Арелатские проповедники V-VI века. Под общ.ред. А.Р.Фокина. ООО «Империум Пресс», 2004
Настоящий сборник исследований и переводов посвящен знаменитым галльским святым, епископам и проповедникам Ѵ-ѴІ вв. — Гонорату, Иларию и Кесарию Арелатским. Это были не только блестящие проповедники христианского вероучения, но и ревностные подвижники и мудрые пастыри галльской церкви в трудный период ее становления. Один из них, св. Гонорат, был основателем знаменитого центра галльского монашества — Леринского монастыря, а два других — св. Иларий и Кесарий — были воспитанниками этого монастыря. Их жизнь была и остается образцом для многих христиан, а богословско-литературная деятельность — предметом пристального внимания ученых.
Цель настоящаго труда — дать ответ на вопрос: в чем заключается истинный смысл подвигов «юродства» и «столпничества»? Эти подвиги при жизни юродивых и столпников вызывали удивление— в одних, порицание— в других. И в настоящее время, когда производится переоценка ценностей, многое из жизни указанных подвижников для некоторых является непонятным, а для других положительно бесцельным. В виду популяризации высшего нравственного значения вышеуказанных подвигов издатель и принял на себя бремя печатания настоящего сочинения.
Предлагаемая читателям книга посвящена поэтике русского народного эпоса, т.е. исследованию его со стороны художественной формы в ее обусловленности конкретным содержанием былин, стадиями развития общественного сознания и художественного мышления народа. В трех главах, входящих в монографию, анализируются общие и частные вопросы, относящиеся к композиции, художественному миру и особенностям языка былин. Познание обозначенных разделов темы во всей их многогранности и полноте само по себе представляет сложную научную задачу. Кроме ее решения, автор, во-первых, выявляет процессы, происходившие в изучаемых уровнях поэтики эпоса в его устном бытовании на протяжении последних двух столетий и в более отдаленной ретроспективе; во-вторых, в связи с длительной дискуссией о характере историзма былин находит в их художественной системе такие компоненты, которые формируют и поддерживают качества русского эпоса как эпоса исторического. В монографии восстанавливается история ряда былин и вносятся существенные коррективы в их исторические интерпретации, разрабатывается методика анализа и отдельных произведений, и художественных средств во всей полноте их записей с целью определения направленности их изменений в многовековом устном бытовании.
Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. Политиздат, 1987
Серия: Библиотека атеиста. Автор книги — кандидат философских наук — подвергает критическому анализу антинаучные концепции, которые активно разрабатываются буржуазными идеологами для обоснования идей клерикального национализма. При этом разоблачаются приемы буржуазно-клерикальной пропаганды, апеллирующей к национальным чувствам людей и пытающейся убедить верующих, что, сохраняя веру, они тем самым защищают национальные ценности своих народов. Рассчитана на идеологический актив, на всех занимающихся проблемами интернационального и атеистического воспитания.
В своих печатных трудах и лекциях Бронзов отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в русской богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева. В работе "Нравственное богословие в России в течение XIX столетия" рассматривается история и особенности развития данной богословской дисциплины в XIX веке в России. А.А.Бронзов выделил 2 основных направления в этом разделе русской богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по западным образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова), который активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христианской нравственности. Труд профессора Бронзова, являющийся одним из основных источников исследований данного вопроса, особенно актуален в наши дни в связи с активным возрождением и развитием нравственного богословия и будет интересен преподавателям и учащимся духовных учебных заведений и всем тем, кто интересуется историей богословия и нравственными проблемами прошлого и современности.
Рафаэль Йошпе. Что такое еврейская философия? Иерусалим: Гешарим; Москва: Мосты культуры, 2003
Серия Bibliotheca Judaica. Что такое «еврейская философия»? Занимались ли ею средневековые еврейские мыслители, обратившиеся в христианство или ислам? Как с ней связан Барух Спиноза, еврей, в наибольшей мере повлиявший на формирование западноевропейской философии, а тем более философы-евреи Нового времени? Относятся ли к ней такие «общие» науки, как математика, астрономия или медицина, которые изучали средневековые философы? Средневековые мыслители считали, что философия - это «познание истинной природы вещей». Но если так, может ли совершенное знание быть еврейским, исламским или христианским? На эти и многие другие вопросы отвечает в общедоступной форме др. Рафаэль Йошпе, ведущий историк философии из Открытого университета Израиля. В основу очерка «Что такое еврейская философия?» положена вводная лекция курса на иврите «Еврейская философия в Средние века», который в настоящее время готовится для Открытого университета Израиля. Когда будет готов английский вариант курса, этот очерк будет и в нем занимать место введения. Однако, поскольку очерк представляет собой законченное и самостоятельное произведение, поднимающее вопросы, выходящие за рамки одного курса, я рад уже сейчас предложить его исследователям еврейской философии и студентам, изучающим этот предмет, в надежде, что он будет стимулировать дальнейшие размышления и дискуссии о том, как можно понимать, изучать и преподавать еврейскую философию.
В.А. Кожевников. Философия чувства и веры Часть I. Москва. Типография Г.Лисснер и А.Гашил, 1987
Кожевников Владимир Александрович (1852–1917), русский историк культуры, публицист. В 1868–1873 был вольнослушателем Московского университета. В конце 1890-х годов Кожевников публикует свое главное сочинение – "Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии". Большую часть книги составил анализ учения немецкого философа И. Гамана. В ее заключительной части автор предпринял попытку изложения основных принципов философии Н. Федорова, которую провозгласил «философией будущего».
Предлагаемая вниманию читателя книга включает в себя материалы о жизни и мученическом подвиге за Христа одного из известных и любимых православным народом иерархов – священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.
Миссиология (Учебное пособие) 2-е изд. Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010
В ваших руках находится уникальный учебник по Миссиологии, в котором отражен опыт многолетних трудов миссионеров Русской Православной Церкви на ниве благовестия. Уникальность учебника заключена в рецепции огромного количества материала, переработанного, осмысленного, дополненного и изложенного доступным языком. В составлении первого издания учебника принимало участие двадцать три автора, известных своей активной миссионерской и преподавательской деятельностью, которые специально изложили свой опыт в виде статей, отчетов и материалов, вошедших практически целиком в данный учебник. Сюда же вошли материалы, которые использовались для преподавания в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на протяжении ряда лет. В силу этого данный учебник должен рассматриваться как коллективный труд людей, занимающихся делом возвещения Христовой истины и передающих знание об этом «деле» всем тем, кто желает стать «соработником у Бога» (1Кор. 3.9).
Святитель Иоанн Златоуст – один из величайших отцов Вселенской Церкви. Он оставил нам огромное литературное наследие и литургическое. В своем изъяснении Священного Писания святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя священные книги, он часто делал отступления на современные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Ветхом и Новом Заветах с духовной жизнью и поступками христианина. Именно это сделало его библейские толкования столь поучительными как для его современников, так и для всех последующих поколений.