29 января 2020 года второй день работы XIV направления XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности» открылся заседанием секции, посвященной подвигу монашествующих на фронтах Великой Отечественной и в тылу.
Президиум составили: председатель − епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Предваряя выступления докладчиков, епископ Солнечногорский Алексий напомнил о вкладе Русской Православной Церкви в величайшее дело Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В годы испытаний Церковь как мать утешала и поддерживала свой народ. Монашествующие же, которые, по слову преподобного Феодора Студита, есть «нервы и опора Церкви», как наиболее сильные и утвержденные в Боге воины Христовы собственным примером показывали людям, что в любых условиях возможна жизнь с Богом и в Боге. «Первопричина войны, как и любого явления, находится в духовной сфере», – сказал епископ Алексий. От духовных факторов – намерений, целей и внутреннего состояния противоборствующих сторон – зависят и поражение, и победа. Сущностью монашества является жертвенная любовь. Бессмертный подвиг монашествующих в годы Великой Отечественной войны, проявленные иноками мужество, терпение, любовь к ближним и готовность «отдать души свои за друзей своих» и сегодня являются примером для подражания в борьбе с врагом невидимым − борьбе, целью которой во все времена была и остается победа над смертью и наследование жизни вечной.
Первым представил слушателям свой доклад «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Пафнутий (Фокин). Перед отцом Пафнутием стояла непростая задача – рассказать о «всероссийском старце» в аудитории, состоящей из монашествующих хоть и разных поколений, но в большинстве своем так или иначе воспитанных школой Троице-Сергиевой лавры; многие были духовными чадами отца Кирилла, кого-то можно назвать его «духовными внуками». Сам иеромонах Пафнутий является составителем недавно вышедшей книги «Мы все были у него в сердце», в которой собраны воспоминания о старце архипастырей, пастырей, преподавателей, монахов и мирян, которым выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла. Автору доклада не удалось лично взять благословение на сбор материалов для книги, так как батюшка был уже тяжело болен и никого не принимал, но «заочное» благословение на эту работу он получил: «Писать так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений». Отец Пафнутий поделился тем, как все, с кем он беседовал об отце Кирилле, вспоминали о нем с необыкновенной теплотой: «Встречи со старцем оставляли в сердце человека неизгладимый след. Рядом с батюшкой всегда было благодатно и чувствовалось, что Господь находится близко. Каждый человек, который приходил к старцу со своей духовной или житейской проблемой, душевной болью или насущным вопросом, получал не только слова утешения и поддержки – через отца Кирилла действовала благодать, которая изменяла образ мыслей, успокаивала душу, вселяла надежду».
Сквозной темой доклада стала мысль о том, что Христос и Евангелие были самым главным в жизни архимандрита Кирилла. Любви ко Христу, постоянной потребности в евангельском наставлении он, в первую очередь, учил своих чад. Вторым важным моментом выступления отца Пафнутия явились многие примеры из жизни батюшки, свидетельствующие о его кротости и смирении, благодаря которым Господь и наделил его удивительными духовными дарами. Старец всегда готов был умалить себя, прибегнуть к молитве при ответе на трудные вопросы, мягко давал совет, предоставляя человеку свободу волеизъявления, и лишь в некоторых обстоятельствах не допускал возражений.
Вспоминая о прощании с отцом Кириллом, иеромонах Пафнутий сказал, что оно стало торжеством всенародной веры и глубокой благодарной любви к старцу. Молившиеся испытали озарение необыкновенным внутренним светом, которым, как частицей своего драгоценного дара, поделился с ними батюшка. Замечательным подтверждением того, что этот свет не угасает в людях, соприкоснувшихся с отцом Кириллом, было то, как буквально всколыхнулась монашеская аудитория по окончании доклада: очень многие попросили слова и делились историями из своей жизни, связанными со старцем. Историями, без преувеличения, из разряда чудесных и благодатных, определяющих всю судьбу или просто преподающих урок великой любви, смирения и веры, воплощением которых была личность архимандрита Кирилла.
Настоятель столичного храма святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов выступил на этой конференции как автор сразу двух докладов. Первый был посвящен святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому), поистине уникальному человеку и святому в истории Русской Церкви ХХ столетия, вся жизнь которого была воплощением главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему. Отец Николай поделился со слушателями живым воспоминанием поры своего детства о встрече с архиепископом Лукой в феврале 1959 года на службе в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. Мальчик запомнил высокого статного архиерея с удивительно спокойным и светлым лицом, благословляющие сильные и чуткие руки хирурга, обнявшие его голову… Таким же живым и эмоциональным был весь рассказ о святителе. Как и в случае со старцем Кириллом (Павловым) слушателям, конечно, были известны многие факты биографии архиепископа Луки – биографии, которая еще при его жизни стала житием, однако в точном соответствии с образным высказыванием епископа Солнечногорского Алексия в начале заседания: «Когда мы с любовью и заботой много раз перебираем душистые травы, они начинают источать более сильный аромат» − здесь ценна была сама возможность еще раз пережить и осмыслить всё то, чем обогатил нашу Церковь и историю нашей страны этот выдающийся человек.
Протоиерей Николай сосредоточился на подвижническом служении архиепископа Луки в 1941−1945 годах, напомнил основные аспекты научной, духовной и публицистической деятельности врача и пастыря в этот период. Перед войной святитель в третий раз был арестован и по приговору Особого совещания выслан в Красноярский край. В 1941 году он отправил телеграмму правительству с просьбой прервать ссылку до окончания войны, чтобы он мог оказывать помощь раненым, используя свои уникальные методики. Осенью 1941 года профессор Войно-Ясенецкий уже был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, работая с подорванным гонениями здоровьем по 8−9 часов. Вскоре ему было поручено также управление Красноярской епархией. Знаменательны слова святого врача: «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера... Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять». Изменение отношения власти к Церкви придавало ему сил и вдохновения в пастырской деятельности. Опережая время, не учитывая того, что сильная Церковь не входила в планы государства, он предлагает меры по возрождению религиозной жизни, проекты строительства простых недорогих храмов, старается осуществить эти планы в пределах своих возможностей. Ту же деятельность продолжает и при переводе на Тамбовскую кафедру, не смущаясь резким противодействием властей и не встречая особой поддержки своих начинаний у Синода, чье политическое положение, конечно, было тогда крайне трудным. Всё это происходило наряду с блестящей научной и творческой работой в области хирургии, за которую святитель был награжден в 1946 году Сталинской премией, без промедления отданной им на благотворительные цели. Его жизнь и служение были поистине единым целым – воплощением христианского идеала жертвенной любви.
В своем втором сообщении «Боевой путь Святейшего Патриарха Пимена» протоиерей Николай, близко знавший Предстоятеля Церкви и много потрудившийся в 70−80-х годах прошлого столетия в должности референта Московской Патриархии, осветил основные вехи жизненного пути Святейшего. По словам отца Николая, это был человек высокой духовной культуры и глубокой веры. Чудом избежавший расстрела, будущий Патриарх более десяти лет в общей сложности провел в лагерях и ссылках, но никогда не рассказывал о том, что ему пришлось претерпеть в годы «большого террора» и гонений на Русскую Православную Церковь. В июне 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию. Дважды был контужен на фронте, а после войны снова осужден за то, что вместе со своими однополчанами побывал во вражеском окружении на оккупированной территории. Сильное впечатление произвел на участников собрания рассказ о том, как сослуживцы, зная, что среди них находится иеромонах, стали просить его помолиться о помощи, и по молитвам Божией Матери – отец Пимен носил с собой икону Царицы «Нечаянная Радость» – полк был выведен из окружения. Время открытых гонений сменили годы, когда Патриарх Московский и всея Руси, живший под пристальным наблюдением органов государственной безопасности, тем не менее проявлял неустанную заботу о церковной издательской деятельности, высылал из личных денег средства женским монастырям, восстанавливал храмы и древние обители, содействовал укреплению отношений между Православными Церквами разных стран. Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена после юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси и Поместного Собора Русской Православной Церкви, изменилось отношение к Церкви в нашей стране.
После перерыва заседание секции продолжилось. К президиуму присоединились митрополит Саранский и Мордовский Зиновий и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Своеобразную «тетралогию» о выдающихся деятелях Русской Православной Церкви в связи с их участием в Великой Отечественной войне завершил протоиерей Александр Чесноков с докладом на тему: «"Были крепки на войне" (Евр. 11:34). Глинские старцы на фронте». Отец Александр тоже обладает бесценной возможностью говорить «от первого лица», поскольку в свое время ему довелось духовно близко общаться со святыми старцами прославленного монастыря. В своем сообщении он рассказал об огромной патриотической деятельности Глинской пустыни, обратившись вначале к годам еще Первой мировой войны: описал и материальную, и духовную помощь, которая выразилась не только в молитвенной поддержке, но и в отправке на театр военных действий нескольких иеромонахов, иноков и 75-ти послушников (в числе которых были трое будущих старцев: Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш)), заботе о раненых и детях, оставшихся сиротами.
Посильная помощь Глинской пустынью была явлена и в Великую Отечественную войну, хотя в это трудно поверить, зная, что только в 1942-м во вновь открытую разоренную и обнищавшую, сразу обложенную налогами пустынь вернулась постаревшая, измученная гонениями братия, тем не менее с любовью принявшая бремя пастырского окормления людей. Отец Зиновий (Мажуга) в эти годы уже находился в Тбилиси, и именно ему было пророческое видение равноапостольной Нины, молящейся о блокадном Ленинграде. Блокада была, как известно, снята в день памяти просветительницы Грузии. По завету старца и ныне в Санкт-Петербурге ширится почитание святой Нины.
Богословский смысл понятия победы раскрыл перед участниками форума игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, профессор Московской духовной академии, заведующий Академической библиотекой и руководитель Греко-латинского кабинета МДАиС. Слово «победа» (νίκη) в том значении, в котором оно употреблено в Первом Соборном Послании апостола и евангелиста Иоанна Богослова − «Победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), – используется в Священном Писании Нового Завета всего один раз и фактически приравнивается по значению к слову «вера» (πίστις), которое используется в Новом Завете 243 раза. Вера как «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) предполагает связь человека с Богом, устремление к Богу и приближение к Нему по мере очищения. Соответственно вера, как и Победа, невозможна без Его участия. Святые говорят, что единственным путем для достижения Победы во Христе является путь доброделания, аскетического подвига и самоотвержения. Никакого другого пути к Победе не существует. И хотя на этом пути есть маленькие победы, которые в конечном итоге приводят к Победе, названной святыми отцами вслед за апостолом Павлом (см.: 1 Кор. 15:28) «восстановлением (ἀποκατάστασις) всего», они отличаются от всех тех побед, которые тешат человеческое тщеславие и взращивают гордыню. В этом восстановлении нет места ничему греховному и несовершенному, но есть место для святости и тех, кто стремится к святости. И в этом смысле понятие Победы идентично понятию победы во Христе, где исключительная роль принадлежит Спасителю: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Человек получает Победу из рук Христа. Игумен Дионисий также показал, что в аскетике особый акцент делается на противоречии Победы Христовой и Победы земной. Смыслом бытия для каждого подвизающегося является Победа, которая достигается через совершенство.
Программа монашеского направления XXVIII Рождественских чтений завершилась дискуссией «Великая Отечественная война: осмысление ее наследия монашеством». В рамках дискуссии прозвучали три выступления.
В докладе «Ежедневная борьба с дьяволом как залог победы» настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) продолжила тему значения подвига для монашествующих. Матушка сосредоточила свое внимание на обстоятельствах жизни большей части иноков в предвоенный период истории нашей страны. Подвергаясь жесточайшим преследованиям со стороны государства, они были выведены из монастырей и рассеяны по миру. Но, испытывая сами величайшие страдания, примером собственной жизни монахи являли Христа страждущим и немощным из числа тех, кто отбывал вместе с ними наказание в лагерях и тюрьмах. Вера, которую иноки смогли пронести до конца своих дней, свидетельствует, что путь к мученичеству и святости они начали гораздо раньше, в то время, когда жили в монастырях и вели другую войну – с дьяволом. Только окрепнув в этой войне, монах может стать победителем, как стали победителями сотни тысяч русских людей, составившие сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской и ставшие живым семенем для возрождения монашеской жизни. И как нужен был подвиг ради Победы 75 лет назад, так и сегодня, когда Господь даровал мирное небо над головой, важно не забывать, что у каждого времени и у каждого монаха своя война. От нашего поколения, полагает игумения Елисавета, живущего во многом «на всем готовом» благодаря трудам первых насельников возрожденных монастырей, Господь тоже ждет подвига, который заключается во внутреннем монашеском делании, заботе об очищении и возрастании своей души. Подвига, который позволит остаться верным Церкви и Христу, когда вновь потребуется исповедовать свою веру.
Затем выступил игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупове Рязанской епархии, с кратким докладом «Невидимая брань в жизни монаха». «Не только у преподобного Никодима Святогорца, чья книга носит такое название, но и у каждого подвижника-воина Христова мы найдем призыв к борьбе против "миродержателей тьмы века сего" (см. Еф. 6:12)», – сказал отец Исаакий. Полем сражения при этом является человеческое сердце, время брани – вся наша жизнь. А главная цель – достижение совершенства по заповеди Господней в сближении с Богом и пребывании в единении с Ним. Прочие добродетели – пощение, бдение и прочие телесные строгости – суть лишь средство к достижению совершенства. Тому, кто кладет только их в основу жизни, они могут причинить и вред.
Если хочешь победить в невидимой брани, учит преподобный Никодим, нужно воспользоваться самым надежным оружием: никогда и ни в чем не надеяться на себя, носить в сердце полное упование на единого Бога, непрестанно подвизаться, всегда пребывать в молитве. Следовательно, путь к совершенству идет через сознание своей немощи и деятельное стремление с Божией помощью исправить свои ошибки и падения. Нужно держаться среднего пути между крайностями самонадеянной дерзости и отнимающим все силы души унынием. Подвиг совершается при избрании должного опытного руководства при неуклонной строгости к себе и одновременно без рабского страха, с радостью – в этом наставляют монашествующих святые отцы древних и новых времен.
О подвиге в жизни монаха говорила и игумения Ксения (Пашкова), настоятельница Иверского женского монастыря Орской епархии. «Подвиг в христианстве совершается ради Христа», – сказала матушка. Формы подвижнической жизни разнообразны, но цель у всех нас одна – соединение с Богом. Главное, что мешает падшему человеку, это его эгоизм, в угоду которому утрачено основополагающее свойство любви – жертвенность. Отличие духовной войны с грехом в том, что она происходит за Царствие Небесное, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). То есть это внутреннее делание, внутренняя борьба за мир Христов в сердце. Практика эта очень трудна, плоды Духа Святого созревают долго, требуется терпение, а терпение, как известно, приобретается через скорбь. Практика терпения – аскетика – разработана святыми отцами именно для достижения побед в духовной войне. И здесь внешние обстоятельства – мирное или военное время – не играют первостепенной роли: мир Христов вне времени и пространства, а обладатели, носители этого мира Христова – победители всегда.
Выступая с заключительным словом, епископ Солнечногорский Алексий от имени всех участников монашеского собрания принес благодарность Богу, поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за благословение на проведение форума. Владыка Алексий также сказал о том, что всем нам всегда нужно помнить о благодарности нашим предкам, нашим родителям, братьям и сестрам, прошедшим тяжелейшие испытания войны и сохранившим и передавшим нам свою веру и любовь.
Краткая справка
За два дня работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений зарегистрировано 428 участников, из них: 17 архиереев, 90 настоятелей и настоятельниц обителей, 64 иеромонаха, 8 иеродиаконов, 9 священников, 124 насельника и насельницы монастырей, 30 мирян из 145-ти епархий Русской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Среднеазиатского Митрополичьего округа и Митрополичьего округа в Республике Казахстан, а также представитель Сербской Православной Церкви архимандрит Михаил (Быкович).