Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые были изучены произведения Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов в качестве культурно-семиотического пространства, в котором отражено и становление его индивидуально-творческой системы, и эпохальные представления о природе творчества и об организации художественного мира.
Также впервые построены модели культурно-семиотического пространства прозы Ф.М. Достоевского 40-50-х годов XIX века и найдены точки общей эволюции индивидуально-творческой системы писателя и русской литературы данного переходного периода, главными из которых стали формирование нарративной организации произведения и поиск новой онтологии творчества. Впервые в творчестве Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов изучены окказиональные жанровые формы «приключение / происшествие необыкновенное», «история одной женщины», «воспоминания мечтателя», «неизвестные мемуары», «записки неизвестного» и проанализированы экспериментальные для того времени нарративные приемы, отражающие становление повествовательных принципов событийности в русской прозе XIX века. Реконструировано мифоонтологическое пространство сочинений писателя, репрезентирующее особенности становления мира литературного произведения как художественного космоса, эксплицированы составляющие мифоонтологии творчества Ф.М. Достоевского и выявлен вектор изменения мифоонтологической концепции автора от 40-х к 50-м годам XIX века.
В рамках научно-исследовательской методологии литературоведения впервые для изучения историко-культурных и историко-литературных фактов использован метод графосемантического моделирования, который, в силу качественно-количественного характера, дает возможность достоверного исследования динамических семиотических процессов. С помощью статистических методов и моделирования впервые смоделировано состояние семиосферы 40-50-х годов XIX века.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные направления изменений в семиосфере русской прозы 1840-50-х годов связаны с переструктурированием смысловых категорий (полей) внутри актуальных для эпохи семиотических контекстов. В эстетико-словесном контексте: перераспределение централизующих функций в произведении между главным героем и повествующим субъектом; в личностно-семантическом: смещение акцентов с внешних проявлений на духовно-психологические и гендерные черты персонажа; в аксиологическом: утверждение возможности характеризовать факты с разных ценностных позиций; семиотизация отсутствия конструктивных черт героев и окружающей их реальности; в онтологическом: деактуализация временных параметров и семиотизация пространства художественной реальности; в деятельностном: изображение конструктивной человеческой деятельности в качестве демиургической.
2. В семиотической системе прозы Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов наиболее активными оказались культурно-семиотические категории (поля), которые обусловили основные направления изменений в семиосфере русской прозы этого периода («литературные приемы», «характеристики», «литературность», «организация произведений», «универсализация», «межличностно-коммуникативные отношения»), потому творчество писателя представляет собой один из реализовавшихся продуктивных вариантов развития русской литературы, обусловивших интеграцию ее в мировую культуру.
3. Ф.М. Достоевский в 1840-50-е годы экспериментировал с окказиональными жанрами («приключение / происшествие необыкновенное», «история одной женщины», «воспоминания мечтателя», «неизвестные мемуары», «записки неизвестного»), которые представляют собой формы, отражающие индивидуально-творческие искания писателя и варианты освоения культурой новых принципов художественной коммуникации.
4. Окказиональные жанровые формы в творчестве Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов предстают в качестве пространства формирования образа нарратора – нового субъекта повествования, являющегося олицетворением процесса рассказывания. Окказиональные жанры также предопределяют черты новой для эпохи событийности, которая предполагает появление в жизни героя кризисной ситуации, требующей от него кардинального переосмысления основ бытия и своего места в мире.
5. Мифоонтологическая концепция творчества, формирующаяся в произведениях Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов, организуется на основе космогонического архетипа, имплицитное влияние которого позволяет писателю литературный творческий процесс – как реальный, так и изображаемый в художественной действительности – соотносить с созданием космоса.
6. Мифоонтология творчества Ф.М. Достоевского в рамках художественного пространства предполагает взаимодействие мифоэстетической и мифофизиологической составляющих. Мифоэстетические компоненты задают ракурс изображения (ситуация подглядывания) и обусловливают присутствие бинарных оппозиций (демиург / трикстер; мужское / женское), динамика взаимодействия которых в текстах писателя определяет конструктивный или деструктивный вектор космогонических процессов. Мифофизиологический уровень формируется рядом ситуаций и состояний (соблазнение, свадьба, инцест, пьянство), призванных испытать способность героя к универсальной всевместимости творца, необходимой для воплощения полноценной космогонии.
7. Эволюция мифоонтологии творчества Ф.М. Достоевского от 40-х к 50-м годам XIX века связана с преодолением персонажами, приобщенными к художественной космогонии, своего творческого бессилия. Данное преодоление герои-творцы осуществляют в контексте деактуализации взаимоотрицания между персонажами – носителями противоположных космогонических тенденций. Художественная космогония с указанных позиций становится не процессом взаимоуничтожающей борьбы деструктивного и конструктивного начал, а диалогом разных вариантов творчества.
В целом, выдвигаемая нами гипотеза заключается в том, что творчество Ф.М. Достоевского 40-50-х годов XIX века является такой индивидуальной эстетической системой, которая способна репрезентировать основные культурно-исторические трансформации эпохи перемен. В свою очередь культурно-исторический период 40-50-х годов XIX века, повлекший за собой в русской литературе качественные эстетические перемены, повлиял на формирование Достоевского как писателя граничных тем, ситуаций и проклятых вопросов. Соответственно, произведения первых десятилетий его литературной деятельности дают представление о механизмах становления новых эстетических ориентиров времени, прежде всего, переорганизации нарративного пространства (появление художественно значимого собственно повествовательного плана и начало создания событийности классического типа) и утверждения новой онтологии творчества (взаимодействия мифооэстетических и мифофизиологических его составляющих).