Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь.
25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан.
Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона.
В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.
В 1953 году отец Илиан был назначен настоятелем Подворья Пантелеимонова монастыря в Константинополе. Но турецкие власти не согласились с его кандидатурой и не дали разрешения на занятие этого поста отцом Илианом, и 1 июля он вынужден был вернуться в Руссик.
3/17 августа 1958 года скончался игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иустин (Соломатин). 3 октября 1958 года в обители состоялись выборы нового игумена. Большинством голосов на его место был избран отец Илиан и возведен в сан архимандрита.
Многими были замечены выдающиеся человеческие свойства отца Илиана. Вот что пишет о нем писатель Анатолий Даров: «Глаза у архимандрита Илиана очень спокойные, а когда не спокойные, то строго-ласковые. Сколько ему лет — трудно сказать, а спросить у него — еще труднее. Есть такие люди: у них легко просить, но трудно спрашивать. Какой-то мягкий и тонкий запрет светился в его глазах. Нет, это не резкая, аскетическая отрешенность отца Михаила [андреевского игумена. — Сост.], не детская и вместе мудрая доверчивость отца Николая [ильинский игумен. — Сост.], — это печально-озабоченная, вкрадчивая одухотворенность». И далее он пишет следующее: «Отец Илиан изнуряет себя службами. Умрет — такого другого игумена на всем свете не сыщешь».
Отцу Илиану довелось управлять русской святогорской обителью в крайне сложный период. С момента богоборческой революции 1917 года прекратился приток новых насельников из России. Количество братии монастыря с каждым годом катастрофически умалялось, оставались одни немощные старики, приходил в упадок и сам монастырь. Обитель оказалась на грани полного вымирания и разорения.
Продолжая курс своего предшественника отца Иустина на восстановление связей с Россией, игумен Илиан 29 октября (11 ноября) 1959 года писал на имя руководства Русской Православной Церкви:
«Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки этого древнего русского достояния, созданного трудами и жертвами многих поколений русского православного верующего народа.
Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в наше монашеское братство, как об этом мы уже сообщали и ранее в Московскую Патриархию. Нас осталось сейчас всего 50 человек. Самому молодому из нас 54 года. Большинство семидесяти и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение.
Кроме как с нашей Родины, из России, ниоткуда не может прибыть к нам пополнение. И вся наша надежда на сохранение нашего монастыря, после Бога, Пречистой Богородицы и святого великомученика Пантелеимона на Русскую Православную Церковь, Московскую Патриархию.
Нам известно, что Московская Патриархия обратилась с просьбой к Вселенскому Патриарху, в канонической юрисдикции которого находится наш монастырь, допустить из России приезд десяти человек для поступления в братство нашего монастыря. Мы глубоко благодарны всегда Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию и Вам за этот шаг и всецело его приветствуем.
Но нам известно, что Вселенский Патриарх не счел возможным ответить на Ваше письмо. Причина тому — давление, оказываемое на него со стороны греческого правительства, противящегося приезду на Афон русских. Формальный предлог для того, чтобы не отвечать, — Афон пользуется известной церковной автономией, и Вселенский Патриарх не является первой инстанцией в такого рода делах. Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен на погибель.
Испрашивая Ваших святых архипастырских молитв и святейшего благословения, остаемся Вашими смиренными послушниками и богомольцами — Игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братиею».
Именно во время игуменства отца Илиана наконец для пополнения рядов братии монастыря прибыли первые монахи из России. Радости старца не было границ. Теперь в его чуть было не отчаявшемся уже сердце зародилась твердая надежда, что Русская обитель на Афоне не погибнет, а будет и далее стоять как оплот Православия на многие века.
В июне 1962 года во время празднеств 1000-летия Афона о. Илиан был награжден медалью святого Владимира за заслуги перед Русской Православной Церковью.
Именно благодаря усилиям игумена Илиана удалось сохранить русское братство Пантелеимонова монастыря на Афоне и не допустить его занятия греческими монахами. В последствии эти усилия подвижника дали обильные всходы в лице умножившегося братства русских святогорцев и возрождения Русского Афона.
5/18 января 1971 года на 88-м году жизни игумен схиархимандрит Илиан почил о Господе. «Это был человек большой духовной мудрости и доброты, старец, которых сейчас мало», — так писал о нем его духовный сын, архиепископ Василий (Кривошеин).
Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX – XX веков". Серия "Русский Афон XIX – XX веков". Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
Источник afonit.info
Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/o-ilian-sorokin