О формировании взглядов митрополита Платона на организацию образования в духовных школах Троице-Сергиевой Лавры
События
Митрополит Платон (Левшин)
Прежде всего, на наш взгляд, не раскрыта в должной мере роль обстоятельств биографического, личностного плана в формировании жизненной позиции митрополита. Анализ этих фактов привел к заключению, что главной формой, отразившей наиболее ярко позицию Платона, стала его просветительская деятельность, которую предлагается рассматривать на материалах Москвы, (Московской славяно-греко-латинской академии), Троице-Сергиевой лавры (Троицкой и Вифанской семинарий), а также Петербурга, (Зимнего дворца, поскольку иерарху приходилось часто бывать при дворе Екатерины II) — т.е. всех возможных в отношении Платона центров образования. В этом случае учитывается широкий диапазон обстоятельств, позволивших митрополиту выработать в себе подлинно просвещенное отношение к вопросам образования и тем самым содействовать правительству Екатерины II в деле воспитания просвещенных пастырей.
Появление особых принципов жизнедеятельности Платона было обусловлено, во-первых, ориентацией митрополита на раскрытие духа своей христианской личности. Платону принадлежит утверждение о том, что «учение, дабы было действительно, не столько зависит от остроумия и красноречия, сколько от чистоты и непорочности сердца учителева» (Снегирев И.М. Жизнь московского митрополита Платона. - М., 1890. С. 211). Другими словами, этот иерарх стремился думать и жить с внутренней свободой, не зависимой как от неблагоприятных внешних обстоятельств, так и от любых общепринятых истин, предоставляя каждому право свободного выбора и индивидуального творческого подхода к этим истинам. Тем самым авторитет духовной власти Платон ставил в прямую зависимость от нравственной принципиальности иереев.
Во-вторых, во всех начинаниях на посту учителя, префекта, ректора Троицкой семинарии, протектора Московской академии (уже в сане митрополита), наконец, основателя Вифанской семинарии, Платон опирался на собственный опыт приобретения знаний.
Прежде всего, выделим период обучения Платона в стенах Московской академии. Именно здесь были заложены основы просветительского отношения будущего митрополита к духовному образованию. Отметим, что Платон, отказавшись от обучения в Московском университете уже после того как был зачислен в 1755 г. в состав первых его студентов, все же стремился освоить светские дисциплины, но в стенах Московской академии, поскольку ее курсы позволили будущему иерарху приобщиться к самым противоречивым идеям Западной Европы: схоластика в данный период стала дополняться элементами эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения. Этому переходу способствовал преподавательский состав академии, определявшийся малороссами — воспитанниками Киево-Могилянской академии, в которой новые тенденции начали развиваться уже с XVII в. Можно предположить, что такой эклектичный характер лекций способствовал развитию у Платона творческого подхода к освоению наук (который он позже стимулировал в своих воспитанниках), поскольку духовный поиск и предполагает сопряжение самых различных традиций в науке.
Такая новизна не пришлась по душе некоторым отечественным клерикалам. Попытка обвинения в ереси висела над будущим богословом. Митрополит Платон в своей автобиографии сообщает, как угрожало ему это обвинение в молодости, когда он был еще Петром Левшиновым, учителем академии. Начинающий преподаватель был обвинен (московским архиепископом А. Зентыш-Каменским) в несоответствии содержания своих катехизисных бесед Священному Писанию. Обвинение является наиболее характерным случаем господствовавшей в академии внутренней нетерпимости, не только невнимания, но и прямого преследования всего оригинального, в данном случае — творческого характера платоновской экзегетики, выразившейся в свободной манере цитирования Библии. Для нас подобные «реформаторские» мотивы в духовном наследии митрополита означают по сути его личное творчество и свободу его духовной жизни. Соединив собственные представления с новыми философскими идеями Европы, русский мыслитель открывает буквальный смысл Библии не в её тексте, а в духе самого толкователя. Таким образом, он склонен к традиции патристики, отцов церкви, тоже трактующих Священное Писание на основе своего духовного опыта, без абсолютизации его «буквы». С другой стороны, следует заметить, что именно обвинитель Платона выступил с позиции протестантского догматика, как раз абсолютизирующего библейскую «букву» и поэтому не терпящего любых отклонений от ее внешней ясности, точнее, от выводов своего собственного рассудка.
В любом случае можно утверждать, что личные искания, жажда духовной истины стимулировали потенциал будущего иерарха, предполагая внутреннюю свободу христианской личности, внешне занимающей активную позицию и сродняющую катехизатора со слушателями, которые поддержали обвиняемого своим участием в его этическом творчестве.
Таким образом, именно в академии Платон получил первые навыки свободного общения, творческого осмысления «неповрежденных источников христианского вероучения».
Влияние академии на формирование духовной позиции Платона сказалось и в том, что здесь он впервые столкнулся с издержками догматического мышления. Дело не ограничилось претензиями касательно уклона Платона в протестантизм. Обвинитель катехизатора призывал наказать его, что не могло не вызвать у Платона резкую антипатию к любому догматизму, к любой раз и навсегда установленной «истине», глашатаем которой и выступил московский архиепископ Зентыш- Каменский. Сам иерарх освободил себя от подобных поступков в отношении тех, кто мыслит «не так, как он», возможно и этим вызывая к себе уважение со стороны Вольтера, Дидро, Наполеона. Платону не пристало насилие над любым инакомыслием, поскольку он уважал внутреннюю свободу и в себе, и в других. Позже, став протектором духовных училищ, он исключает догматику из своих школ и вводит нравственный аспект в систему преподавания. В Боге главное — нравственная сторона, а не догматическая, считал Платон. При этом вера им трактуется как сознательное приобщение к высоким духовным ценностям.
Поскольку образование богословское по своему развивающему влиянию стояло ближе к общему образованию, чем любая светская специальность, академические курсы могли способствовать и тяге Платона к самообразованию.
Отметим, что сам Платон не просто приобщался к светским знаниям, но и пытался переосмыслить их, творчески переработать и найти «христианские» моменты в воззрениях инакомыслящих, на своем собственном опыте убедившись в том, что христианину даже необходимо иметь светские знания хотя бы для того, чтобы убедиться в их неполноте, не вбирающей в себя все богатство духовной жизни и ограничивающей себя какой-либо универсальной истиной. В результате он самостоятельно изучил греческий язык, географию, историю, став, по выражению Н.М. Карамзина, «любителем истории».
Позже, предприняв путешествие по городам России с целью отыскать в монастырских книгохранилищах материалы по истории Русской церкви, Платон напишет первый опыт такой истории и введет в своих духовных школах обязательное ее преподавание. Кроме того, Платону принадлежит инициатива по изданию исторических рукописей из лаврской библиотеки — инициала, реализованная не без участия просветителя Н.И. Новикова.
Что касается европейских — «языческих» — наук следует заметить, что Платон проявлял самостоятельный интерес к произведениям Цицерона, одно из которых («О должностях») он выучил наизусть. Учитывая то, что Вольтер советовал читать именно это сочинение Цицерона для своего «расположения к согласию», а также то, что в гуманистической литературе Западной Европы главным образом классическая латынь Цицерона имелась в виду при возрождении классиков путем прочтения их текстов в оригинале, можно предположить, что римский мыслитель мог стимулировать у русского мыслителя уважительное и заинтересованное отношение к светской европейской мысли.
В стенах Московской академии показателен интерес Платона и к христианской литературе. Будучи еще студентом, он обращал внимание на свою «первую любовь» среди духовных писателей — И. Златоуста, нацеливаясь на познание и его «духа», о чем косвенно говорит и предисловие к творениям этого отца Церкви, написанное Платоном позже, в 1769 г. Но особый интерес в процессе своего самообразования юный Платон проявлял к посланиям апостола Павла. Видимо, духовно близки были Платону мысли апостола о внутреннем и внешнем человеке, «духе» и «букве», положенные в основу его нравственной философии.
Подчеркивая огромную роль христианской литературы в формировании духовной позиции будущего иерарха, еще раз отметим, что для самого Платона решающее значение здесь имела возможность творчески усвоить «дух» не только Библии и патристики, но и светских наук. В итоге выпускник Московской академии был назван Я.П. Шаховским — блестяще образованным человеком второй половины XVIII века, «уродом» за свой энциклопедизм. Платон не преминул парировать этот неудавшийся комплимент в одной из своих проповедей, заметив: «Уроды — те, кто отрицают бытие Божие и от собственной совести не обличаются» (Преосвященный Платон. Поучительные слова. T. l. - М., 1779. С. 252.). Очередной раз Платон столкнулся с непониманием своих взглядов, но теперь уже со стороны не противника, а почитателя, каким был князь Шаховской.
Недостатки академического обучения Платон восполняет и в стенах Зимнего дворца. Здесь, будучи законоучителем наследника престола и великих княжен, а также придворным проповедником, он был окружен европейскими учеными, с которыми беседовал на господствовавшем при дворе французском языке, освоил который вновь самостоятельно. Знание языка позволяет ему знакомиться в подлиннике с трудами французских просветителей, принимая в них веротерпимые принципы. У наследника престола часто собирались общественные и государственные деятели России, с которыми Платон имел возможность обсуждать не только вопросы веры и нравственности, но и новые научные открытия, события в области культуры и исторического прошлого. В итоге и здесь строгий молодой монах стал вызывать всеобщее удивление своей ученостью. Не будет преувеличением вывод о том, что екатерининской двор, несмотря на царившую в нем атмосферу философского смеха, в какой-то степени перенял от Московской академии «эстафету» в создании благоприятных условий Для формирования платоновской духовной позиции и, прежде всего, его веротерпимости.
Таким образом, внутренняя активность митрополита Платона при выработке им собственного подхода в деле осмысления духовной и светской образованности в рамках самообразования составляет, на наш взгляд, главную причину его духовной позиции. Именно самообразование укрепило его уверенность в том, что светская образованность не может помешать иерею при условии, если он будет опираться на свой опыт. Это и предопределило творческий подъем образования в духовных школах Платона.
Такой подъем заключается в нескольких моментах и прежде всего — в распространении светских знаний среди учеников. Тяга к самообразованию не могла не склонить Платона к выводу об узости рамок предлагаемых в Московской Духовной академии и Троицкой семинарии курсов. Поэтому, получив протекторат над академией, митрополит вводит в ее курсы изучение истории, мифологии, русской поэзии (Ломоносова, Кантемира, Сумарокова, Державина), физики, медицины. Идентичные процессы происходят в училищах Троице-Сергиевой Лавры — Троицкой и Вифанской семинариях. Семинаристы здесь изучают труды античных авторов (Корнелия, Вергилия, Овидия, Тита Ливия, Флора, Тацита, Цицерона); с российской историей знакомятся по работам Щербатова, Хилкова, Татищева. Освоению элементов светских знаний косвенно способствовала введенная митрополитом впервые в России практика переводов воспитанниками на русский язык трудов античных авторов.
При жизни митрополита быстро растут фонды лаврской и Вифанской библиотек. Вновь Н.М. Карамзин выделяет это обстоятельство, не скрывая своей похвалы и в адрес благородной учености, свойственной ученикам и преподавателям Троицкой семинарии, которую в тот период называли «второй академией», поскольку ее образовательный уровень не уступал московскому. Отсюда беспрепятственные частые переходы воспитанников из одного заведения в другое. Временами Троицкая семинария по степени благосостояния и совершенства вставала выше Московской академии. И хотя оба училища являлись предметом постоянного внимания Платона, исследователь XIX в. (С.К. Смирнов) признает превосходство Троицкой семинарии над академией, поскольку к первой митрополит относился «по-отцовски», а ко второй — с большей официальностью. Не останавливаясь на оценке достоинств той или иной школы, лишь отметим, что в результате деятельности Платона в России появились духовные школы, которые были открыты навстречу светской образованности и ученики которых перестали нуждаться (как это было в случае с самим Платоном) в самостоятельном усвоении необходимых светских дисциплин.
Причина энциклопедических стремлений Платона заключается и в том, что он пытался воспитать из своих учеников приверженцев терпимого отношения к мнению собеседника. Призывая воспитанников отказаться от морализаторских, менторских приемов общения с инакомыслящими, митрополит хотел, чтобы его питомцы могли в беседах «на равных» вскрывать несостоятельность светских воззрений. Для выполнения этой задачи требовалось знание дворянского этикета и новейших языков — единственных дисциплин, с целью освоения которых воспитанники посещали лекции университета.
Для новых предметов нужны были и новые наставники. Платон, на собственном опыте испытав недостатки старой системы преподавания, прекратил прежний порядок приглашения в академию учителей из Киева и образовал свои школы по собственному усмотрению, применив обучение ко вкусам и понятиям «просвещенного» общества. В отношении к преподавателям-энтузиастам выступают особенности характера митрополита—в истории учебных заведений Троице-Сергиева монастыря эти отношения определяются как заботы «нежного отца» и «доброго друга».
Особое значение митрополит придавал внутреннему миру человека, его совести, сердцу. Совесть для него — универсальная норма поведения человека, который в церковной или в светской среде должен быть самим собою. Поэтому Платон ориентировал своих учеников на то, чтобы, переосмыслив светскую образованность, они прониклись «духом христианским», прошли «Христову школу» и приобрели свое собственное лицо.
Выполнению такой установки способствовала особая атмосфера так называемой «сердечной любви»; а вся совокупность вопросов, касающихся проблемы «нравственности», «стяжания благодати», связывалась им с понятием «духовность в миру». Духовность как основа поведения человека — в миру и церкви, — его совершенствования и самосовершенствования есть одновременно и принцип взаимодействия с окружающей средой — природой и социальными учреждениями. Не случайно Платон старался окружить воспитанников полноценной культурной средой, а также использовать воздействие «естественной» природы.
Проявления «оригинального ума» Платона, а также отрицательные примеры старой школы привели иерарха к убеждению, что искусство и творчество имеют большое значение в деле воспитания свободных личностей. Для выявления способностей учеников и стимулирования их творческого поиска Платон организует в своих школах поэтические конкурсы, философские диспуты, театральные и музыкальные постановки, самостоятельные переводы.
В заключение следует отметить, что деятельность иерарха стала успешной благодаря особым свойствам его натуры: его сильной воле, сказавшейся в тяге к самосовершенствованию; в его точности и аккуратности, что отразилось в привычке распоряжаться посредством инструкций, беспрекословного исполнения которых он требовал от подчиненных; в умении распоряжаться отпускавшимися государством и личными средствами, благодаря чему он сумел поставить свои учебные заведения на такую высоту, что они не уступали по материальному обеспечению светским «очагам» культуры; отметим и внутреннюю свободу Платона, в результате которой, несмотря на непонимание своих взглядов даже со стороны почитателей, несмотря на нападки со стороны завистников, этот иерарх оставался верен своему призванию, утверждая достоинство христианина вопреки любым обстоятельствам. Над своими противниками Платон одержал верх, но атмосфера доносов, окружавшая его до конца жизни, направляла его энергию на борьбу, калечила его душу. Добавим, что в жизни митрополита стеснения личной свободы осложнялись блеском иерархического положения, вызывающим у одних привязанность, у других зависть, тогда как подлинную свободу мысли можно достичь лишь в уединении. Непонимание взглядов Платона окружающими его людьми еще во времена обучения в академии, позже — неприятности в Синоде и при дворе научили иерарха искать выхода из создавшегося положения в образовательной деятельности, в занятиях наукой. Поэтому уже на склоне лет, отбросив все внешние знаки отличия, отказавшись от обязанностей, связанных с занятием высоких иерархических постов, знаменитый иерарх поселяется в основанном им Вифанском монастыре, где создает учебное сообщество нового типа. Следовательно, благоприятным условием для разработки Платоном собственного глубоко нравственного мировоззрения в целом и взглядов на образование в частности нужно считать его неначальственность, открывающую для него возможность действительно оригинальных исканий мысли. В этой связи отметим его демократичность, выразившуюся в необыкновенной близости сановитого иерарха к своим школам. При этом следует учитывать Разночинное происхождение Платона, испытавшего большую нужду, когда, будучи студентом, испытывая безденежье и хроническое недоедание, он вынужден был босиком добираться до академии и только у входа надевать обувь. Позже, заняв высокие посты, митрополит не мог уже оставаться равнодушным к своим питомцам — он лично подбирал талантливых мальчиков для обучения в своих школах и самым бедным из них на собственные средства учреждал стипендию. Ориентируя своих преемников на «аристократизм», мечтая увидеть в них «духовную интеллигенцию», митрополит Платон подал собственный пример. Доказав жизнеспособность установленного им порядка обучения, он создал лучшие школы России, образование в которых стало действительно всесторонним, направленным на воспитание в будущих иереях внутренней свободы, веротерпимости. В конечном итоге Платон стал называться «отцом московского духовенства», в век, не случайно названный его именем.
Сегодня, когда каждый из нас находится в поле нравственного напряжения, взгляды и личный пример московского митрополита Платона помогают понять принципы и мотивы деятельности носителей высокой нравственности и убежденности, не зависимых от обстоятельств той или иной эпохи, от неблагоприятных внешних условий.
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. - М., Издательский Дом «Подкова», 2000.