Карл Барт и его интерпретация онтологического доказательства
Не приписывай мне того, что не я, но лишь Божья благодать со мною. (Anselmus Cantuariensis. De Concordia)
Карл Барт (1886-1968), швейцарский протестантский теолог, известный, в первую очередь, как основоположник диалектической теологии. Главной особенностью этого направления стал разрыв с либеральным богословием. Богословский путь самого Барта претерпел множество изменений, и, как один из важнейших пунктов, стоит отметить его интерпретацию онтологического доказательства. Эта интерпретация предложена в работе 1931-го года «Fides quaerens intellectum» («вера, ищущая разумения» - лат.), ставшей магистральной в творчестве Карла Барта. Именно она является переходным этапом от его ранней диалектической теологии к более позднему методу аналогии.
В письмах и семинарских записках, хранящихся в архиве Карла Барта в Базеле, теолог признается, что наследие Ансельма Кентерберийского оказало на него значительное влияние. Интерпретацией трудов Ансельма Барт впервые основательно занялся летом 1926 года во время чтения курса лекций в Мюнстере. Итогом стала публикация «Fides quaerens intellectum».
Барт считает онтологическое доказательство Ансельма совершенно особенным событием в истории философии. Он определяет его как «особо выделяющийся среди всех прочих вопросов – вопрос познания; вопрос, определяющий предмет познаний; вопрос особых раздумий, вопрос о бытии». Более того, можно даже сказать, что доказательство Ансельма отныне становится методологическим основанием в теологии самого Барта, основной интенцией его творчества. Об этом пишет другой известный теолог, Ганс Кюнг:
«Что означают слова Ансельма "credo, ut intelligam"? У Барта нет сомнений: "Я верю, чтобы понимать". Приоритет принадлежит "вере". С самого начала, полагал он, христианин должен совершить прыжок, погрузиться в саму суть дела! <…> сначала поверить, чтобы потом понять веру, исследуя ее "возможности"».
Действительно, между теологией Ансельма Кентерберийского и Карла Барта можно обнаружить ряд сходств и проследить определенную преемственность. Любое богословское размышление, согласно Ансельму, невозможно без веры. Вера – это необходимое условие. Эта мысль чрезвычайно важна и для протестанта-Барта, который придавал большое значение личной вере и считал ее следствием благодати. А вот осознать свою веру – это пытаться некоторым образом приблизиться к Богу. Это, можно сказать, долг верующего, и Ансельм это подчеркивал. Барт добавил, что, в частности, в прояснении веры заключается долг непосредственно теолога.
Итак, по Барту, онтологическое доказательство интересно тем, что оно доказывает то, что заранее уже известно в вере: существование Бога. Это доказательство выводится верующим для верующих и работает только в рамках веры. Мировоззрение самого Барта этот феномен, кажется, хорошо объясняет: знание о существовании Бога, как и вера в целом, являются следствием благодати. Благодать позволяет увидеть и понять то, что скрыто от тех, кто ее лишен. Поэтому онтологическое доказательство – это, можно сказать, дар, который Ансельм получил от Бога и попытался переложить на языке логики и философии. Ведь и трактат «Прослогион» начинается с обращения автора к Богу с просьбой уразуметь Его существование.
Молитва – еще один важный пункт, на котором стоит остановиться. Именно молитва является связующим звеном между теологией и верой. Ансельм относит акт молитвы к области понимания; это вопрошание, которое позволяет получить ответы на волнующие верующего вопросы. У Барта Бог – абсолютно отличен от сотворенного мира, пытаться постичь его своими, человеческими силами – бесполезно. Здесь на помощь как раз приходит молитва, как попытка снискать благодать. Таким образом, процесс мышления – это обыкновенный человеческий акт, но разумение веры – может быть лишь даром благодати.
В терминологии Барта Бог является «предметом веры» (Glaubensgegenstand). Основой любого возможного богословского знания о Нем становится событие Откровения, центральный пункт всей теологии Барта. Стоит заметить, что познание невозможно вне обретенной веры, Церкви, вдумчивого изучение Священного Писания.
Другое важное понятие у Барта – это имя Бога. Оно же тождественно формуле Ансельма: «то, больше чего нельзя себе помыслить». Имя Бога – это весьма неоднозначное понятие: это и особый феноменологический проект Барта, и Откровение Бога о Самом Себе, и само Его существование. Имя Бога, данное в Откровении, делает, по мнению Барта, невозможным, противоречивым представление о Его несуществовании: Бог есть сущий. Бог – совершенно отличный от всего человеческого, представлен в формуле Ансельма исключительно в ключе отрицания: о Нем известно лишь то, что больше Него ничего нельзя себе помыслить; ничто не может превосходить Его ни в каком отношении.
Из всего этого следует, что, приступая к выведению онтологического доказательства, Ансельм уже заранее верит в Бога, имеет представление о Его имени, и его аргумент – это своего рода теологическая рефлексия.
Особенностью онтологического доказательства Карл Барт считает то, что оно выводится из веры в Бога, как предпосылки, и больше ни в чем не нуждается для этого вывода. Истина – требует мышления в рамках истины, истинного знания, на котором базируется дальнейшая рефлексия.
«Речь идет о бытии в особенном смысле, поскольку Бог и есть сама истина», говорит Барт. Возможно, если речь идет о доказательстве существования Бога – это единственный случай, когда онтологическое доказательство работает. Бог не может не существовать, ведь само бытие принадлежит Ему.
Значение онтологического доказательство Карл Барт емко описывает в следующих словах: «Уразуметь – значит, на основании одних положений веры признать необходимость другого положения веры, признать невозможность отрицать его».
Оценивая неоспоримую роль онтологического доказательства в творчестве Барта, невозможно не заметить, что после «Fides quaerens intellectum» Бог у Барта стал «ближе» к человеку, а интеллектуальные способности человека приобрели новое значение. Пропасть между тварным и божественным, по мнению теолога, по-прежнему непреодолима, но творение становится возможным рассматривать как подобие (Urbild), а Бога – как прообраз человека. Появляется еще одна связь между земным и небесным: теперь разум человека может пытаться постичь то, что раньше было возможно лишь как чудо благодати. Причем это возможно как для верующего, так и для неверующего: различаются лишь цели. Христианин ищет разумения своей веры, а неверующий – идет на бунт против Бога.
В поздней теологии К. Барта можно увидеть уже другой подход к проблеме познания Бога: если в начальный период своего творчества (например, в «Послании к Римлянам») Барт едва ли рассматривает возможность богопознания, то в «Fides quaerens intellectum» оно становится возможным посредством благодати и Божьего Слова; у позднего же Барта творение Божье можно трактовать даже как «доброе дело Бога» (Г. Кюнг), через которое становится возможным получить о Нем некоторое знание. Кюнг кроме того считает, что в своем позднем творчестве К. Барт больше подчеркивает «человечность» Бога, нежели Его инаковость, существенный акцент на котором он сделал в «Послании к Римлянам».
Что же общего между теологией Карла Барта и мыслью Ансельма? Выделим следующие общие положения. Итак, Бог существует, но Его существованию нет подобия в сотворенном мире – в этом и заключается проблематика Его бытия; Бог «снаружи», по ту сторону, он иной. По отношению к человеку он пребывает в особом, Ему одному присущем положении Творца. И это именно то, о чем идет речь в онтологическом доказательстве. В нем же заключено и Имя Бога: Бог открывается через Свое Имя и так не может мыслиться несуществующим. Другая особенность онтологического доказательства – его многовариантность: отталкиваясь от одного источника (Откровения) Ансельм различными методами приходит к необходимости существования Бога.
Ева Ильющенко