На повестку дня были вынесены два вопроса: взаимодействие Министерства информации Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по реализации Соглашения о сотрудничестве и правовое регулирование размещения информации в Интернете в целях защиты прав граждан.
«Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания, — сказал митрополит Минский и Слуцкий Филарет, открывая заседание. — Ныне перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые предоставляют средства массовой информации». «Ведь журналистика может быть и миссионерским, христианским служением», — заявил владыка. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны донести до людей правду о духовном мире, о вере, о Творце. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике.
Сегодня необходимо более активное присутствие Церкви в информационном пространстве. «Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ. У нас должны быть собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию», — продолжил митрополит.
По словам Патриаршего экзарха, сегодня все чаще звучат голоса о необходимости выработки общецерковной концепции информационного служения. В связи с этим необходимо шире использовать новые технологии — цифровое телевидение и радио, Интернет, активно развивать сотрудничество между епархиальными и приходскими изданиями, православными радио- и телепрограммами. Это должно делаться с целью роста их профессионального мастерства, объединения информационного потенциала православной журналистики.
«Православные и светские журналисты могут многому научиться друг у друга, — подчеркнул архиерей. — Если светские журналисты учат нас профессиональным стандартам, то мы можем внести свой вклад в формирование правильных подходов светской журналистики к религиозным вопросам. Журналист, например, должен знать, как правильно обратиться к представителю Церкви, чем отличается кадило от паникадила. Ведь современная журналистика уже не только информирует и развлекает, но также просвещает и воспитывает, а значит, она должна быть способна свидетельствовать внешнему миру и о евангельских ценностях».
Как отметил митрополит, «в некоторых СМИ образ Церкви подчас создается людьми, далекими от Православия. Вследствие этого в общественном сознании формируется упрощенный вариант "православности", без борьбы со своими страстями, без исповедания веры и без жизни по вере». «Поэтому задача журналистики — не допустить утверждения в массовом сознании лубочно-музейного представления о Православии», — сказал владыка.
Может ли и должна ли быть журналистика конфессионально нейтральной? По словам митрополита, журналистики не бывает без журналистов, а каждый журналист — это, прежде всего, человек со своими взглядами и убеждениями, в том числе и религиозными.
«Есть мнение, что журналисту нельзя быть верующим, так как он будет необъективен. Мне кажется, что это не совсем так. Верующий журналист лучше может понять верующего человека и те события, которые происходят в церковной жизни», — сказал архиерей и выразил убеждение, что «журналистика должна иметь этическое измерение. А Церковь, насколько это возможно, должна быть открытой журналистскому сообществу. Нельзя, чтобы по телевизору и в газетах появлялись только несколько одних и тех же фигур. У нас сегодня много епископов, священников и мирян, которым есть что сказать обществу».
Церковь не закрыта миру. Должно быть взаимное движение. Для церковнослужителей общение с журналистами должно стать не просто данью моде, а частью христианского служения. В то же время медиа-сообществу необходимо проникнуться осознанием подлинной роли Церкви в духовном возрождении личности и общества, заключил митрополит и еще раз напомнил о социальной и духовной ответственности СМИ.