О.Сергий Булгаков: из плена «научности» – к Богу. Опыты католического осмысления
События

Нынешняя встреча продолжила цикл бесед о творчестве и воззрениях русских философов конца XIX - начала XX вв. Сравнивая философское наследие С.Н. Булгакова с работами других мыслителей, и прежде всего - П.А. Флоренского, Александр Корнеев назвал о. Сергия Булгакова «достаточно сложным философом» .

Он вкратце остановился на биографии С.Н. Булгакова, рассказал о его семье, о юношеском увлечении марксизмом и преподавательской работе в Московском университете, об издательской и публицистической деятельности. Докладчик напомнил, что в начале XX в. философ участвовал в ряде проектов, знаменовавших собой религиозно-философское возрождение - в числе подобных инициатив Александр Корнеев назвал журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни" и ряд религиозно-философских сборников. Он отметил, что постепенное возвращение С.Н. Булгакова и эволюция его идей в сторону идеал-реализма православия практически завершились к 1918 г., когда он принял священнический сан.

А. Корнеев рассказал и об изгнании о. Сергия Булгакова в конце 1922 г., вспомнил о работе философа в Русском научном институте в Праге, о создании при его непосредственном участии Православного богословского института в Париже.

По мнению Александра Корнеева, для более глубокого и успешного понимания философии о.С. Булгакова необходимо в первую очередь обратиться к его личным религиозным размышлениям, которые в значительной степени содержатся в книге «Свет невечерний» (1917). Как заметил докладчик, эта работа описывает «переход от идеалов марксизма к православному богословию и открывает личные взаимоотношения Булгакова с Богом». Он процитировал слова самого философа, описывающие его переживания: «Мне шел 24-й год, но уже почти десять лет в душе моей подорвана была вера, и, после бурных кризисов и сомнений, в ней воцарилась религиозная пустота. <...> Одновременно с умственным ростом и научным развитием душа неудержимо и незаметно погружалась в липкую тину самодовольства, самоуважения, пошлости. В ней воцарялись какие-то серые сумерки, по мере того как все более потухал свет детства. И тогда неожиданно пришло то... Зазвучали в душе таинственные зовы, и ринулась она к ним навстречу...».

Как заметил А.Корнеев, о.С. Булгаков был одним из философов, очень хорошо знавших учение Отцов Церкви. В духовных дневниках мыслитель оставил записи о своем отношении к католичеству, о симпатиях к нему, которые, однако, со временем прошли.

Говоря о сегодняшнем восприятии о.Сергия Булгакова, докладчик подчеркнул, что «в современном православии в большинстве случаев отношение к нему как к богослову негативное». Это не совсем справедливо, потому что, по словам А.Корнеева, «многие забывают, что Булгаков был не только богословом, но и философом, а философа - в отличие от богослова - нельзя упрекнуть в ереси». В подтверждение этого он заметил, что труды Булгакова о Церкви, Святом Духе и Христе построены именно как философские сочинения.

Рассказ непосредственно о философии о.Сергия вызвал неподдельный интерес слушателей - иногда он переходил в живое обсуждение. Описывая философский смысл работы «Свет невечерний», Александр Корнеев предположил, что «вдохновляющим началом» этого труда была «влюбленность Булгакова в Православную Церковь и в Бога». Он попытался разъяснить гостям суть кажущихся на первый взгляд парадоксальными утверждений мыслителя о неизреченности религиозной истины и невыразимости мистического опыта, предположил, что в своих рассуждениях «Булгаков подходит к тайне, соприкасается с ней, но возвращается». По словам докладчика, парадокс софиологии о.Сергия заключается в том, что автор предлагает читателю указатели поиска истины, но в то же время как будто ограждает от неправильного пути.
В своем выступлении Александр Корнеев также обратил внимание на три пути религиозного сознания, описанные в работах мыслителя, - это аналитическое мышление, мистическое познание и религиозное откровение. Согласно рассуждениями Булгакова, «и аналитическое мышление, и мистическое самоуглубление полноценны лишь тогда, когда дополнены религиозным откровением», - подчеркнул А.Корнеев.

Он также подробно охарактеризовал софиологию о.Сергия Булгакова, заметил, что «идея софийности пронизывает все его учение», указал на различие в природной и личностной сущностях и описал развитие идеи о двух Софиях (божественной и тварной) в работах Булгакова.
 

Другие публикации на портале:

Еще 9