В МГУ открылась конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие»
События

Открывая конференцию, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, автор книги «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», митрополит Волоколамский Иларион выразил сострадание сирийскому народу, втянутому в продолжительный военный конфликт, из-за которого гибнут сотни людей, тысячи вынуждены покинуть свои дома, разрушаются храмы, гибнет экономика страны. «Русская Православная Церковь молится о мире на сирийской земле, и наша особая молитва о сирийских христианах, которые подвергаются жесточайшим гонениям со стороны радикальных ваххабитов. Само существование христианства на этой земле, где оно развивалось два тысячелетия, поставлено под угрозу»,- отметил владыка. Он также выразил сопереживание Антиохийской Православной Церкви и Сирийской Ортодоксальной Церкви в связи с похищением двух их иерархов, о судьбе которых ничего не известно до сих пор. Владыка также заверил сирийских гостей, что правительство России и Русская Православная Церковь будут делать все возможное, чтобы прекратить кровопролитие в Сирии и склонить конфликтующие стороны к мирным переговорам.

Перейдя к основному докладу, митрополит Волоколамский Иларион отметил, что возможность начать исследования богословского наследия Исаака Сирина в России появилась только после падения безбожного режима. Однако первые оригинальные работы по сирологии в советское время принадлежат философу Сергею Аверинцеву и историку Нине Пигулевской. «На Западе сирология была выделена в отдельную отрасль богословской науки только в ХХ веке, - подчеркнул докладчик, - и один из современных специалистов — профессор Оксфордского университета Себастьян Брок».

Докладчик напомнил, что есть только два сирийских источника о биографии Исаака Сирина, один из которых - «Книга Целомудрие» историка IX века Ишодены, епископа города Басра, а также анонимный западно-сирийский источник, время и место написания которого неизвестно. Из них следует, что Исаак Сирин стал епископом не позднее 680 года, составил пять томов богословских трудов и отрекся от епископства, когда «увидел, что его епископское служение не соответствует отшельнической жизни». В старости он ослеп, жил в монастыре, и его изречения записывали уже его ученики. Точные даты рождения и смерти святого неизвестны. В настоящее время научной общественности доступны 3 тома богословских трудов Исаака Сирина, но в целом его наследие намного обширней и ждет своих исследователей, заключил владыка.

Себастьян Брок (Оксфорд) остановился на теме размышлений святого Исаака о псалмодии (чтение псалмов) и молитве. Чтение псалмов при вечерних и утренних богослужениях во времена святого было очень популярно. По словам Брока греческий перевод сирийского оригинала этих размышлений очень небрежен и содержит даже фактические ошибки. «В частности, в беседе 65, часть 1 Исаак утверждает: "псалмодия является корнем монашеского образа жизни". Так вот, в сирийском оригинале Исаак замечает, что «даже когда стихи (псалмы) читаются отвлеченно, они более полезны, чем работа тела». Тут имеется в виду, что труд повторения слов более ценен, чем другие виды телесного труда. А греческий перевод звучит так: «действия тела более полезны, чем отвлеченное чтение псалмов». Поэтому важно понимать, что Исаак говорил на самом деле»,- подчеркнул ученый.

В беседах святого Исаака Сирина содержится много советов, как правильно читать псалмы. В частности, он говорил: «Если вы хотите получить удовольствие от чтения псалмов, откажитесь от идеи большого количества псалмов и не вспоминайте об их числе. Вместо этого произносите стихи как вы произносите молитву, отказавшись от обычной манеры чтения стихов. Душа должна быть тронута содержанием в них огромного озарения и дивиться этому провидению»,- процитировал докладчик слова святого. Исаак Сирин также рассуждал о трудностях, которые подстерегают молящегося, наставлял, как справиться с нетерпением и усталостью.

Псалмодия и молитва — это не два отдельных элемента монашеской жизни, говорил святой. Псалмодию нельзя воспринимать как существующую отдельно от молитвы. И то, и другое имеют общую высшую цель и предназначение, а именно - приближать нас к Богу. И, соответственно, их надо рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняющие. Молитва должна освящать псалмодию, а та, в свою очередь, должна освящать глубокую молитву и служить ей трамплином.

В первый день на конференции также выступили М. Пирар (Университет Лувена), С. Кьяла (Община Бозе), С. Жанерас (Университет Каталонии) и другие.

Конференция продлится два дня. Она организована Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. св. Кирилла и Мефодия при поддержке философского факультета МГУ и благотворительного фонда «Мета».

Церковный вестник


Другие публикации на портале:

Еще 9