В ходе заседания большое внимание было уделено самому понятию «фальсификация истории». По мнению многих выступавших, в отличие от определенной мировоззренческой позиции – другого мнения в историческом исследовании – фальсификация означает сознательное искажение или сокрытие исторических фактов или их интерпретации в определенных политических целях. Так, главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Г. Оганесян напомнил, что одной из классических форм фальсификации является ересь, которая переводится с греческого языка как «выбор». При этом он заметил, что как основатель ереси выбирает из целостного христианского учения только некоторые его положения, а другие отвергает, так и фальсификатор истории из всей совокупности известных ему фактов выбирает только часть из них.
В своем выступлении иеромонах Филипп обратил внимание на то, что искажение исторической правды рано или поздно вскрывается и наносит непоправимый ущерб общественным отношениям: «В человеческой истории действуют нравственные законы, нарушение которых приводит к таким же катастрофическим последствиям, как и нарушение законов физического мира». По его мнению, прошлое оказывает существенное влияние на настоящее и будущее: «Именно ориентируясь на оценки прошедших событий, мы выбираем ориентиры для построения новой общественной жизни».
Священник подчеркнул, что при выработке оценок трагической истории XX века необходимо делать различие между победой в Великой Отечественной войне и отношением к отдельным преступлениям советского режима. Он напомнил, что Церковь, несмотря на гонения на веру в Советском Союзе, с началом войны призвала своих чад на защиту Отечества: «В тот момент для православных верующих было ясно, что, если не будет сохранена независимость и единство нашей страны, то о духовном и общественном преображении можно будет забыть вовсе».
Заместитель председателя ОВЦС также предостерег в борьбе с героизацией нацистов и их пособников от уклонения в другую крайность – героизацию Сталина и исполнителей его репрессивной политики в отношении собственных граждан.
В заключение священник призвал к формированию таких исторических оценок XX века, которые бы поддерживали все доброе и осуждали все зло, что произошло в это время в различных странах мира, на основе объективного исследования фактов истории и судеб людей.