Экономика Нового Завета
События

Владимир Шалларь предлагает совершить экскурс в Новый Завет, а именно посмотреть, какое значение имеет в Новом Завете слово κοινωνία.

Слово «койнония» употребляется и в Евангелиях, и в Книге Деяний, и в Соборных Посланиях, и в Посланиях апостола Павла, и в Апокалипсисе. Употребляется не один и не два раза. На русский это слово в разных случаях переводится как общение, общее, приобщение, причастие, участие, товарищество, щедрость, братство и пр. На греческом все эти понятия — одно и то же слово κοινωνία. Но важен контекст употребления: койнония фигурирует на разных уровнях, при этом обозначая одну и ту же реальность, одну и ту же логику, нечто специфически христианское, некую важную черту христианской жизни. Выясним, что это за реальность. Богословие койнонии Троица. Цель христианской жизни — быть в общности (койнонии) с Богом, стать общниками Божественного естества. Но Бог христиан Сам койноничен: Бог-Общность, Бог-Любовь. Бог, как Его знают христиане, это три Ипостаси (Личности) в общности Божественной усии (природы). Усия — важный богословский термин — первично означал собственность, имущество. Божественная природа «обобществлена» Ипостасями Троицы. Единосущие, омоусия — термин, вокруг которого велись тринитарные споры древней Церкви, в результате которых был сформулирован Символ веры. Этот термин и означает «совместность владения», «обобществленность» усии, а не так, что у каждой Ипостаси своя особая, пусть одинаковая усия (как утверждали еретики своим подобосущием, омиусией). Быть общниками Бога-Общности означает сообща владеть усией.

Троица изначально — совместное владение Трех Личностей, в это совместное владение приглашены все. Дальше я каждый раз буду давать примеры употребления койнонии, используя Синодальный перевод, кроме случаев специально обговоренных; но каждый раз можно вместо «койнония» поставить «общность»; надо также иметь ввиду, что те или иные цитаты можно было бы поместить и в другие рубрики, рубрикация здесь условна. Причастники (κοινωνοὶ) Божественного естества (2 Пет 1:4). Вы имели общение (κοινωνίαν) с нами: а наше общение (κοινωνία) — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. Имеем общение (κοινωνίαν) с Богом. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение (κοινωνίαν) друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин 1:3, 6–7). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение (κοινωνία) Святаго Духа со всеми вами (2 Кор 13:13). Христос. Как открывается путь к общности с Троицей? Через вочеловечивание Сына Божьего, Одного из Троицы. Общность с Богом-Общностью достигается через общность с Христом, с Его смертью и воскресением. Вторая Ипостась Троицы, находясь в единосущии-койнонии с другими Ипостасями, входит в единосущие-койнонию с человеческой природой. Мы приглашены к обратному жесту: войдя в единосущие-койнонию со Христом в Его человеческой природе, мы входим в единосущие-койнонию с Божественной природой. Как вы участвуете (κοινωνεῖτε) в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет 4:13). Верен Бог, Которым вы призваны в общение (κοινωνίαν) Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор 1:9). Познать Христа, и силу воскресения Его, и участие (κοινωνίαν) в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп 3:10). А как дети причастны (κεκοινώνηκεν) плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр 2:14). Я, Иоанн, брат ваш и соучастник (συγκοινωνòς) в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9). Евхаристия. Но где и как конкретно люди могут войти в общность со Христом, то есть с Богом-Общностью? Физически, телесно мы в Евхаристии входим в общность со Христом, то есть с Троицей. Евхаристия есть таинство койнонии. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (κοινωνία) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение (κοινωνία) Тела Христова? (1 Кор 10:16). Церковь. Но где происходит Евхаристия? В Церкви, в собрании верующих. Церковь есть Тело Христово, общность тех, кто приобщается Телу и Крови Христовым, через них входя в общность Троице. Церковь есть сообщество, социум, где происходит приобщение к Троице, Богу-«сообществу». Койнония есть жизнь Троицы, переданная Христом апостолам, а те передают ее Церкви. Койнония таким образом есть жизнь Церкви. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник (κοινωνός) в славе, которая должна открыться (1 Пет 5:1). Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (κοινωνίας), чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал 2:9). Если ты имеешь общение (κοινωνόν) со мною [если я тебе не чужой — в пер. А. С. Десницкого], то прими его, как меня (Фил 1:17).

 

Полный текст статьи доступен на сайте Предание.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9