Вышла статья о феномене сибирского Иерусалима
События

Шаповалов М. С. Новый сибирский Иерусалим: истоки, трансфер, топонимика в XVII – начале XX вв. Журнал ΠΡΑΞΗΜΑ. Выпуск: 2, 2020 г. Серия выпуска: Выпуск № 2. С. 182 — 198

Шаповалов Михаил Сергеевич, Омский государственный университет имени Ф. М Достоевского. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

В статье, основанной на материалах религиозных и светских текстов сибирских авторов XIX – начала XX в., документах региональных архивов, рассматривается феномен сибирского Иерусалима. Особое место уделено вопросам анализа иерусалимской и палестинской топонимики в Сибири. Автор преследует цель проанализировать процесс формирования феномена сибирского Иерусалима: какова его семантика, как соотносятся понятия «сибирский Иерусалим» и «Новый Иерусалим» и соотносятся ли вообще. В методологическом плане статья опирается на разработки в области иеротопии (А. М. Лидов) и культурно-семиотического трансфера (С. С. Аванесов). Автор приходит к выводам, что Иерусалим на протяжении XVII–XXI вв. оставался одним из пространствообразующих сакральных символов Сибири. В разное время в общественно-религиозном и научном дискурсе к сибирским Иерусалимам относили Тобольск, Енисейск, Томск, Каинск, Новокузнецк. Сибирские паломнические и религиозные тексты XIX – начала XX в. указывают на факт разделения в сознании сибиряков понятий Старого и Нового Иерусалима. Сибирский Иерусалим можно рассматривать в качестве образа Нового Иерусалима, продолжением процесса иконизации Московской Руси. До 1917 г. сибирским Новым Иерусалимом жители Зауралья признавали Тобольск. Статус Тобольска подкреплялся культурно-семиотическим трансфером иерусалимского топоса в Сибирь в формах идеи (Тобольск как центр Вселенной), образа (комплекс Тобольского кремля) и литургии (обряд «шествия на осляти»). Строительство сибирского Иерусалима сопровождалось активным переносом символов Иерусалима в Сибирь, что нашло отражение в топонимике региона. Реконструкция происхождения наименований раскрывает несколько источников создания палестинской топонимики в Сибири: церковное строительство, золотодобыча и еврейское присутствие.

 

Библиография:

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.

Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.

Афанасьев 2008 – Афанасьев П. Ю. Люди золота. Из истории золотодобычи на юге Российского Дальнего Востока. Благовещенск, 2008.

Берёзкина 2017 – Берёзкина Т. Л. Храм Спаса на Крови: сакральный и художественный образ небесного Иерусалима // Народы и религии Евразии. 2017. № 3–4 (12–13). С. 72–85.

Бурматов 2013 – Бурматов А. А. Демографическая история Каинска – Куйбышева и его округи. Новосибирск, 1997.

ГААК а – Государственный архив Алтайского края. Ф. 2. Оп. 2. Д. 4858. Постановление Алтайского горного правления по прошению иркутского купца Черных П. Е. об утверждении за ним приисков Свято-Иерусалимского по рч. Заводской и Александро- Невского по рч. Нижней Таловке в Алтайском округе.

ГААК б – ГААК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 5094. Переписка об утверждении за мещанином Миллером И. М. Палестиновского прииска в Мариинском округе.

ГААК в – ГААК. Ф. 2. Оп. 2. Д. 5123. Переписка о передаче в казну нарымской купчихой Миллер Е. И. Иерусалимского прииска по р. Неизвестной в Мариинском округе и о взыскании с нее денег в счет уплаты подесятинной подати.

ГАТО а – Государственный архив Томской области. Ф. 428. Оп. 1. Д. 2644. Заявление Р. И. Елисевича об отводе площади по р. Ие- русалимке – левому притоку р. Кии; Д. 3220. Заявление И. М. Воронцова об отводе золотого прииска в Мариинском уезде по рр. Иерусалимке и Кие; Д. 3280. Заявления М. И. Еселевича об отводе золотых приисков в Мариинском уезде по р. Иерусалим- ке и Большому Кундату; Д. 2882. Заявление М. И. Елисевича об отводе золотого прииска в Мариинском уезде по р. Иерусали- мовке – левому притоку р. Кии.

ГАТО б – ГАТО. Ф. 433 Оп. 2. Д. 444. Постановление начальника Томского горного управления о зачислении в ведение казны Иерусалимского прииска А. Л. Тонконогова в Северно-Енисейском округе по р. Березовой.

Герасимова 2018 – Герасимова В. А. Сибирь толерантная? К вопросу об отношении к евреям в Западной Сибири в дореволюционный период // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2018. № 3 (42). С. 54–63.

Головнёва 2017 – Головнёва Е. В. Религиозный дискурс региональной идентичности (на примере Сибирского региона) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 249–254.

Гончаров 2010 – Гончаров Ю. М. «Сибирский Иерусалим»: еврейская община г. Каинска XIX – начала ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История». 2010. № 4. Выпуск 3. С. 54–57.

Гончаров 2013 – Гончаров Ю. М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX – начало XX в.). Барнаул, 2013.

ГИАОО – Государственный исторический архив Омской области. Ф. 3. Оп. 4. Д. 5496. По прошению верхнеуральского 2-й гильдии купца Филиппа Иерусалимова о дозволении ему производить золотой промысел в Западной Сибири.

Из дневника 1912 – Из дневника семинариста. Экскурсия воспитанников Красноярской духовной семинарии во Святую землю летом 1908 г. // Енисейские епархиальные ведомости. 1912. № 11. С. 14.

Иконников 1869 – Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

Исаев 2009 – Исаев А. Ю. Церковь Входа Господня в Иерусалим // Приангарье: годы, события, люди. Иркутск, 2009. С. 126–129.

К Святителю 1916 – К Святителю Иоанну Тобольскому. Дневник паломника // Иркутские епархиальные ведомости. 1916. № 22. С. 763–764.

 

Калужникова 2007 – Калужникова Е. А. Паломничество как ритуал (сущность и культурно-исторические типы). Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии. Екатеринбург, 2007.

Кальмина 2016 – Кальмина Л. В. Еврейское купечество Забайкалья в конце XIX – начале ХХ в.: элита сословия // Сибирские исторические исследования. 2016. № 2. С. 21–41.

Кириллин 2018 – Кириллин В. М. Святая земля – Римская империя – Византия – Русь: идея наследничества по памятникам древнерусской литературы // Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 1. С. 118–139.

Кладбищенская 1901 – Кладбищенская Входо-Иерусалимская церковь в городе Енисейск // Енисейские епархиальные ведомости. 1901. № 13. С. 295.

Коновальчук 2019 – Коновальчук В. Иерусалим появится в самом центре Сибири [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuzbassfm.ru/news/55362 (дата обращения: 5.02.2019).

Кудрявцев 1994 – Кудрявцев М. П. Москва – Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. Москва, 1994.

Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2009.

Максимов 1900 – Максимов С. В. Сибирь и каторга. В 3 ч. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1900.

Манькова 2013 – Манькова И. Л. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI– XVII вв.) // Уральский исторический вестник. 2013. № 3 (40). С. 40–46.

Михайлова 2012 а – Михайлова И. Б. «Небесный Иерусалим» в русской культуре второй половины XV – XVI вв. // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Санкт-Петербург, 2012. С. 395–435.

Михайлова 2012 б – Михайлова Л. В. Новые Иерусалимы Русского Севера // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2012. № 3 (124). С. 93–97.

Моклецова 2002 – Моклецова И. В. Русское православное паломничество как явление культуры (на примере произведений А. Н. Муравьева). Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Москва, 2002.

Москов 2009 – Москов А. Сибирский Иерусалим (История г. Енисейска, которому исполнилось 390 лет) // Наш Красноярский край. 2009. № 88. С. 11.

Подготовка 2019 – Подготовка к 400-летнему юбилею. Сайт города Енисейска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eniseisk.ru/news/7840/8023/8127.html (дата обращения: 5.02.2019).

Пророчество 1885 – Пророчество о Новом Иерусалиме // Томские епархиальные ведомости. 1885. № 15. С. 120–125.

Сазонова 2015 – Сазонова Н. И. «Шествие на осляти» в России XVI– XVII вв.: содержание и смысловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 115–125.

Скалы 2019 – Скалы Иерусалима. Забайкальский край [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reass.ru/beautiful-places/110-skaly-ierusalim-zabaykalskiy-kray.html (дата обращения: 5.02.2019).

 

Смит-Питер 2014 – Смит-Питер С. С. У. Ремезов и сибирская идентичность в конце XVII – начале XVIII в. // Сибирские исторические исследования. 2014. № 3. С. 7–23.

Софронов 2002 – Софронов В. Ю. Распространение православия в Сибири (XVI–XVII вв.) // Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях. 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://zaimka.ru/sofronov-orthodoxy (дата обращения: 5.02.2019).

Сулоцкий 1870 – Сулоцкий А. Хождение на осляти в вербное воскресение, совершавшееся в старину в г. Тобольске // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1870. № 3. С. 20–21.

Феофилакт 2019 – Феофилакт (Безукладников). «Русская Палестина» и паломничество к её святыням [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.n-jerusalem.ru/main/text/291656.html (дата обращения: 5.02.2019).

Цысь, Цысь 2014 – Цысь В. В., Цысь О. П. Отделы Императорского православного палестинского общества в Западной Сибири. Нижневартовск, 2014.

Шавшина 2009 – Шавшина И. П. Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX–XX веков: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург, 2009.

Шапоренко, Голубчиков 2015 – Шапоренко С. И., Голубчиков С. Н. О соответствии ландшафтов иконы «Русской Палестины» своим прообразам // Климат и природа. 2015. № 4 (17). С. 23–36.

Шмидт 2009 – Шмидт В. В. Скрижали «Симфонии»: Воскресенский монастырь Нового Иерусалима – стяжание Града Небесного // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 52. С. 115–127.

shapovalov_m._s._182_198_2_24_2020.pdf ( 320.12 kB ) shapovalov_m._s._182_198_2_24_2020.zip ( 313.36 kB )

 

Текст статьи доступен на сайте журнала ΠΡΑΞΗΜΑ


Другие публикации на портале:

Еще 9