1. Духовное воспитание, обеспечивающее становление собственно человеческого качества в человеке, является процессом создания условий (духовных, личностных, организационных, материальных) для развития духовной сферы человека. Процесс духовного воспитания затрагивает этическую, эстетическую, интеллектуальную и религиозную сферы жизни воспитуемого. Духовное воспитание осуществляется: созданием идеала значимого Другого в том или ином понимании (человека – в светской педагогике, Бога и человека – в конфессиональной педагогике); путем приобщения подрастающих поколений к абсолютным ценностям, которые могут быть описаны триадой Истина – Добро – Красота; приобщением человека к ценностям культуры; помощью воспитуемому в осознании непреходящей ценности его личности как духовного существа.
2. Теоретические представления о духовном воспитании – это представления о сущности и целях духовного воспитания, определяемые в зависимости от взаимной соотнесенности понятий человек, Бог и мир; о способах духовного воспитания; а также о том, какие средства и методы могут быть использованы для духовного воспитания. Анализ эволюции теории духовного воспитания основывается на применении историографического методологического подхода, реализация которого не разрушает целостности исследуемого явления, а также предполагает обнаружение логики субъектов, создававших теории духовного воспитания. Исследование генезиса теории духовного воспитания требует изучения истории изменения мировоззренческой основы в обществе и выстраивания отношений к объективно существующей Истине.
3. Эволюция теоретических представлений о духовном воспитании происходила в связи с изменением представлений о «духовном» как конституирующем свойстве воспитания. В русской культуре исторически «духовность» воспринимается как качество, имманентно присущее каждому человеку, и считается, что духовная жизнь шире религиозной. На Западе в раннем Средневековье понимание духовности было аналогичным. Позднее в западной культуре утратилось понимание того, что духовность имманентно присуща человеку. По отношению к человеку в настоящее время в западных языках (английский, немецкий, французский) употребляются такие понятия как «этика», «мораль» и тому подобное, а духовность оказывается связанной с внешней по отношению к человеку религиозностью или мистикой.
4. Анализ эволюции теории духовного воспитания позволяет выделить два основных подхода к теоретическому осмыслению духовного воспитания: нормативный подход, заключающийся в приобщении человека к заданным нормам и ценностям (причинно-следственные детерминанты, функционально-ролевые механизмы взаимодействия), и идеальный подход, актуализирующий культурные, ценностно-смысловые детерминанты самоопределения и самореализации индивида путем стремления к Идеалу (при этом реализуются межличностные механизмы взаимодействия, коммуникативные, эмоциональные, смысловые аспекты).
5. В историческом развитии теории духовного воспитания в Западной Европе можно выделить следующие парадигмы: дохристианская парадигма (в греческой традиции духовное воспитание рассматривалось как создание идеала, а в ветхозаветной культуре как требование выполнения совокупности норм); христианская парадигма (духовное воспитание идеально); парадигма модерна (духовное воспитание нормативно-идеально), преимущественное преобладание которой длилось приблизительно с 1450-х гг. по 1950-е гг., и которая присутствует в образовательном пространстве до настоящего времени в виде гуманистической парадигмы; постмодернистская парадигма (характеризуется отсутствием как норм, так и идеалов, декларирует необходимость каждому индивиду прокладывать собственный курс и путь во всех областях, в частности в области духовного становления), существование которой в образовательных учреждениях началось с 20-х гг. ХХ в. и присутствует по настоящее время.
6. Специфика теории духовного воспитания в Западной Европе заключалась в том, что, начиная с эпохи Возрождения, акцент делался на земных, а не Божественных ценностей, что обусловливало их субъективацию и относительность. Теории духовного воспитания стали нормативными, существовали некоторые общественные нормы, которым нужно было следовать. Духовное связывалось преимущественно с религиозным, а духовное воспитание стало внешним для человека, сводилось к моральному воспитанию и строилось на вере в рациональное знание. Получившее распространение в западной педагогике второй половины ХХ века гуманистическое направление сделало акцент на самоценности человеческой личности, а в воспитательном плане на возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации воспитанника. Широко представленное на Западе постмодернистское педагогическое направление хотя и отвергает существование каких бы то ни было ценностей, однако, также, как и гуманистическое, ориентирует воспитательный процесс на отыскание воспитуемым собственного «пути и курса», на самоинтерпретацию и на самореализацию.
7. Специфика теории духовного воспитания в дореволюционной России заключалась в следующем: в теоретических работах духовное понималось как связанное с Богом и Православной Церковью; подчеркивалось, что процесс духовного воспитания в значительной своей части осуществляется в семье; что нужно воспитывать внутреннего путеводителя человека. Теоретически община являлась органичной воспитательной средой, передававшей человеку свои идеалы. Главной характеристикой основных отечественных теорий духовного воспитания была их другодоминантность, то есть ориентация воспитательного процесса на понимание воспитуемым важности служения Другому (Богу и человеку).
8. Современные теоретические представления о феномене духовного воспитания, связанные с отечественными педагогическими традициями, характеризуются: во-первых, наличием преемственности теоретических представлений о духовном воспитании, как в историческом, так и в общенаучном контексте; утверждением целесообразности развития нормативно-идеального способа духовного воспитания; постулированием необходимости целенаправленных усилий общества и государства по созданию условий для духовного развития личностей его граждан в сочетании с развитием ценностно-смысловых представлений человека о его самореализации в мире. Преемственность теоретических представлений заключается в другодоминантности теорий духовного воспитания указанного направления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы открывают возможности для дальнейших теоретико-методологических исследований истории теорий духовного воспитания фундаментального и прикладного характера в области общей педагогики, истории педагогики и смежных с ними отраслей знания.
Материалы исследования используются при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и семинаров, программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Учебники, учебные пособия, монографии, учебные программы, методические материалы, подготовленные соискателем по материалам диссертации, применяются как родителями, так и учителями и воспитателями общеобразовательных учебных заведений и воскресных школ.