Книги Интернета: Андрей Первозванный
События
Следующие рассказы об апостоле Андрее относятся уже ко II веку и имеют ярко выраженный легендарный характер.
Это восходящее к предшественникам Оригена краткое упоминание о проповеди апостола неким скифам, а также датирующиеся тем же временем апокрифические «Деяния Андрея», которые были написаны, по согласному мнению исследователей, сирийским или египетским автором.
Последний даже не бывал никогда в Патрах Ахейских, где он помещает смерть апостола, – весь сюжет его произведения представляет собой вымышленную рамку для проповеди раннехристианского энкратизма (радикального учения о воздержании).
Но и от этих «Деяний» до нас дошла только заключительная часть, да и то не очевидно, что в оригинальном виде, остальной же их сюжет известен лишь из позднейших переработок.
Впрочем, возникшая в начале IX века новая житийная традиция Первозванного апостола почти полностью отказалась от материала апокрифических «Деяний», сконструировав вместо этого собственную, но столь же далёкую и от реальности, и от правдоподобия картину.
Однако и эта картина за очень небольшое время претерпела сильную трансформацию по мере её переработки последующими авторами – особенно в Грузии и на Руси.
Андрей Виноградов - Александр Грищенко - Андрей Первозванный - Опыт небиографического жизнеописания
М.: Молодая гвардия, 2013. — 406[10] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1441)
ISBN 978-5-235-03668-0
Андрей Виноградов - Александр Грищенко - Андрей Первозванный - Опыт небиографического жизнеописания - Содержание
ПРОЛОГ
1. Андреева ночь
2. «Мы нашли Мессию»
3. Мать всех ересей
4. «С причала рыбачил апостол Андрей...»
Часть первая. ПАЛЕСТИНА
1. Загадки первого призвания
2. Толкования отцов
3. Соперник Иуды
4. Откровение на Елеонской горе
5. О чём недоговаривают апокрифы?
Часть вторая. ОБРАЩЕНИЕ ЛЮДОЕДОВ
1. Чудесный кормчий
2. Евангелие от Андрея
3. «Аминь, аллилуйя!»
4. Посрамлённые кумиры
5. Над кровавым жёлобом
6. Крещение потопом
Часть третья. ПО МАЛОЙ АЗИИ
1. Апостольский жребий
2. Три путешествия Андрея
3. Никея
4. Вдоль южного берега Понта
5. Синопские чудеса
Часть четвёртая. НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ
1. От Трапезунта до Севастополя Великого
2. Зихия и Боспор, или В лабиринте имён
3. Снова в Грузию
4. Вглубь гор Кавказских
5. И снова на Боспор
Часть пятая. ВИЗАНТИЙ И ОКРЕСТНОСТИ
1. «Велегласный орёл евангельской проповеди»
2. Епископ Второго Рима
3. В Городе варваров
4. Апостолы из ларца
5. Андрей и Филимон
Часть шестая. ЧЕРЕЗ СКИФИЮ НА РУСЬ
1. Сны о Херсонесе
2. Андрей и Павел
3. Вверх по Днепру
4. Новгородские бани и остров Валаам
5. Возвращение через Рим
Часть седьмая. В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ НА ЗАПАД
1. Самый пламенный из апостолов
2. Андрей и Варфоломей
3. Чертоги Небесного дворца
4. Инцест и пожар в Филиппах
5. Неистовый проконсул и поверженный змей
Часть восьмая. ПАТРЫ АХЕЙСКИЕ
1. Уверение Лесбия и милосердие Трофимы
2. Коринф и возвращение в Патры
3. Повивания и прорицания
4. В спальне проконсула Эгеата
5. Во тьме заключения
6. На кресте
Часть девятая. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
1. Миссия святого Артемия
2. Из Патр
3. В храм Апостолов
ЭПИЛОГ
Основные даты жизни и последующего прославления апостола Андрея
Справочный аппарат и библиография
Андрей Виноградов - Александр Грищенко - Андрей Первозванный - Опыт небиографического жизнеописания - От авторов
Очень много мы знаем об Андрее Первозванном потому, что мало кому из апостолов с самой древности посвящалось такое количество литературных произведений. Помимо уже упомянутых «Деяний Андрея», это и его «малые деяния» – совместно с другими апостолами: Петром, Павлом, Варфоломеем, Матфием, Филимоном… Это и разнообразные агиографические сочинения или, точнее, даже их отдельные жанры: жития, мученичества, послания, ипомнимы, синаксари, чудеса. Тексты об апостоле Андрее переводились в древности почти на все языки христианской ойкумены: эфиопский и коптский, арабский и сирийский, арамейский и славянский, грузинский и армянский, латинский и древнеанглийский. Для древнеанглийской литературы, например, «Andreas» (переработанные «Деяния Андрея и Матфия») – это второй по древности текст после «Беовульфа». А какую огромную литературу породил краткий рассказ о Первозванном ученике Христа в «Повести временных лет»! А огромный иконографический материал!
Именно по этой причине при написании книги об апостоле Андрее для серии «Жизнь замечательных людей» мы столкнулись с неразрешимой проблемой. Для создания хоть сколь‑либо историчной – даже не исторической! – реконструкции его биографии абсолютно недостаточно данных: по сути, все они обрываются на палестинской части его жизни. Гармонизировать между собой заведомо недостоверные версии жизнеописания апостола, создавая из них беллетризованную биографию, также не только бессмысленно, но и опасно – в этом читатель убедится и сам, причём очень скоро, во второй части нашей книги. Из этого тупика мы смогли найти только один выход – попытку показать читателю, как создавалось и изучалось предание об Андрее Первозванном, начиная с первых веков христианства и кончая нашими днями.
Ведь «биография» апостола Андрея – это прежде всего история его почитания, происходившего в совершенно разных кругах: раннехристианских энкратитов и политиков IV века, константинопольских патриархов и малоазийских монахов, византийских интеллектуалов и южноиталийских мореплавателей, грузинских агиографов и русских миссионеров. Мы стремились показать, как рождались, переписывались, видоизменялись и передавались сказания об апостоле, пытаясь быть одновременно агиографами, исследователями и писателями. Впрочем, добавили мы к древним и один новый апокриф – внимательный читатель без труда отыщет его.
Именно поэтому все современные персонажи в книге являются вымышленными, а возможные совпадения в именах и событиях – случайными. Напротив, все действующие лица предыдущих эпох по возможности историчны, а приводимые в книге тексты, непосредственно повествующие об апостоле Андрее, – подлинны (сведения о них приведены в справочном аппарате отдельно к каждой главе). Мы старались сохранять в меру сил стилистику древних текстов, ища для них соответствующие регистры русского языка, так что не следует удивляться «полифоничности» нашего повествования.