Дискуссия о преподавании религиозной культуры в школе вышла на новый виток
События

Так, епископ, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), член Экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Константин Бендас и заместитель председателя Центрального управления мусульман России, муфтий Харис-хазрат Саубянов завили о своем несогласии с моделью, предложенной Русской Православной Церковью (РПЦ). Позицию РПЦ по этому вопросу озвучил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, которого Святейший Патриарх Кирилл назначил недавно руководителем Редакционной комиссии по составлению нового учебника «Основы православной культуры».

В начале пресс-конференции о.Андрей изложил принципиальные положения, от которых будут отталкиваться авторы курса. Итак, предмет «Основы религиозной культуры» станет «обязательным курсом по выбору» — эта формулировка только на первый взгляд кажется  оксюмороном. Она означает, что урок будет обязательным для всех, «в сетке часов», но родители каждого четвероклассника смогут выбрать, основы какой из четырех «традиционных» для России религий или светскую этику их ребенок будет изучать.

О.Андрей сделал акцент на том, что предмет будет светским, и светскость его подтверждается тем, что авторы учебного курса по «Основам православной культуры» (ОПК) не ставят своей целью «вербовку новых прихожан», стремятся не допустить «религиозную пропаганду» на этих уроках. Для этого со стороны учителя исключается  конфессиональная идентификация, т.е. преподаватель не может говорить «мы, христиане» или «мы, православные», но обязан говорить о верующих в третьем лице («с точки зрения христиан…»). Кроме того, учитель не может призывать к совершению религиозных обрядов, побуждать к согласию с «конфессиональным материалом», т.к. курс носит культурологический характер. Выступавший подчеркнул также, что в пользу конфессиональной нейтральности курса ОПК говорит и решение о финансировании всех работ по подготовке и преподаванию этого предмета не религиозными организациями, а государством, а также контроль проекта со стороны Министерства образования.

«Это будет не ярмарка конфессионального тщеславия, не презентация религиозных организаций, а их культурная проекция», — сказал профессор МДА. По его словам, правовое равенство религиозных организаций в нашей стране отнюдь не означает «культурного равенства». Таким образом, приоритетными в школьном курсе станут те религиозные организации, чей «культурный след» в истории России и человечества перевешивает все остальные.

Вместе с тем, о.Андрей подчеркнул, что «права других конфессий не будут ущемляться». Так, содержание большей части учебного материала по ОПК  будет таким, чтобы «и христиане других конфессий могли узнать себя». «Не думаю, что для детей из протестантских семей, живущих в России, будет неприемлемым узнать, скажем, о символике рублевской «Троицы», — привел он пример. Кроме того, в новом курсе будет важное ограничение: не допускаются никакая критика любой «живой религии» в Российской Федерации. «Никакого превознесения одной религии над другой я в этом учебнике не предполагаю. Слово "еретик" будет табуировано в этом учебнике», — подчеркнул о.Андрей. Главная задача авторов — сделать учебник  «нетравмоопасным»: «Надо сделать так, чтобы, если уж дети захотят использовать эти учебники для выяснения отношений между собой, то для битья друг друга по голове использовали бы сами эти учебники, но не цитаты из них». Упоминания о других религиях должны быть максимально тактичными. Например, в учебнике допустима только такая тональность: «Мусульмане, как и христиане, также считают…», «не только христиане, но и буддисты, по этому вопросу говорят так-то и так-то…».

Что касается сроков эксперимента, то очевидно, что в последней четверти  следующего учебного года, т.е. в апреле 2010 г., он начнется еще без нового учебника. По словам о.Андрея, учебник (а это целый комплекс изданий: собственно учебник, пособие для родителей, пособие для учителя, хрестоматия) может быть готов к ноябрю 2010 г., однако изданию необходима «обкатка» в течение двух лет. За учебником по светской этике дело не станет – «это будет любимое детище Министерства образования», полагает о.Андрей.

Таким образом, учителям из 18 регионов придется в первые годы опираться на собственные наработки, на уже имеющиеся учебники, отметил руководитель редкомиссии. Однако он добавил, что «ни один из действующих учебников по ОПК не будет положен в основу новой программы», и не только из-за несовпадения возрастной адресованности, но, главным образом, из-за несоответствующего содержания. «Мы пытались предложить школе кота в мешке», — так охарактеризовал о.Андрей педагогические «эксперименты» последних лет в сфере ОПК. Редколлегия, назначенная Святейшим Патриархом Кириллом, намерена пойти другим путем: концепция и текст учебника будут широко обсуждаться, результат будет «предъявлен общественности», а  представители других конфессий и религиозных организаций приглашаются в качестве рецензентов и «цензоров». О.Андрей выразил надежду, что «разные рабочие группы разных религий» смогут взаимодействовать в процессе создания новой программы по духовно-нравственной культуре.

Далее выступил представитель Совета муфтиев в России, который не проявил особой готовности сотрудничать с редкомиссией в заданном о.Андреем направлении. Харис Саубянов обратил внимание на то, что вариант с разделением школьного класса на четыре конфессиональные группы не является единственным в предложениях Президента РФ. Помимо изучения светской этики, возможен и другой вариант – для тех, кто, как сказал Дмитрий Медведев, захочет изучать «все многообразие российской религиозной жизни». Для таких учеников, отметил Президент, «может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны». Очевидно, что этот вариант предпочтителен для мусульман, считает муфтий. Он выразил обеспокоенность, что «один-два ребенка из мусульманских семей» в каждом классе вряд ли получат реальную возможность изучать основы своей религиозной культуры, учитывая превалирование в школах «этнических православных». Представитель уммы обеспокоен также проблемой кадров преподавателей «Основ религиозной культуры»: несмотря на процесс возрождения исламского образования, у мусульман пока значительно меньше возможностей для подготовки квалифицированных школьных педагогов по этому предмету, чем у РПЦ.

Кроме того, Х.Саубянов считает более подходящим для преподавания курса «Основы религиозной культуры» старший школьный возраст – 8-10 классы: он предложил разбить этот двухлетний курс на полугодия, в каждом из которых изучать последовательно православие, ислам, иудаизм и буддизм. О.Андрей, в свою очередь, не обсуждал выбранный для эксперимента возраст (последняя четверть 4 – первая четверть 5 класса, пограничье между начальной и средней школой), но прямо исходил из него, обосновывая невозможность введения «Истории религий»: «Зачем в 4 классе знать все? У четвероклассника еще нет ощущения истории, нет истории Древнего мира. Можно было бы говорить об истории религий в 10 классе, но это уже другая песня. Если она будет».

Представитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), член Экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, епископ Константин Бендас, оставив дипломатию, заявил, что «данный эксперимент в ближайшее время полностью провалится». По его мнению, Президент РФ, приняв решение об эксперименте, «был введен в заблуждение». Однако прежде, чем ситуация «дойдет до абсурда», будут истрачены огромные бюджетные средства, «искалечены души детей», спрогнозировал К.Бендас. Он не сомневается, что вариант с разделением детей из одного класса на конфессиональные группы «однозначно приведет к обострению межрелигиозной ситуации в России, которая и так прихрамывает». Кроме того, в России, где чиновничество привыкло к «генеральной линии», реальное воплощение этого замысла обернется дискриминацией малочисленных конфессий, которые по закону равны «традиционным». Трудно представить, как можно найти пять учителей в каждой школе для нового предмета, но, даже если это и произойдет, то дети из протестантских семей – что выбрать им? Для таких детей очевидна опасность приобретения в школе «комплекса человека "второго сорта"», обеспокоен епископ.

К.Бендас также выразил недоумение по поводу того, что общественная дискуссия о преподавании религиозной культуры, которая велась на разных уровнях в течение последних нескольких лет, была в одночасье «похоронена» внезапным решением об эксперименте. «Это было сделано спонтанно, без подготовки, без общественного обсуждения… Вещи, которые не вызывают опасения и рисков, не делаются тайно», — сказал он. Представитель РОСХВЕ подчеркнул, что считает наилучшим введение в школе «общего для всех предмета "Основы религий России"», в котором, несомненно, большая часть будет отведена православию. Такой курс, в отличие от предложенного в эксперименте, окажет позитивное влияние на атмосферу в классе, поможет школьникам лучше узнать «свою» и «чужую» религию. Положительный опыт создания такого учебника уже имеется, отметил епископ. 

Протодиакон Андрей Кураев, отвечая К.Бендасу, еще раз повторил, что в новом курсе ОПК не будет ничего такого, что было бы недопустимым для евангельских христиан. «Что есть такого позитивного в сердцевине протестантской веры, чего нет в православии?» — вопросил о.Андрей. Он убежден: если «вычесть» из учения евангельских христиан критику в отношении православных, то останется «то, что и так есть у православия». Не продолжая далее богословской дискуссии, о.Андрей опять предложил протестантам сотрудничество, упомянув о том, что в православной педагогике налицо дефицит методик, обращенных к маленьким детям. «Помогите, подскажите, что можно взять из вашей сокровищницы. И в американской христианской педагогике много интересных рассказов. Заменим имя Джонни на Ванечку и включим в нашу хрестоматию», — сказал о.Андрей.

На пресс-конференции ее участники так и не пришли к общему мнению. В заключение о. Андрей  сообщил, что, по договоренности с Министерством образования, решено аттестовывать школьников по новому предмету без указания конфессии. В документе о среднем образовании, видимо, появится графа «Духовно-нравственное воспитание».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9