Вынесенные в ее название слова из Евангелия от Иоанна хорошо известны. Они просты, но на редкость многозначны. И в докладах, и в обсуждениях участники конференции пытались уяснить, что такое истина и свобода.
Открыл конференцию доклад настоятеля Феодоровского собора, ответственного редактора журнала «Вода живая» протоиерея Александра Сорокина «Понятие истины и свободы в Евангелии от Иоанна: Суд над Истиной». Отец Александр начал с этимологии слова «истина». Греческое слово «алетейя» означает «то, что реально существует и не может меняться», недаром Платон называл процесс познания истины «открытием сокрытого». Еврейское «эмет» переводилось по-разному: «вера», «укрепление», «опора».
«Истина в Ветхом Завете — не абстрактное понятие, она основана на доверии к Богу». Таким образом, для нас в слове «истина» встречаются два смысла, греческий и еврейский: один — познание, другой — ощущение богоприсутствия. Докладчик напомнил об искушениях, таящихся во многом знании: обладающий истиной считает себя лучше других. Нередко такое можно видеть и в Церкви: «Необходимо помнить, что истина — не нечто, что дает мне фору, а Некто, то есть Христос, и лики Истины проступают всюду», — отметил отец Александр.
Знаменитый вопрос Пилата «Что есть истина?» остается без ответа, так как Пилат не может принять Истину. В Евангелии от Иоанна часто встречается тема суда: помимо главного суда — над Иисусом Христом — есть эпизод судебного разбирательства после исцеления слепорожденного. Сам Иисус постоянно призывает свидетелей. «В этом — ирония евангельского повествования: Истина оказывается под судом», — подчеркнул докладчик.
Затем он попытался дать ответ на непростой вопрос, что такое свобода: «Любовь и свобода — основные христианские термины. Можно было бы сказать „свободная любовь“, если бы это словосочетание не приобрело скандальный характер. Впрочем, об этом тоже стоит задуматься — об опасностях, которые таятся в Божиих дарах».
В греческом языке слово «свобода» — «элевферия» поначалу применялось в сугубо политическом значении: свободным назывался гражданин, обладающий всеми правами. Впоследствии это слово приобрело философское значение. В древнееврейском языке свобода — также антоним рабства (свободными в Священном Писании нередко называют знатных людей). Докладчик отметил, что в описании освобождения из вавилонского плена слово «свобода» практически не встречается: «Свобода в Ветхом Завете не является самоцелью: освобождение не само по себе, а ради чего-то — ради служения Богу».
Обращаясь к историческому опыту христианской цивилизации, отец Александр высказал мысль, что достижения человечества стали возможны именно благодаря свободе. При этом не надо забывать, что дар свободы долгие века был неудобоносим для человечества. Оно по-прежнему жило, руководствуясь Законом. «Познание фундаментальных библейских понятий только начинается. Во Христе — истина, понимаемая как божественная реальность, и свобода ради жизни с Богом», — завершил свое выступление протоиерей Александр Сорокин.
«Парадоксы христианской свободы» так назывался доклад клирика Феодоровского собора иерея Димитрия Сизоненко. «Слова „свобода“ и „истина“ мы употребляем часто. При этом у каждого из нас, как говорится, своя правда. Часто мы готовы пожертвовать истиной ради свободы, которая потом оказывается иллюзорной. Чудо Евангелия в том, что свобода и истина связываются воедино», — сказал отец Димитрий.
Он подчеркнул, что сейчас, когда вроде бы стирается грань между
подлинным и правдоподобным, реальным и виртуальным, остро встает вопрос
о границах нашей свободы. В христианстве свобода сталкивалась
со многими искушениями, одно из них — прагматизм: человек рассматривает
собственную веру с утилитарной точки зрения, ждет «награды» за свою
праведную жизнь. Отец Димитрий обратил внимание слушателей на слова
Спасителя, которые предваряют фразу, ставшую названием конференции:
«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете
истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8, 31 — 32). «Пребудете
в слове Моем» — это значит, что мы должны освободиться от тирании
своего эго. Свобода и послушание не противоречат друг другу, если это
послушание в любви. Истина делает нас свободными, чтобы мы могли
любить, как Он«, — подчеркнул докладчик.
В завершение он напомнил, что Спаситель говорил о свободе как
о сыновстве, и о том, что эту сыновнюю свободу можно стяжать только
на пути веры: «Противоположность вере — не атеизм, а малодушие
и трусливость. Пока наше сердце горит Словом, Истина уже делает нас
свободными».
Конференцию продолжил «круглый стол» с участием протоиерея Александра Сорокина, иерея Димитрия Сизоненко, настоятеля Успенского храма в Кондопоге протоиерея Льва Большакова, ректора Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви доктора богословия Антона Тихомирова, координатора Общества друзей Священного Писания Андрея Черняка и ведущего радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» Александра Крупинина.
Ведущим дискуссии по традиции стал клирик храма Богоявления Господня
на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов. Он привел определение
свободы из Большой советской энциклопедии: это способность человека
к совершению определенных действий для достижения цели в рамках
необходимости. Отец Лев Большаков заметил, что в этом абсурдном
на первый взгляд высказывании можно найти смысл: «Если цель — Бог,
а необходимость — Истина, то это — прекрасное определение».
Все выступающие сошлись на том, что в христианской вере главное —
не «ограничения», воспринимаемые людьми со стороны и новоначальными
(молиться, поститься, рано вставать в воскресенье, не смотреть
некоторые передачи по телевизору и так далее), а именно свобода.
Но нужно отличать свободу от вседозволенности: подлинно свободен только
Бог, и, значит, человек может быть свободен только во Христе.
Свобода — это балансирование на грани, с одной стороны которой — жесткое самоограничение, а с другой — вседозволенность. Как уточнил Александр Крупинин, необходимо все время идти путем свободы, возрастать в ней: если человек остановился — значит, не свободен.
Итоги дискуссии подвел отец Димитрий Симонов: «Учиться свободе — все равно, что учиться ходить: будешь падать, ушибаться, но продолжать, тем не менее, необходимо. Апостол Павел говорил, что подлинная свобода — только в Духе Святом. Послушание Богу — вот подлинная свобода».