Книжная суббота: Римская империя, христианство и варвары
События
Будучи частью большого произведения, данный том, вместе с тем, представляет собой самостоятельное произведение, достаточно законченное по форме и может быть предметом специального исторического интереса для специалиста-антиковеда.
Исследуя период III-VIII вв. и рисуя картину этого перехода как единого целого, Л. П. Карсавин следует традиции западноевропейской науки XVIII-XIX вв. (например, Л. де Тиллемон, Эд. Гиббон, Н. Д. Фюстель де Куланж и др.) и предвосхищает новые направления исторической науки XX в. (Дж. Бьюри, А. Джоунз, Р. Ремондон, Э.Корнеманн, Дж. Эм. Уолесс-Хедрилл).
содержание
Социально-политический строй поздней империи
Римская империя представляла собою если и не федерацию городов-государств, то государство с широкой городской автономией.
Город-государство (civitas) составлял ядро римского государства.
Политический строй колонии походил на строй самого Рима, а другие города — особенно с возникновением муниципиев — стремились уподобиться Риму.
Трудно было управлять большим государством без бюрократии.
Провинциальная аристократия (т. е. наиболее богатые декурионы) была связана с крупнопоместной знатью.
Экономический строй империи
Нельзя однако признать хозяйство империи капиталистическим.
Доминат и гибель Западной империи
Первая политическая организация империи, так называемый принципат (или диархия) явилась компромиссом между монархией и республикой.
Реформы Диоклетиана довершили уже Цезарем начатую эллинизацию империи, проявившуюся ив религиозном характере нового государства
Столица республики и принципата, город Рим лишился былого политического значения.
Культурный центр Римской империи переместился на Восток; и новой столицей стал Константином основанный Константинополь.
Доминат Диоклетиана превратился в христианскую деспотию
Варваризированная армия начинает играть видную политическую роль; ее командующие избирают и низлагают императоров.
Варваризировалось и само общество
Духовная культура империи
Атония общества и атрофия политических и социальных чувств
Единственно христианская литература отличалась новизной, что выдвигает на первый план проблему истории религии
Языческое общество и христианство
Историческое значение христианства и христианского богословия
Основная догма христианства, догма Троицы
Христианский аскетизм и Церковь
В христианском аскетизме нашла свое выражение созидательная и организующая сила христианства.
Христианское миросозерцание и Церковь на Западе
Характернейший представитель западного христианства — св. Августин
Индивидуализмом и антропологизмом отличается и учение Августина о Троице и его изложение теории зла.
На закате Западной империи, не императорская уже, а папская столица, — Рим вновь приобрел политическое значение.
Постоянно богатеющая Римская Церковь сделалась покровительницей населения Италии.
Лев Великий был лишь популярнейшим помощником императора; Григорий Великий — едва ли не самостоятельным правителем
Рим, лигуры и кельты
История Европы начинается в период неолита (примерно 3000 г. до Р. X.)
Кельтам не удалось основать долговечного государства.
Германцы
Гибнущая римская культура постепенно сливалась с не исчезнувшими еще кельтской и германской культурами; однако нам дано наблюдать только элементы и результат синтеза, но не сам процесс.
Религия первобытного германца — натуралистический и, в сравнении с индийским, антропоцентрический пантеизм.
Англосаксы
Англосаксонское духовенство занимали не одни вопросы веры, но и наука и литература, не только латинский и греческий, но и англо-саксонский язык.
Франки, лангобарды и папский Рим
Политическое объединение Европы выпало на долю франков.
Франкское королевство с самого начала отличалось сочетанием германских и римских элементов.
Эдикт (Конституция) Хлотахара II явился компромиссом между королем и знатью.
Готская власть в Италии не прервала политической традиции, поэтому византийцам даже не пришлось возрождать ее.
Защищавшие римское вероисповедание папы защищали вероисповедание западное, постоянно ориентализируемое императорами.
В первой половине VII века догматическая борьба Рима с Византией приобрела и политический смысл; политическая победа осталась за императором, моральная — за папою.
Римская империя погибла с ростом «индивидуализма».
СПб.: Алетейя, 2003. - 336 с. — (Серия «Библиотека средних веков»).
Пер. с лит. Т.Алекнене; научная редакция, библиография А.Клементьева.
Ссылка на источник, разместивший текст книги
Исследуя период III-VIII вв. и рисуя картину этого перехода как единого целого, Л. П. Карсавин следует традиции западноевропейской науки XVIII-XIX вв. (например, Л. де Тиллемон, Эд. Гиббон, Н. Д. Фюстель де Куланж и др.) и предвосхищает новые направления исторической науки XX в. (Дж. Бьюри, А. Джоунз, Р. Ремондон, Э.Корнеманн, Дж. Эм. Уолесс-Хедрилл).
содержание
Социально-политический строй поздней империи
Римская империя представляла собою если и не федерацию городов-государств, то государство с широкой городской автономией.
Город-государство (civitas) составлял ядро римского государства.
Политический строй колонии походил на строй самого Рима, а другие города — особенно с возникновением муниципиев — стремились уподобиться Риму.
Трудно было управлять большим государством без бюрократии.
Провинциальная аристократия (т. е. наиболее богатые декурионы) была связана с крупнопоместной знатью.
Экономический строй империи
Нельзя однако признать хозяйство империи капиталистическим.
Доминат и гибель Западной империи
Первая политическая организация империи, так называемый принципат (или диархия) явилась компромиссом между монархией и республикой.
Реформы Диоклетиана довершили уже Цезарем начатую эллинизацию империи, проявившуюся ив религиозном характере нового государства
Столица республики и принципата, город Рим лишился былого политического значения.
Культурный центр Римской империи переместился на Восток; и новой столицей стал Константином основанный Константинополь.
Доминат Диоклетиана превратился в христианскую деспотию
Варваризированная армия начинает играть видную политическую роль; ее командующие избирают и низлагают императоров.
Варваризировалось и само общество
Духовная культура империи
Атония общества и атрофия политических и социальных чувств
Единственно христианская литература отличалась новизной, что выдвигает на первый план проблему истории религии
Языческое общество и христианство
Историческое значение христианства и христианского богословия
Основная догма христианства, догма Троицы
Христианский аскетизм и Церковь
В христианском аскетизме нашла свое выражение созидательная и организующая сила христианства.
Христианское миросозерцание и Церковь на Западе
Характернейший представитель западного христианства — св. Августин
Индивидуализмом и антропологизмом отличается и учение Августина о Троице и его изложение теории зла.
На закате Западной империи, не императорская уже, а папская столица, — Рим вновь приобрел политическое значение.
Постоянно богатеющая Римская Церковь сделалась покровительницей населения Италии.
Лев Великий был лишь популярнейшим помощником императора; Григорий Великий — едва ли не самостоятельным правителем
Рим, лигуры и кельты
История Европы начинается в период неолита (примерно 3000 г. до Р. X.)
Кельтам не удалось основать долговечного государства.
Германцы
Гибнущая римская культура постепенно сливалась с не исчезнувшими еще кельтской и германской культурами; однако нам дано наблюдать только элементы и результат синтеза, но не сам процесс.
Религия первобытного германца — натуралистический и, в сравнении с индийским, антропоцентрический пантеизм.
Англосаксы
Англосаксонское духовенство занимали не одни вопросы веры, но и наука и литература, не только латинский и греческий, но и англо-саксонский язык.
Франки, лангобарды и папский Рим
Политическое объединение Европы выпало на долю франков.
Франкское королевство с самого начала отличалось сочетанием германских и римских элементов.
Эдикт (Конституция) Хлотахара II явился компромиссом между королем и знатью.
Готская власть в Италии не прервала политической традиции, поэтому византийцам даже не пришлось возрождать ее.
Защищавшие римское вероисповедание папы защищали вероисповедание западное, постоянно ориентализируемое императорами.
В первой половине VII века догматическая борьба Рима с Византией приобрела и политический смысл; политическая победа осталась за императором, моральная — за папою.
Римская империя погибла с ростом «индивидуализма».
СПб.: Алетейя, 2003. - 336 с. — (Серия «Библиотека средних веков»).
Пер. с лит. Т.Алекнене; научная редакция, библиография А.Клементьева.
Ссылка на источник, разместивший текст книги
Делайте добрые дела вместе с порталом Богослов.ru
Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием (прп. Исаак Сирин).
Поможем создать учебное пособие по рождественской прозе в русской классике http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75688