Оба этих шедевра были созданы в XII веке для древнейшего православного российского храма — Софийского кафедрального собора Новгородского кремля.
Создание иконы «Знамение», которая в настоящий момент находится в Софийском соборе, ранее связывалось с посадниками Мирошкой и Якуном, семьей князя Мстислава Ростиславовича.
Согласно вкладным записям, потир, ныне хранящийся в Новгородском госмузее-заповеднике, был заказан для того же храма некими Петром и его женой Марьей.
По византийским традиции, бытовавшим и в Древней Руси, столь значимые для церковной общины вклады как потир в XII веке мог делать лишь князь или лицо, по своему общественному положению близкое к княжескому.
Анализируя сами шедевры, а также тексты берестяных грамот с Троицкого раскопа и другие источники, сотрудник Новгородской археологической экспедиции, доктор филологических наук Алексей Гиппиус предположил, что икона и кратир могли быть созданы по заказу боярина с Прусской улицы Петра Михалковича, а также его жены Марьи.
«Именно эта фигура чрезвычайно интересного деятеля новгородской истории XII века вырисовывается из всей совокупности фактов», — сказал Гиппиус.
«Петр Михалкович, с которым мы отождествляем Петра Петрака, о котором упоминается в Троицких берестяных грамотах, был княжеским тестем, в 1156 году он выдал дочь Анастасию за князя Мстислава Юрьевича», — пояснил ученый.
В связи с этим княжеским браком и могло быть связано создание для Софийского собора иконы «Знамение», считает Гиппиус.
То же историческое лицо могло стать и заказчиком кратира Косты-Константина.