Библиотека дня: 6 ноября 2012
События

Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. М.: 1990

В православной богословской литературе много внимания уделяется анализу актуальных проблем современной цивилизации. Автор размышляет, каким образом соотносятся общечеловеческие и религиозные ценности в православной концепции цивилизации, и показывает, как благодаря позитивным изменениям в нашем обществе открываются возможности соединения усилий верующих и неверующих, при решении насущных проблем современности.

 

 

Саввина книга. Рукопись.

Саввина книга — кириллическая старославянская орнаментированная рукопись, неполный текст краткого евангелия-апракоса. Содержит 166 листов пергамена формата 17x13 — 17x14 см разного времени; наиболее ценны древнейшие листы 25—153 и 166 (датируются XI веком). Название рукописи дано по имени писца — попа Саввы, дважды упомянутого в приписках к тексту (на лл. 51а и 56а).
Предположительно является списком с глаголического оригинала. Древнейшая часть — из северо-восточной Болгарии, остальные листы русского (предположительно киевского) происхождения. Была собственностью Середкинского монастыря под Псковом, позже попала в библиотеку московской синодальной типографии, в настоящее время хранится в РГАДА под шифром ф. 381, № 14. Рукопись несколько раз реставрировалась; реставрация середины XX века была скорее вредной, после проведённой тогда чистки пергамена практически исчез киноварный текст, а при переплёте были перепутаны листы.

Златая Цепь. Рукопись.

«Златая Цепь» — древнерусский сборник нравоучительных наставлений о христианско-аскетических добродетелях — милостыне, молитве, нестяжательности и т. п., собранных от разных отцов церкви. Создан около XIII века. «Златая Цепь» есть драгоценный памятник русской литературы ХІV в.; правописание чисто русское, без юсов, отличается словосокращением, напр. д, е, з, с, вм. добро, есть, земля, слово.

 

 

о. Жак Филипп. Время для Бога. Ищи мира и стремись к нему. Изд-во св. Петра, 2002

«Трудов, посвященных молитве, очень много, и все великие созерцателъные души говорили о ней гораздо лучше, чем это можем сделать мы, — пишет о. Жак Филипп в предисловии к 5-му (!) изданию своей книги «Время для Бога». — Но нам кажется, что традиционное учение Церкви по этому поводу сегодня должно быть предложено верующим в простой, доступной для всех форме, приспособленной к нашему образу восприятия и языку». Прибавить что-либо к этим словам трудно.

 

 

Васильев А.В., Гараджа В.И., Митрохин Л.Н., Мчедлов М.П. (ред.), Новиков М.П., Угринович Д.М. Научный атеизм. Учебное пособие. Политиздат, 1988

В этом учебном пособии дается марксистско-ленинский анализ религии как формы общественного сознания. Рассказывается об основных проблемах теории и истории атеизма: о сущности атеизма и основных этапах его развития, о критике религиозного мировоззрения и морали, об отношении Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви, о причинах существования религиозных пережитков при социализме и путях их преодоления, об использовании религии в современной идейно-политической борьбе. Большой раздел посвящен вопросам атеистического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС.

 

Архиепископ Никифор. Толкованiе воскресныхъ апостоловъ съ нравоучительными бесѣдами. (в 2-ух тт). Том 2. Москва, Синодальная типография, 1839

Архиепископа Никифора можно считать зачинателем единоверческого движения в Российской Церкви: с ведома Императрицы Екатерины II он дозволял старообрядцам продолжать богослужения так, как они были приучены своими предками, при условии признания благодатности иерархии Греко-Российской Церкви и принятия священников, которых архиепископ Никифор ставил для их приходов.

 

 

Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. 4 тома. Издание братства во имя святого князя Александра Невского Нижний Новгород, 1998

Труд епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963) «Основы искусства святости» создан в 1922-1928 годах. Епископ писал по благословению старца, подвижника Зосимовой пустыни, преподобного Алексея (Соловьева). «Основы» способствуют выработке у читателя православного миросозерцания, возвращают к реализму святых отцов, помогают в приобретении навыков внутренней духовной культуры. Книга обращена к самому широкому читательскому кругу.

 

Морис Мерло-Понти. В защиту философии. М., Издательство гуманитарной литературы, 1996

Морис Мерло-Понти (1908—1961) — известнейший философ XX века, автор работ «Феноменология восприятия» (1945), «Смысл и бессмыслица» (1948), «Видимое и невидимое» (1964) и др. В настоящей книге Мерло-Понти ищет ответ на вопрос: «Что такое философия?» Первейшей задачей философии автор считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, «исторический рационализм» Маркса, «скептицизм» Монтеня, анализирует идею интерсубъективности Гуссерля, концепции социальной антропологии Мосса и Леви-Сгросса, политические взгляды Макиавелли, то вступая в продуктивный диалог, то резко полемизируя с ними.

 

Ауэрбах Э. Данте — поэт земного мира. РОССПЭН, 2004

Эрих Ауэрбах (1892—1957) — немецкий филолог и культуролог, специалист по романским языкам и литературам. Он определяет свою задачу филолога значительно шире, чем это принято в современной науке. Филолог приобретает статус историка, изучающего историю «культуры» на основании литературно—художественных текстов. Ауэрбах расширяет сферу филологического анализа до общегуманитарного исследования, в котором объединяются подходы литературоведения, социологии, психологии, историко—культурные и философско—эстетические методы. Все труды Ауэрбаха свидетельствуют о редкой в филологической науке XX века широте и смелости научных изысканий и интересов. Наиболее известное произведение Ауэрбаха — «Мимесис» (1946), где европейская история культуры отражена в литературных текстах трех последних тысячелетий. Вниманию читателя предлагается его произведение «Данте — поэт земного мира».

Кьеркегор С. Беседы. Издательство Свято-Владимирского братства, 2009

Книга включает в себя три экзегетические работы датского мыслителя и религиозного писателя Серена Кьеркегора. В отличие от философских работ, которые С. Кьеркегор публиковал под различными псевдонимами, эти работы были изданы им под его собственной фамилией. Поэтичные и глубокие, они обращены к "тому единственному", кого С.Кьеркегор "с радостью и благодарностью называет своим читателем" - к читателю, от которого требуется не набор знаний, но живое присутствие; от которого требуется, чтобы он сам был настоящим.

 


Другие публикации на портале:

Еще 9