На прошедшем в Академии педагогических наук Украины (Киев) в пятницу, 14 сентября, «круглом столе» российские и украинские историки рассказали, каким они видят дальнейшее сотрудничество, начавшееся с создания совместного пособия для учителей «Россия и Украина на перекрёстках истории». В него вошли следующие модули: «Культура Древней Руси», «Русское дворянство и украинская шляхта в повседневности и социально-политической жизни XV–XVII вв.», «Повседневность советского человека во второй половине ХХ века», «Значение Киево-Могилянской академии в развитии украинского и российского просвещения».
Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян назвал пособие «прорывом в отношениях российско-украинских историков» и сообщил о дальнейших планах: «Мы сейчас выбираем темы, по которым у нас есть общее понимание, консенсус».
По словам Чубарьяна, в дальнейшем учёные намерены перейти к обсуждению и созданию пособия и по спорным вопросам. Это подтвердил и директор Института инновационных технологий и содержания образования Украины Александр Удод: «Мы будем двигаться дальше, пока не создадим универсальное учительское пособие, которое полностью охватывает все темы, все курсы истории, которую преподают и в Украине, и в РФ».
В идеале пособие должно дать «объективную оценку событий и исторических личностей» – здесь Чубарьян привёл пример «работы» с Мазепой: «Например, Мазепа у нас в свое время появился в учебниках, но с жирным знаком „минус“. Задача – давать объективные оценки исторических личностей, деятелей культуры, которые принадлежат обоим народам, надо понять, как толковать деятельность этих людей, например, Гоголя, Булгакова».
Также Александр Чубарьян намерен обратиться к министрам двух стран с предложением протестировать пособие в школах, а не оставлять его внутри научного сообщества. При этом отмечается, что оно никогда не будет обязательным – педагоги и учащиеся могут использовать его по своему желанию. Министр образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрий Табачник уверен, что оно «будет интересно каждому учителю» и полезно для учащихся: «Даже самый придирчивый и недоброжелательный критик, прочитав все пять модулей, не сможет найти здесь ни одной страницы текста, которая бы не выращивала гражданина Украины патриотом Украины, а гражданина России – патриотом России».
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что считает первое совместное пособие «первым шагом в ряду больших совместных проектов», ведь «современному поколению важно извлекать из истории правильные уроки». Он поддерживает предложение историков о создании совместной российско-украинской комиссии для экспертизы российских и украинских школьных учебников истории.
«Если есть такая инициатива со стороны ведущих ученых, то комиссия может быть создана. Мы сейчас очень озабочены качеством наших учебников по истории. Мы будем работать над тем, чтобы оно повышалось, следовательно, повышался и уровень культуры».