Конференция открылась приветствием митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, в котором Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви указал на важность размышления о месте и служении женщин в Православной Церкви, так как именно они исторически, начиная со святых мироносиц и равноапостольных жен, несут на себе значительнейшую часть церковного служения, будь то на клиросе, в сестричествах, приходских советах и школах, больницах, старческих домах или научных конференциях.
О прославлении женщинами служения Пресвятой Богородицы в России рассказала профессор Смит Колледжа Вера Шевцова. К примеру, С.И. Снесарева - корреспондент свят. Игнатия (Брянчанинова), живя во время агрессивного нигилизма, понимала как нужно составить житие Пресвятой Богородицы, чтобы оно могло бы быть воспринято ее современниками. Позже, в условиях господствующего атеизма именно женщины сохраняли и передавали сказания о происхождении и чудесах многочисленных икон Пресвятой Богородицы.
Заслуженный профессор Колумбийского университета М. В. Ледковская в своем выступлении упомянула о своем опыте работы с деканами Свято-Владимирской Семинарии протоиереем Георгием Флоровским и протопресвитером Александром Шмеманном, которые, ценя внешнюю форму церковных обычаев, при этом обращали основное внимание на сохранение их содержания. Марина Викторовна высказал мысль о том, что в жизни женщин соблюдение обычаев может служить препятствием к литургической жизни.
Доклад исследователя православного богослужебного пения Е. Темидис был посвящен преподобной Кассии (IX век), защитнице иконопочитания, чья духовная жизнь навсегда запечатлелась в службах Страстной седмицы и Рождества Христова. Дополнив «литургический» образ преподобной Кассии обозрением ее поэтических произведений, написанных по канону классического стихосложения, докладчица сумела представить слушателям живой портрет человека, жившего интенсивной духовной и интеллектуальной жизнью.
Центральным событием конференции стало выступление заслуженного профессора Папского восточного института в Риме, архимандрита восточного обряда Роберта Тафта – ведущего в мире специалиста по восточной литургике. Реконструируя место женщин в церковной жизни Византии, о. Роберт отметил, что до десятого века встречаются упоминания об особом институте диаконисс. В древности женщинам позволялось преподавать другим Святые Дары. Ограничения, связанные с церковным служением, женщин нужно рассматривать в контексте общих ограничений распространявшихся не только на мирян, но даже и на императора. В своем исключительно корректном в отношении Православной Церкви выступлении о. Роберт подчеркнул, что Церковь – это прежде всего христианская община, а не сообщество клириков. Организованное служение женщин могло бы очень помочь современному, тяжко страждущему от потери веры миру.
Наиболее неоднозначную реакцию вызвал обзор инокини Вассы (Лариной), посвященный рассмотрению церковных предписаний в отношении «нечистых» периодов в жизни женщин. В своем смелом выступлении сестра Васса поставила вопрос, «ответственен ли в нравственном отношении человек за периоды очищения, и насколько запрет участия в литургической жизни во время оных приближает человека к Богу».
Доклад профессора Университета в Олбани, Нью-Йорк, Н. Киценко посвященный пониманию исповеди женщинами в царской России, рисует картину жестокой социальной несправедливости, помогает воспринять православное, трезвенное отношение к исповеди, а также понять, что образ жизни неразрывно связан с образом грехов.
Выступление аспирантки докторской программы Колумбийского университета Н. Ермолаевой о социальном служении женщин явилось для многих откровением о том, что и в наше время есть православные, активно следующие заповеди Спасителя заботиться о «малых сих» (Матф. 10, 42). В Северной Америке существует целый ряд православных обществ помощи ближним, среди них наиболее известное Международное Православное Благотворительное Общества. Говоря об опасности феминизма докладчица, ссылаясь на православного публициста Элизабет Бэр-Сижель, объяснила, что в феминизме женщины замыкаются в своем поле, уходя от своего общечеловеческого призвания.
Наиболее ценной частью конференции стали плодотворные дискуссии, касавшиеся таких «неудобных» вопросов, как рукоположение женщин, степени их участия в соборной жизни Церкви, актуальности нормативного сборника шестнадцатого века «Домострой» и др. Конференция, конечно, не могла дать окончательного ответа на вопрос, вынесенный в начало статьи, но позволила обозначить ряд проблем, стала началом диалога, ярким свидетельством стремления народа Божия к соборности и явилась знаковым явлением нового периода в жизни Русской Зарубежной Церкви, переходящей от охранительства Священного Предания, как главной составляющей своей миссии, к его осмыслению.
Материал подготовлен на основании статьи участника конференции А. В. Псарева ,
(опубликована на официальном сайте РПЦЗ)