Открывая конференцию 21 ноября, ее ведущий, историк Евгений Рашковский напомнил, что инициатива проведения чтений принадлежит многолетнему директору ВГБИЛ, покойной Екатерине Юрьевне Гениевой. По пяти прошедшим конференциям уже выпущены два тома: первый «уже разошелся», а второй том представлен в рамках нынешней конференции.
Настоятель прихода святителя Николая Чудотворца в Оксфорде протоиерей Стивен Платт, прибывший в Москву в рамках визита в Россию Архиепископа Кентерберийского, приветствовал участников форума от имени Содружества свят. Албания и преп. Сергия. 100-летие русской революции – тема сегодняшнего дня, отметил он, и одним из последствий этой революции стало прибытие в Англию Николая Зёрнова. Спустя 10 лет в Сент-Олбансе прошла первая англо-русская христианская конференция. Через год, в 1928 году, было основано Содружество свят. Албания и преп. Сергия. Таким образом следующий год станет юбилейным: содружество, которое по-прежнему является живой и деятельной организацией, будет отмечать 90-летие. О. Стивен Платт также сказал теплые слова о Екатерине Гениевой: приехал в Россию после ее смерти первый раз, увидел памятник у входа в библиотеку, и уверен, что «она духом присутствует здесь с нами».
Профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Ландабасо выступил с докладом «Христианство против насилия». Тема борьбы с терроризмом, убежден докладчик, является не просто острой, а главной проблемой, стоящей перед христианством. В основе терроризма – человеконенавистническая психология. Автор привел статистику, касающуюся терроризма во всем мире. По сравнению с 2012 годом количество жертв в результате терактов увеличилось на 40%. В качестве борьбы с терроризмом докладчик предлагает три направления – ликвидация финансовой базы терроризма, ликвидация «духовной почвы» и, наконец, ликвидация самих организаций. Для решения этой задачи А.Ландабасо считает необходимым создать «Интернационал авраамических сил» - международное объединение организаций и представителей авраамических религий, готовых противостоять терроризму.
С докладом «Исламское обновление: стратегия конструирования» выступил Павел Костылев (МГУ, кафедра философии религии и религиоведения). «Исламское обновление» - исторический социокультурный феномен, который занимает особое место в ряду других форм ислама, таких как исламский традиционализм, исламский фундаментализм и исламский радикализм. Сделав обзор всех трех последних форм (традиционализм - форма социального бытования ислама в конкретном месте, времени; исламский фундаментализм предлагает вернуться к эпохе раннего халифата; исламский радикализм предлагает вернуться к Корану и создает собственную традицию), автор подытожил: «Исламское обновление» противостоит всем трем традициям. Исламское обновление пытается себя сконструировать в догматической форме. Исламское обновление – конкретная форма ислама в конце XIX начала ХХ века, сегодня активно развивающаяся». Представленное исследование имеет отношение к суннитскому исламу, подчеркнул автор.
Евгений Рашковский (ВГБИЛ/ ИМЭМО РАН) посвятил свой доклад глобальным контекстам русских революций», которых в ХХ веке было три, и все оказались «ущербными, недостроенными». Революция 1905 года – «незавершенная буржуазно-демократическая», 1917-го – обрушившаяся, «когда ультрареволюционная левая волна» привела страну к тоталитарному строю, закрывшему страну для развития. «Мы пережили еще одну революцию – 1987-1991 годов – антитоталитарную, – отметил докладчик. - Однако в отсутствие серьезного лидирующего класса лидирующими в ней оказались номенклатура и криминал». Революции несут в себе огромные внутренние противоречия, и во многом ломки оказываются продолжением ситуации средневековья, продолжил Е.Рашковский: «Когда средневековье не кончилось, а Новое время не вступило в права». Он отметил и другой важный момент: огромные массы, вовлекаясь в политику, ищут не свободы, а покровительства, а это приводит к вождизму. Евгений Рашковский указал и на когнитивные предпосылки революций: сознание всегда отстает от реальности, за устаревшие геополитические амбиции вступивших в войну держав (идеи пан-славизма, пан-германизма) платятся миллионы человеческих жизней. «Разруха в головах оказалась невосполнимой и поныне, - убежден ученый. - Ломка ХХ века, через которую прошла наша страна, повлияла на биогенетический потенциал нашего населения». Однако ломка долгого средневековья исторически неизбежна, считает Рашковский, но должны быть «культурные коррективы». И на вопрос «На что надеяться?» ответил, что «область веры и культуры играют существенную роль в надежде, а надежда – это то, с чем мы должны выходить в жизнь».
Дмитрий Дорошко (Свято-Филаретовский институт, Общецерковная аспирантура и докторантура свв. Кирилла и Мефодия) в докладе «Границы Церкви в англикано-православном диалоге в 1920-30 годы ХХ столетия» рассмотрел попытки преодоления церковного раскола, также обратившись к деятельности Содружества свт. Албания и преп. Сергия. Докладчик рассказал о дискуссии, инициированной прот. Сергием Булгаковым, относительно возможности итеркоммуниона (евхаристического общения – ред), и о ее последствиях.
Марат Бисенгалиев в докладе «Религиозные истоки большевизма» рассмотрел большевизм как явление религиозное, как «учение фанатическое». Докладчик обратил внимание на сходство партии Ленина с сектой, в которой существуют жесткая иерархия, отчуждение продуктов труда и т.д.
Форум завершился 22 ноября презентацией сборника, изданного по материалам предыдущих Зёрновских конференций.
Елена Бажина
Источник: blagovest-info.ru