Болгарская исламская академия – не место для дискуссий?
События
ШАГ НАЗАД
Ставший своего рода рупором ретроградов Рафик-абый Мухаметшин подробно описал то, какой Болгарскую исламскую академию видят мусульманские ретрограды-консерваторы Татарстана. Академия, мечтает он, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы, как двоечники-школяры, спишем у них учебные программы. И это, к сожалению, не шутка, а почти буквальный пересказ его слов.
А ведь академия изначально мыслилась как цитадель идеологического суверенитета России в исламской сфере. Но, воздвигнув арабов на пьедестал своих идейных кумиров, вручив им концептуальные ключи от религиозного самосознания российских мусульман, об этих планах надо будет позабыть. Если видение ретроградов-консерваторов будет реализовано, то исламское поле нашей страны, хотим мы того или нет, отныне будет управляться извне. Не в смысле прямого дергания за организаторские ниточки (хотя и это не исключено), а через концепты, методологию и, конечно, личности авторитетов. Ничего хорошего, разумеется, это нам не сулит.
"Видимо, Батров один умный, — написал какой-то аноним к моему предыдущему посту, — а мы такие недалекие, что не знаем, что взять у арабов и турков, а что не брать". В самом деле, чай, не дураки там сидят, разберутся. Умный или дурак — все это оценочные суждения. Гораздо конструктивнее оперировать фактами.
Некоторые из них я уже приводил: это и пропаганда педофилии в работах современных татарстанских богословов, отучившихся по программам аль-Азхара, на которые теперь предлагается ориентироваться Болгарской академии, это и подрыв татарских традиций в проповедях шейха Саади, приглашенного в академию для преподавания, и многое другое. Но все это цветочки на поле вечных богословских споров. Однако есть вещи, которую несут прямую угрозу нашей стране и всему обществу.
Взять, к примеру, книгу египетского богослова Усамы ас-Саййида аль-Азхари"Явная истина", которую наши ретрограды-консерваторы перевели с арабского на русский язык и издали. Что интересно, книга преподносится как идейное оружие против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ"). Но когда начинаешь вчитываться в текст, то к своему удивлению обнаруживаешь там прямые призывы распространять ислам вооруженным путем с помощью военного насилия. Более того, это преподносится как некая доблесть (стр. 53–55). Спрашивается: зачем такие установки внедрять в сознание татарстанских мусульман, живущих в многоконфессиональной стране? Автору процитированного выше комментария замечу — мне легче поверить, что это делается по большой глупости, иначе возникает крайне неудобный вопрос: если это сделали не дураки, то как прикажете называть тех, кто распространяет подобные идеи осознанно?
Мне бы хотелось отдельно подчеркнуть: проблема не в арабах как таковых. Арабы в истории человеческой цивилизации — выдающаяся нация. И сейчас в их среде рождается немало интеллектуалов и глубоких мыслителей. Проблема в том, что наши ретрограды-консерваторы ориентируются на ту часть арабского общества, которая воплощает в себе самые худшие черты традиционализма: косность мышления, ксенофобию, иррационализм, миллитантизм, экслюзивизм и т. д. Поэтому равняться на них — значит делать шаг назад, в то время как Болгарская академия призвана стать точкой прорыва татар и в целом российских мусульман на исламской арене мира. Академия может аккумулировать в себе те интеллектуальные силы и сдетонировать такие тектонические процессы, которые, как в свое время джадидизм, выдвинут наш народ на авансцену исламского лидерства. И если действовать грамотно и не ограничивать свои амбиции, то это может стать истоком глубинной трансформации всего исламского мира, который сегодня прозябает на интеллектуальных задворках человечества. Но для этого надо не плестись в хвосте у арабов (читай: консерваторов), как предлагают Мухаметшин и Ко, а думать своей головой, опираться на свое идейное наследие, до сих пор плохо изученное и имеющее уникальные прозрения и наработки.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ТРУДОЛЮБИВЫХ
Если отойти от арабской парадигмы, то есть как минимум два сценария развития Болгарской исламской академии. Рассмотрим их. Первый сценарий — для упорных и трудолюбивых.
В чем проблема наших ретроградов? Они ужасно боятся пересмотра существующего положения вещей. Им невдомек, что то, что они привыкли считать исламом, суть более поздние, средневековые наслоения в нем. Для них ревизия и реформаторство — самые ругательные слова. В силу отсутствия критического мышления их сложно убедить в обратном, порой невозможно. Поэтому просто примем данный факт как данность, с которой надо считаться, в том числе и при создании Болгарской исламской академии. Первый сценарий исходит именно из этого.
Для того чтобы разобраться с учебными программами академии, мы должны начать с компетенций выпускников. Проще говоря: кого будет готовить академия? А это напрямую упирается в более фундаментальный вопрос: в чем предназначение современных религиозных организаций? В более приземленной форме вопрос звучит так: за что мулла получает зарплату? Многие по старинке полагают, что основная задача муллы — читать Коран и намаз, а также оказывать свадебные и похоронные услуги населению. И действительно, большинство мулл ничего другого нашему модернизированному обществу и не предлагают. Поэтому не надо удивляться, что во многих деревнях Татарстана, где нет гастарбайтеров, и на пятничную молитву мечети закрыты на амбарный замок, а по праздникам даже в "Кул Шарифе" телевизионщики вынуждены при входе сортировать людей, отправляя приезжих в нижний зал подальше от телекамер, чтобы на картинке было побольше татарских лиц. Так почему же татары не ходят к муллам в мечеть? Да потому, что они в большинстве своем живут уже в XXI веке, а наши муллы — все еще в веке XI или около того. И коль уж муллы ничего не дают современному человеку, кроме свадебных и похоронных обрядов, то он и переступает порог мечети ровно столько раз в жизни, сколько эти услуги ему окажутся утилитарно нужными.
Могут возразить, что академия будет готовить не мулл, а магистров и докторов. Но суть от этого не меняется. Академия будет готовить богословов, которые призваны обеспечить интеллектуальное сопровождение существующей системе. А она уже показала свою полную несостоятельность для современных татар, поэтому магистры и доктора что мертвому припарка. Проблема не в уровнях образования, а в сути современной ситуации в целом.
Какой же видится выход? Он очень простой. Надо вписывать религиозные организации не в воображаемую по средневековым каноническим книгам модель общества, а в реально сложившиеся социальные отношения и потребности людей. У некоторых это, кстати, прекрасно получается. Приведу два примера.
Первый — Ильдар-хазрат Баязитов и мечеть "Ярдэм". В ней усилиями хазрата и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа: помощь и реабилитация слабовидящих и слепых, инвалидов с другими диагнозами, сирот-инвалидов, а также алко- и наркозависимых. Эта работа вызывает огромный отклик в душах людей. Даже когда коллектив мечети работал в поселке Левченко, в мизерном здании, расположенном где-то на отшибе среди гаражей, "Ярдэм" уже тогда была центром притяжения. А сегодня, переехав в новое здание на улице Серова, "Ярдэм" по количеству гостей республики может смело конкурировать с "Кул Шарифом" и Аль-Марджани: настолько люди стремятся в эту мечеть и хотят соприкоснуться с тем добром, которое она несет миру.
Мне не раз доводилось быть свидетелем этого. Когда Ильдар-хазрат решился создать приют для сирот-инвалидов в Тюлячинском районе, мне посчастливилось в поддержку этого начинания организовать два телемарафона на канале "ТНВ" (еще раз отдельное спасибо Миляуше ханум Айтугановой) в праздник Жертвоприношения под девизом "Жертвовать — значит любить". Мы получили десятки тысяч СМС-пожертвований, люди самых разных профессий — ученые, писатели и актеры — приходили на помощь. Я был потрясен, насколько идеи Курбан-байрама, выраженные в правильной подаче, находят отклик у современных людей. Ильдар-хазрат в своей мечети нащупал абсолютно адекватную современности форму духовности.
Другой пример. Шамиль-хазрат Аляутдиновиз мечети на Поклонной горе в Москве. Этот имам с недавнего времени стал проводить тренинги личностного роста. Лично я мало нахожу в творчестве Шамиля-хазрата вдохновляющего для себя, но он собирает огромные залы. И люди не просто приходят на его тренинги, но и платят немалые деньги за участие в них.
Эти два примера, как мне представляется, обрисовывают главные контуры социального предназначения религиозных деятелей XXI века, так сказать, два его полюса. Один связан с потребностями образования и личностного роста, другой — с социальным служением. Но для того, чтобы переформатировать мечети из бюро ритуальных услуг в тренингово-образовательные и реабилитационные центры, потребуются недюжинная политическая воля и системный подход. Сами муллы перестраиваться не захотят, ведь тогда придется много пахать, а это далеко не то же самое, что есть беляши в обмен на молитвы. Академия могла бы стать частью этого большого процесса и готовить, как своего рода MBA, не звездочетов и чалмоносцев, а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат.
Между тем от такого поворота выиграют абсолютно все: и общество, и государство, и сами муллы. При этом здесь мы уходим от проблемы ревизии средневекового мракобесия, которая вызывает паническую атаку у дремучих ретроградов. Мы просто энергию наших религиозных деятелей перенаправляем от выковыривания джиннов из бутылок прошлого на социально-полезную деятельность. И волки сыты, и овцы целы.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ
Второй сценарий — для бесстрашных и отважных. Он, в отличие от первого варианта, не уклоняется от идеологических вопросов, не довольствуется купированием религиозных атавизмов, а идет в самую гущу богословия и разворачивает проект исламского реформаторства во всем своем величии и красоте. В определенном смысле такое понимание булгарского проекта реализовать проще: нам здесь нужно не изобретать велосипед, а просто толкать вагончик исламского богословия по тем рельсам, которые уже заложили в прошлом великие татарские богословы.
Данный подход, помимо прочего, лакмусовая бумажка на субъектность татар. Пропагандисты арабского мира внушают нашим студентам, уехавшим учиться за рубеж, и нашим легковерным религиозным деятелям, что арабы, дескать, и есть носители подлинной духовности, а татары — эдакие инвалиды в религии. Удивительно, но многие религиозные деятели ислама соглашаются на свою ущербность и потому, стоя сегодня на пороге академии, хотят пропустить арабов вперед, т. е. обменять свою субъектность на право быть эпигонами африканцев: египтян и марокканцев.
Реформаторский путь предполагает ровно противоположное. Он призывает нас быть не аутсайдерами исламского мира, а его локомотивом. Некоторым кажется странным идея лидерства России в контексте исламского мира. Но почему: ведь у нас уже был такой опыт.
До революции татары окормляли многих своих единоверцев в Средней Азии. Меня как единственного в России автора книги о жизнедеятельности имама Абу-Ханифы и переводчика его трактатов периодически приглашают в Казахстан, который с недавнего времени взял курс на развитие мазхаба великого имама. После лекции ко мне нередко подходят казахи и в моем лице выражают благодарность всему татарскому народу. "Татары, — говорят они, — всегда были нашими учителями". Поначалу я думал, что это просто восточная вежливость. Но когда в Шымкенте, подойдя к книжному шкафу в соборной мечети, увидел стопку учебников великого дореволюционного татарского богослова Ахмадхади Максуди, то понял, что их слова — не просто знак гостеприимства, а историческая традиция, о которой они до сих пор хранят добрую память. Признаюсь: в такие моменты особо гордишься своим народом.
Во времена Советского Союза на нас ориентировалась половина арабского мира, если не больше. И это было тоже идеологическое лидерство. Почему мы не можем его повторить? Сегодня арабы в тупике. "Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра", ДАИШ (запрещены в РФ) — их мир просто кишит религиозным экстремизмом и терроризмом. И нет никакого просвета. Но мы можем протянуть им руку помощи. Сами арабы этого ждут от нас. "Если татары не покажут миру, — говорит ученый с мировым именем Тауфик Ибрагим родом из Сирии, — каким должен быть ислам в XXI веке, то никто не покажет, потому что в России есть условия для того, чтобы освободиться от средневекового консерватизма". Поэтому сейчас в Болгарской исламской академии — и это не высокопарные слова! — без преувеличения решается судьба нашей страны на геополитической карте мира: либо мы сможем расширить свое влияние, либо оно скукожится, как шагреневая кожа, причем не просто до нуля, а до отрицательного значения, ибо наши ретрограды предлагают сдать Болгарскую крепость академии под прямой протекторат арабских консерваторов.
Консерваторы сегодня идут в атаку. На разных фронтах. Не дожидаясь начала учебного года в академии, на этой неделе муфтий РТ Камиль-хазрат Самигуллин обрушился с гневной критикой на идеи великого татарского богослова Мусы Бигиева. Он назвал его взгляды ересью и путем к анархии, его последователей — смутьянами, а самого Мусу-хазрата устами его оппонентов — неверующим и атеистом. Кто-то полагает, что такие оценки допустимы. Возможно. Кто-то ведь вообще считает, что игра в шахматы — это харам, а богатство даруется тем, кто надевает штаны не стоя, а сидя. Всякое бывает. Но единственно ли это возможная точка зрение на Мусу Бигиева? Отнюдь. Турецкий коллега Камиля-хазрата, министр по делам религии Турции Мехмет Гермез(в Турции муфтият организован как государственное министерство), занимает по отношению к нашему прославленному мыслителю совершенно противоположную точку зрения: он считает его своим учителем, защитил по его наследию диссертацию и посвящает ему свои книги. Вот он, культурный мост влияния между нашими странами. Так неужели окажется, что нет пророка в своем отечестве?
Представляю, когда Гермезприедет в академию в надежде увидеть здесь следы идейного присутствия самого прославленного в мире татарского богослова и своего кумира, ему выведут навстречу стройным шагом новоиспеченных магистров, которые в один голос скажут заморскому гостю: "Муса Бигиев — безбожник, а его взгляды — ересь". Вот уж он удивится.
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Итак, помимо консервативного болота есть как минимум еще два сценария развития академии. Первый предполагает в обход острых богословских проблем готовить кадры, которые смогут переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества. Второй предлагает готовить интеллектуалов, которые смогут разрубить гордиев узел мракобесного прошлого в исламе и явить миру образец подлинного ислама, каким он должен быть в наши дни.
Но у татар всегда должен быть и третий путь — серединный. Если уж так жалко наших ретроградов и не хочется малышей выгонять из песочницы, то так тому и быть: пусть играют в свое средневековье. Но зачем отдавать им все? Зачем ставить на кон всю академию и рисковать тотально? Можно отдать им одно крыло, а второе пусть займут исламские ученые, ориентированные на лучшие (читай: реформаторские) традиции татарского богословия. Здоровая конкуренция еще никому не вредила. Да и потом, всегда лучше ставить на две лошади, чем на одну. Или Болгарская академия, главный научно-образовательный центр мусульман России, — это не место для дискуссий?
Религия по своему потенциалу сравнима с ядерной энергией. Последние пару десятков лет убедили в этом всех нас: стоить окинуть взором только геополитическую карту мира с ее горячими точками — от экс-Югославии и Афганистана до Израиля с Палестиной и Сирии. В умелых и заботливых руках она способна обогревать миллионы и миллиарды людей, но в руках бестолковых недотеп (или "разводчиков" и злодеев) легко может обратиться в колоссальные разрушения.
В этом смысле Болгарская исламская академия — "мини-ядерная электростанция". И от того, кто будет нажимать там кнопки, зависит, получим ли мы свет и тепло или же новый Чернобыль с уничтоженной жизнью вокруг. Это я к тому, что дискуссия о будущем академии — это не вопрос чьих-то амбиций, аппаратных интриг или желаний. Ставки в данной игре предельно высоки и для республики, и для России в целом... *
Источник: БИЗНЕС Online
Ставший своего рода рупором ретроградов Рафик-абый Мухаметшин подробно описал то, какой Болгарскую исламскую академию видят мусульманские ретрограды-консерваторы Татарстана. Академия, мечтает он, должна стать партнером или филиалом университета Карауин. Африканцы приедут учить нас жизни, а до этого мы, как двоечники-школяры, спишем у них учебные программы. И это, к сожалению, не шутка, а почти буквальный пересказ его слов.
А ведь академия изначально мыслилась как цитадель идеологического суверенитета России в исламской сфере. Но, воздвигнув арабов на пьедестал своих идейных кумиров, вручив им концептуальные ключи от религиозного самосознания российских мусульман, об этих планах надо будет позабыть. Если видение ретроградов-консерваторов будет реализовано, то исламское поле нашей страны, хотим мы того или нет, отныне будет управляться извне. Не в смысле прямого дергания за организаторские ниточки (хотя и это не исключено), а через концепты, методологию и, конечно, личности авторитетов. Ничего хорошего, разумеется, это нам не сулит.
"Видимо, Батров один умный, — написал какой-то аноним к моему предыдущему посту, — а мы такие недалекие, что не знаем, что взять у арабов и турков, а что не брать". В самом деле, чай, не дураки там сидят, разберутся. Умный или дурак — все это оценочные суждения. Гораздо конструктивнее оперировать фактами.
Некоторые из них я уже приводил: это и пропаганда педофилии в работах современных татарстанских богословов, отучившихся по программам аль-Азхара, на которые теперь предлагается ориентироваться Болгарской академии, это и подрыв татарских традиций в проповедях шейха Саади, приглашенного в академию для преподавания, и многое другое. Но все это цветочки на поле вечных богословских споров. Однако есть вещи, которую несут прямую угрозу нашей стране и всему обществу.
Взять, к примеру, книгу египетского богослова Усамы ас-Саййида аль-Азхари"Явная истина", которую наши ретрограды-консерваторы перевели с арабского на русский язык и издали. Что интересно, книга преподносится как идейное оружие против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ"). Но когда начинаешь вчитываться в текст, то к своему удивлению обнаруживаешь там прямые призывы распространять ислам вооруженным путем с помощью военного насилия. Более того, это преподносится как некая доблесть (стр. 53–55). Спрашивается: зачем такие установки внедрять в сознание татарстанских мусульман, живущих в многоконфессиональной стране? Автору процитированного выше комментария замечу — мне легче поверить, что это делается по большой глупости, иначе возникает крайне неудобный вопрос: если это сделали не дураки, то как прикажете называть тех, кто распространяет подобные идеи осознанно?
Мне бы хотелось отдельно подчеркнуть: проблема не в арабах как таковых. Арабы в истории человеческой цивилизации — выдающаяся нация. И сейчас в их среде рождается немало интеллектуалов и глубоких мыслителей. Проблема в том, что наши ретрограды-консерваторы ориентируются на ту часть арабского общества, которая воплощает в себе самые худшие черты традиционализма: косность мышления, ксенофобию, иррационализм, миллитантизм, экслюзивизм и т. д. Поэтому равняться на них — значит делать шаг назад, в то время как Болгарская академия призвана стать точкой прорыва татар и в целом российских мусульман на исламской арене мира. Академия может аккумулировать в себе те интеллектуальные силы и сдетонировать такие тектонические процессы, которые, как в свое время джадидизм, выдвинут наш народ на авансцену исламского лидерства. И если действовать грамотно и не ограничивать свои амбиции, то это может стать истоком глубинной трансформации всего исламского мира, который сегодня прозябает на интеллектуальных задворках человечества. Но для этого надо не плестись в хвосте у арабов (читай: консерваторов), как предлагают Мухаметшин и Ко, а думать своей головой, опираться на свое идейное наследие, до сих пор плохо изученное и имеющее уникальные прозрения и наработки.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ТРУДОЛЮБИВЫХ
Если отойти от арабской парадигмы, то есть как минимум два сценария развития Болгарской исламской академии. Рассмотрим их. Первый сценарий — для упорных и трудолюбивых.
В чем проблема наших ретроградов? Они ужасно боятся пересмотра существующего положения вещей. Им невдомек, что то, что они привыкли считать исламом, суть более поздние, средневековые наслоения в нем. Для них ревизия и реформаторство — самые ругательные слова. В силу отсутствия критического мышления их сложно убедить в обратном, порой невозможно. Поэтому просто примем данный факт как данность, с которой надо считаться, в том числе и при создании Болгарской исламской академии. Первый сценарий исходит именно из этого.
Для того чтобы разобраться с учебными программами академии, мы должны начать с компетенций выпускников. Проще говоря: кого будет готовить академия? А это напрямую упирается в более фундаментальный вопрос: в чем предназначение современных религиозных организаций? В более приземленной форме вопрос звучит так: за что мулла получает зарплату? Многие по старинке полагают, что основная задача муллы — читать Коран и намаз, а также оказывать свадебные и похоронные услуги населению. И действительно, большинство мулл ничего другого нашему модернизированному обществу и не предлагают. Поэтому не надо удивляться, что во многих деревнях Татарстана, где нет гастарбайтеров, и на пятничную молитву мечети закрыты на амбарный замок, а по праздникам даже в "Кул Шарифе" телевизионщики вынуждены при входе сортировать людей, отправляя приезжих в нижний зал подальше от телекамер, чтобы на картинке было побольше татарских лиц. Так почему же татары не ходят к муллам в мечеть? Да потому, что они в большинстве своем живут уже в XXI веке, а наши муллы — все еще в веке XI или около того. И коль уж муллы ничего не дают современному человеку, кроме свадебных и похоронных обрядов, то он и переступает порог мечети ровно столько раз в жизни, сколько эти услуги ему окажутся утилитарно нужными.
Могут возразить, что академия будет готовить не мулл, а магистров и докторов. Но суть от этого не меняется. Академия будет готовить богословов, которые призваны обеспечить интеллектуальное сопровождение существующей системе. А она уже показала свою полную несостоятельность для современных татар, поэтому магистры и доктора что мертвому припарка. Проблема не в уровнях образования, а в сути современной ситуации в целом.
Какой же видится выход? Он очень простой. Надо вписывать религиозные организации не в воображаемую по средневековым каноническим книгам модель общества, а в реально сложившиеся социальные отношения и потребности людей. У некоторых это, кстати, прекрасно получается. Приведу два примера.
Первый — Ильдар-хазрат Баязитов и мечеть "Ярдэм". В ней усилиями хазрата и его команды помимо традиционного функционала мечети ведется колоссальная социальная работа: помощь и реабилитация слабовидящих и слепых, инвалидов с другими диагнозами, сирот-инвалидов, а также алко- и наркозависимых. Эта работа вызывает огромный отклик в душах людей. Даже когда коллектив мечети работал в поселке Левченко, в мизерном здании, расположенном где-то на отшибе среди гаражей, "Ярдэм" уже тогда была центром притяжения. А сегодня, переехав в новое здание на улице Серова, "Ярдэм" по количеству гостей республики может смело конкурировать с "Кул Шарифом" и Аль-Марджани: настолько люди стремятся в эту мечеть и хотят соприкоснуться с тем добром, которое она несет миру.
Мне не раз доводилось быть свидетелем этого. Когда Ильдар-хазрат решился создать приют для сирот-инвалидов в Тюлячинском районе, мне посчастливилось в поддержку этого начинания организовать два телемарафона на канале "ТНВ" (еще раз отдельное спасибо Миляуше ханум Айтугановой) в праздник Жертвоприношения под девизом "Жертвовать — значит любить". Мы получили десятки тысяч СМС-пожертвований, люди самых разных профессий — ученые, писатели и актеры — приходили на помощь. Я был потрясен, насколько идеи Курбан-байрама, выраженные в правильной подаче, находят отклик у современных людей. Ильдар-хазрат в своей мечети нащупал абсолютно адекватную современности форму духовности.
Другой пример. Шамиль-хазрат Аляутдиновиз мечети на Поклонной горе в Москве. Этот имам с недавнего времени стал проводить тренинги личностного роста. Лично я мало нахожу в творчестве Шамиля-хазрата вдохновляющего для себя, но он собирает огромные залы. И люди не просто приходят на его тренинги, но и платят немалые деньги за участие в них.
Эти два примера, как мне представляется, обрисовывают главные контуры социального предназначения религиозных деятелей XXI века, так сказать, два его полюса. Один связан с потребностями образования и личностного роста, другой — с социальным служением. Но для того, чтобы переформатировать мечети из бюро ритуальных услуг в тренингово-образовательные и реабилитационные центры, потребуются недюжинная политическая воля и системный подход. Сами муллы перестраиваться не захотят, ведь тогда придется много пахать, а это далеко не то же самое, что есть беляши в обмен на молитвы. Академия могла бы стать частью этого большого процесса и готовить, как своего рода MBA, не звездочетов и чалмоносцев, а специалистов, востребованных для религиозной сферы новой системы координат.
Между тем от такого поворота выиграют абсолютно все: и общество, и государство, и сами муллы. При этом здесь мы уходим от проблемы ревизии средневекового мракобесия, которая вызывает паническую атаку у дремучих ретроградов. Мы просто энергию наших религиозных деятелей перенаправляем от выковыривания джиннов из бутылок прошлого на социально-полезную деятельность. И волки сыты, и овцы целы.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ
Второй сценарий — для бесстрашных и отважных. Он, в отличие от первого варианта, не уклоняется от идеологических вопросов, не довольствуется купированием религиозных атавизмов, а идет в самую гущу богословия и разворачивает проект исламского реформаторства во всем своем величии и красоте. В определенном смысле такое понимание булгарского проекта реализовать проще: нам здесь нужно не изобретать велосипед, а просто толкать вагончик исламского богословия по тем рельсам, которые уже заложили в прошлом великие татарские богословы.
Данный подход, помимо прочего, лакмусовая бумажка на субъектность татар. Пропагандисты арабского мира внушают нашим студентам, уехавшим учиться за рубеж, и нашим легковерным религиозным деятелям, что арабы, дескать, и есть носители подлинной духовности, а татары — эдакие инвалиды в религии. Удивительно, но многие религиозные деятели ислама соглашаются на свою ущербность и потому, стоя сегодня на пороге академии, хотят пропустить арабов вперед, т. е. обменять свою субъектность на право быть эпигонами африканцев: египтян и марокканцев.
Реформаторский путь предполагает ровно противоположное. Он призывает нас быть не аутсайдерами исламского мира, а его локомотивом. Некоторым кажется странным идея лидерства России в контексте исламского мира. Но почему: ведь у нас уже был такой опыт.
До революции татары окормляли многих своих единоверцев в Средней Азии. Меня как единственного в России автора книги о жизнедеятельности имама Абу-Ханифы и переводчика его трактатов периодически приглашают в Казахстан, который с недавнего времени взял курс на развитие мазхаба великого имама. После лекции ко мне нередко подходят казахи и в моем лице выражают благодарность всему татарскому народу. "Татары, — говорят они, — всегда были нашими учителями". Поначалу я думал, что это просто восточная вежливость. Но когда в Шымкенте, подойдя к книжному шкафу в соборной мечети, увидел стопку учебников великого дореволюционного татарского богослова Ахмадхади Максуди, то понял, что их слова — не просто знак гостеприимства, а историческая традиция, о которой они до сих пор хранят добрую память. Признаюсь: в такие моменты особо гордишься своим народом.
Во времена Советского Союза на нас ориентировалась половина арабского мира, если не больше. И это было тоже идеологическое лидерство. Почему мы не можем его повторить? Сегодня арабы в тупике. "Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра", ДАИШ (запрещены в РФ) — их мир просто кишит религиозным экстремизмом и терроризмом. И нет никакого просвета. Но мы можем протянуть им руку помощи. Сами арабы этого ждут от нас. "Если татары не покажут миру, — говорит ученый с мировым именем Тауфик Ибрагим родом из Сирии, — каким должен быть ислам в XXI веке, то никто не покажет, потому что в России есть условия для того, чтобы освободиться от средневекового консерватизма". Поэтому сейчас в Болгарской исламской академии — и это не высокопарные слова! — без преувеличения решается судьба нашей страны на геополитической карте мира: либо мы сможем расширить свое влияние, либо оно скукожится, как шагреневая кожа, причем не просто до нуля, а до отрицательного значения, ибо наши ретрограды предлагают сдать Болгарскую крепость академии под прямой протекторат арабских консерваторов.
Консерваторы сегодня идут в атаку. На разных фронтах. Не дожидаясь начала учебного года в академии, на этой неделе муфтий РТ Камиль-хазрат Самигуллин обрушился с гневной критикой на идеи великого татарского богослова Мусы Бигиева. Он назвал его взгляды ересью и путем к анархии, его последователей — смутьянами, а самого Мусу-хазрата устами его оппонентов — неверующим и атеистом. Кто-то полагает, что такие оценки допустимы. Возможно. Кто-то ведь вообще считает, что игра в шахматы — это харам, а богатство даруется тем, кто надевает штаны не стоя, а сидя. Всякое бывает. Но единственно ли это возможная точка зрение на Мусу Бигиева? Отнюдь. Турецкий коллега Камиля-хазрата, министр по делам религии Турции Мехмет Гермез(в Турции муфтият организован как государственное министерство), занимает по отношению к нашему прославленному мыслителю совершенно противоположную точку зрения: он считает его своим учителем, защитил по его наследию диссертацию и посвящает ему свои книги. Вот он, культурный мост влияния между нашими странами. Так неужели окажется, что нет пророка в своем отечестве?
Представляю, когда Гермезприедет в академию в надежде увидеть здесь следы идейного присутствия самого прославленного в мире татарского богослова и своего кумира, ему выведут навстречу стройным шагом новоиспеченных магистров, которые в один голос скажут заморскому гостю: "Муса Бигиев — безбожник, а его взгляды — ересь". Вот уж он удивится.
ТРЕТИЙ ПУТЬ
Итак, помимо консервативного болота есть как минимум еще два сценария развития академии. Первый предполагает в обход острых богословских проблем готовить кадры, которые смогут переформатировать религиозное поле ислама в соответствии с социальными запросами современного общества. Второй предлагает готовить интеллектуалов, которые смогут разрубить гордиев узел мракобесного прошлого в исламе и явить миру образец подлинного ислама, каким он должен быть в наши дни.
Но у татар всегда должен быть и третий путь — серединный. Если уж так жалко наших ретроградов и не хочется малышей выгонять из песочницы, то так тому и быть: пусть играют в свое средневековье. Но зачем отдавать им все? Зачем ставить на кон всю академию и рисковать тотально? Можно отдать им одно крыло, а второе пусть займут исламские ученые, ориентированные на лучшие (читай: реформаторские) традиции татарского богословия. Здоровая конкуренция еще никому не вредила. Да и потом, всегда лучше ставить на две лошади, чем на одну. Или Болгарская академия, главный научно-образовательный центр мусульман России, — это не место для дискуссий?
Религия по своему потенциалу сравнима с ядерной энергией. Последние пару десятков лет убедили в этом всех нас: стоить окинуть взором только геополитическую карту мира с ее горячими точками — от экс-Югославии и Афганистана до Израиля с Палестиной и Сирии. В умелых и заботливых руках она способна обогревать миллионы и миллиарды людей, но в руках бестолковых недотеп (или "разводчиков" и злодеев) легко может обратиться в колоссальные разрушения.
В этом смысле Болгарская исламская академия — "мини-ядерная электростанция". И от того, кто будет нажимать там кнопки, зависит, получим ли мы свет и тепло или же новый Чернобыль с уничтоженной жизнью вокруг. Это я к тому, что дискуссия о будущем академии — это не вопрос чьих-то амбиций, аппаратных интриг или желаний. Ставки в данной игре предельно высоки и для республики, и для России в целом... *
*мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Источник: БИЗНЕС Online
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст).