2015 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017в. – № 12-1 (86). – С. 201–204.

Шиженский Р. В. Современный языческий рейтинг исторических деятелей России (по данным полевых исследований) // Colloquium heptaplomeres. – Нижний Новгород: НГПУ, 2015. – № 2. – С. 19–29.

Aitamurto Kaarina, Тютина О. С. Язычество, традиционализм, национализм. Нарративы русского родноверия [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4.

Barner-Barry C. Contemporary Paganism: Minority Religions in a Majoritarian America. – New York: Palgrave Macmillan, 2005. – 237 р.

Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives / Michael Strmiska, editor. – Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. – 382 р.

René Gründer, Michael Schetsche & Ina Schmied-Knittel. Der andere Glaube. Europäische Alternativreligionen zwischen heidnischer Spiritualität und christlicher Leitkultur. – Würzburg: ERGON Verlag, 2009. – 196 р.

Shizhenskii R., Aitamurto K. Multiple Nationalisms and Patriotisms Among Russian Rodnover // Cosmopolitanism, Nationalism, and Modern Paganism. New York: Palgrave Macmillan, 2017. – P. 109–132.

Shizhenskiy R. The role of food in contemporary Russian Paganism // Walking the old ways in a new world. Contemporary paganism as lived religion. Katowice: Sacrum Publishing house, 2017. – P. 161–182.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала 

 


Другие публикации на портале:

Еще 9