IV просветительская конференция «Христианство и культура» прошла в Санкт-Петербурге под эгидой журнала «Вода живая»
События

Открыл конференцию доклад «Христианские и секулярные основания современной культуры: противостояние или взаимодействие» протоиерея Евгения Горячева, настоятеля храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая в Шлиссельбурге. Он проследил историю возникновения христианской культуры, ее упадок в эпоху Возрождения, приведший к последующему расцерковлению европейской культуры и цивилизации.

Преподаватель РГПУ имени А.И.Герцена кандидат филологических наук Юлия Балакшина рассмотрела процесс секуляризации отечественной культуры в докладе «Возвращение «блудного сына»? Церковь и культура на рубеже XIX–XX веков. По материалам трудов праведного Иоанна Кронштадтского и петербургского духовенства». В качестве примеров церковно-культурного взаимодействия она привела высказывания святого кронштадтского пастыря, а также опыт знаменитого «Кружка тридцати двух», в который входили передовые образованные петербургские священнослужители.

«Религиозные поиски в русской литературе Серебряного века» - так озаглавила свой доклад доцент Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета кандидат филологических наук Ирина Багратион-Мухранели. Она подробно разобрала стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре», в котором немало реминисценций из православной литургической практики, хотя поэт, как считает автор доклада, не был религиозен и в его отношении ко Христу много спорного. Докладчица обратилась также к творчеству Сергея Есенина. Использование христианских архетипов, по мысли автора, и сделало его поистине народным поэтом.

«Так получилось, что три доклада, первыми прозвучавшие на конференции, связаны с Серебряным веком. Тому есть ряд причин. Во-первых, конференция посвящена 100-летию блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, а отец Иоанн жил именно в эту эпоху - конца XIX - начала XX веков. Во-вторых, эта тема логически оправдана под сенью нашего прихода: за окнами - построенный именно в это время храм Феодоровской иконы Божией Матери. Его история, вначале пышная, даже помпезная, а потом, в богоборческую эпоху, трагическая, даже позорная - иллюстрация конфликта между Церковью и культурой, который не разрешен по сей день. Мы вглядываемся в события, которые происходили сто лет назад, как в зеркало сегодняшнего дня», - отметил настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин.

Конференция продолжилась дискуссией «Православие: бегство от культуры?», которую вел клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов. Участниками обсуждения стали протоиерей Евгений Горячев, настоятель храма Успения Божией Матери в Кондопоге протоиерей Лев Большаков, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института Ирина Языкова, кандидат физико-математических наук, заведующая учебной частью Свято-Иоанновских богословских епархиальных курсов Мария Кульбицкая.

В обсуждении также приняли участие главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при АППО протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери иерей Димитрий Сизоненко, а также прихожане петербургских храмов.

Выступающие сошлись во мнении, что противопоставления Церкви и культуры, которое, увы, имеет место в реальности, быть не должно. Завершая обсуждение, иерей Димитрий Симонов сказал: «Культура ведет к Богу, если она истинная. В творчестве человека надо научиться видеть присутствие Божие».


Другие публикации на портале:

Еще 9