Вот это – из наиболее раннего, XV-XVI век. Обнаружены эти архитектурные детали на территории Троице-Сергиевой лавры, так что находятся сейчас в фондах самого Сергиево-Посадского музея. Вообще же проект межмузейный – в нем участвуют и ГИМ, и Музей архитектуры, и Коломенское, и музей Нового Иерусалима, и Абрамцево. Есть и вещи из частных коллекций. Наконец, среди участников – «Красноярская геоархеология» (благодаря их находкам мы можем составить себе представление о появлении изразцового производства в Сибири). Вот примеры изразцов из города Енисейска Красноярского края. XVIII век.
А вот пример северного производства.
Но вернемся сначала к более раннему этапу. Ранний этап – это изразцы рельефные, с орнаментом или фигуративным изображением, но еще без цвета.
Но уже очень скоро цвет появляется. Что, наверно, понятно – собственными, природными стройматериалами на Руси были дерево и белый камень, то есть вещи монохромные. Изразцы с глазурью помогли добавить в архитектуру цвет. Сначала по преимуществу зеленый – и такие изразцы получили название «муравленых».
Дальнейшее развитие сюжета – изразцы с полихромной глазурью. Подмосковье, XVII век. Вот изразцы печные (изразцы стали к этому времени и приемом оформления интерьеров).
А вот архитектурные изразцы так называемого «коврового» типа.
Любопытный прием, развивавшийся в мастерских Нового Иерусалима – так называемые «изразцы с прилепами». Конец XVII века.
Начало XVIII столетия ознаменовано западноевропейским влиянием. Особенно заметно это на печных изразцах. Они, во-первых, становятся плоскими. А во-вторых, в моду входит использование синего кобальта.
Еще примеры монохромных изразцов XVIII века.
Интересный сюжетный поворот начала XVIII столетия – в оформлении изразцов стали использоваться образы из популярного в то время издания «Символы и эмблемата». Обратите внимание – нередко на изразцах проставлен даже номер изображения.
Ну, а во второй половине XVIII века на изразцах вновь появляется многоцветье.
Во второй половине XIX столетия – новый поворот. Изразцы вновь входят в моду с приходом стиля модерн. И тут уже подход не столько производственный, сколько авторский. Особенно отличалась здесь абрамцевская керамическая мастерская, деятельность которой связана прежде всего с именем Михаила Врубеля.
Но абрамцевский музей предоставил на выставку и другие любопытные экспонаты. В частности, изразцы, над которыми вместе с Врубелем работал, представьте, живописец Константин Коровин.
И уж совсем неожиданные вещи – экспериментальные изразцы советского времени. Это конец 1920-х – начало 1930-х годов.
Все эти интересности будут демонстрироваться до середины июля. Выставка изразцов открыта в здании Конного двора – это практически напротив главного здания музея.