Отчет на 800 страницах представляет детальное описание положения религиозных свобод в 198 землях и территориях мира, с общей оценкой, что многие правительства игнорируют международные конвенции о свободе вероисповеданий как неотъемлемом человеческом праве, в силу чего миллионы людей из-за своих религиозных убеждений подвергаются изгнанию и репрессиям.
«Согласно некоторым оценкам, половина мирового населения подвергается изгнаниям либо серьезным ограничениям их религиозных свобод», – считает посол США по религиозным свободам Джон Ханфорд.
В Отчете упоминаются некоторые члены Евросоюза, например, Румыния в связи с дискриминационным законом о вероисповеданиях, и Словакия – из-за сложной процедуры регистрации религиозных объединений, а также отмечается улучшение ситуации с религиозной толерантностью в некоторых государствах.
Бирма, Иран, Китай, Саудовская Аравия, Северная Корея, Судан, Узбекистан и Эритрея названы в отчете «странами, вызывающими особое беспокойство».
Относительно Российской Федерации в Отчете указывается, что «значительное большинство населения имело возможность свободно отправлять религиозные обряды».
В тоже время, США заявляют о своей озабоченности «в отношении последовательности и бдительности правительства России в деле защиты свободы вероисповедания», которую вызвали предпринятые некоторыми сотрудниками федеральных учреждений» действия.
Кроме того, некоторые местные и региональные власти, ссылаясь на положения запутанного Закона "О вероисповедании" 1997 года, ограничивали деятельность ряда миноритарных религиозных групп.
Вынесенное в 2004 году судебное решение, запрещающее деятельность "Свидетелей Иеговы" в Москве, говорится в Отчете, продолжало оказывать значительные негативное влияние на деятельность этой религиозной группы в отчетный период.
Наблюдались признаки того, что спецслужбы РФ, включая Федеральную службу безопасности (ФСБ), все более склонны считать руководство ряда миноритарных религиозных групп угрозой безопасности.
В Отчете также отмечается, что отношение народа к традиционно мусульманским этническим группам во многих регионах было негативным, и имели место проявления антисемитизма, а также враждебности по отношению к католикам и другим неправославным христианским деноминациям.
Некоторые строго соблюдающие религиозные обычаи мусульмане жаловались на то, что их преследуют за веру.
По-прежнему, пишут авторы Отчета, происходили случаи насилия на религиозной почве, хотя зачастую было трудно определить, были ли проявлений насилия мотивированы в основном ксенофобскими, религиозными или этническими предрассудками.
Особо отмечается, что некоторые российские православные священнослужители публично высказывались против любого расширения присутствия католиков, протестантов и других неправославных деноминаций.
Президент и правительство России быстро отреагировали на нападение на одну из московских синагог в январе 2006 года, осудив этот акт, сообщают авторы Отчета.
Отчет Госдепартамента США содержит оценку религиозной ситуации в странах бывшего СССР.
Так в отчете говорится, что ограничительный закон в Узбекистане делает для многих религиозных групп трудным или даже невозможным получение легального статуса. Кроме того, в этой стране устраиваются рейды и арестовываются религиозные лидеры - некоторые мусульмане задерживаются по подозрениям в связях с экстремистскими группами.
Но есть основания полагать, считают составители Отчета, что часть из них являются набожными верующими, виновными только в том, что их теория отличается от учения санкционированных государством богословов, отмечается в докладе.
В части Отчета, касающегося Кыргызстана, говорится, что, по сообщениям некоторых пасторов, в последний год переход этнических кыргызов в христианство увеличился, и в стране нарастает напряжение между мусульманами и теми, кто переходит в ряды других религиозных групп.
Было отмечено несколько инцидентов в Ошской области против баптистского пастора Зулумбека Сарыгулова: 28 июля 2006 года около 80 мусульман ворвались толпой в баптистскую церковь в селе Кара-Кульджа, избили пастора и сожгли в церкви несколько экземпляров Библии, а также другие религиозные материалы.
Конституция Кыргызстана предусматривает отделение религии от государства, однако указ от 6 мая 2006 года определяет, что ислам и Православие являются в стране «традиционными религиями».
В отчете также приводятся данные о числе религиозных институтов в Кыргызстане: в мае 2007 года в стране было 1 тысяча 650 мечетей, из них 1 тысяча 623 зарегистрированных, и семь исламских высших учебных заведений. Одиннадцать процентов населения Кыргызстана исповедуют Православие, хотя некоторые эксперты говорят только о восьми.
Всего в Кыргызстане зарегистрировано 2 тысячи 113 религиозных учреждений, включая мечети, церкви, фонды, учебные заведения, религиозные неправительственные организации. Есть 1 тысяча 742 исламских и 46 православных организаций, а также 304 организации, принадлежащие к другим религиям, включая две церкви русских староверов, три католические церкви, одну синагогу, один буддийский храм и 304 протестантских церкви - 48 баптистских, 21 лютеранскую, 49 церквей Святой Троицы, 30 церквей адвентистов, 35 пресвитерианских, 49 церквей Свидетелей Иеговы и других. Есть также около 20 центров бахаистов.
В части, касающейся положения дел В Сербской православной
Церкви (СПЦ) , в отчете говориться о затруднениях по возвращению имущества этой
Церкви в Хорватии и продолжение периодических нападений вандалов на церковные
здания.
В Отчете приводятся жалобы официальных лиц СПЦ на проблемы духовного окормления
служащих в военных и полицейских структурах, и приводится пример, что в апреле
2007 г. министерство обороны Республики Хорватия предложил СПЦ назначить
священника только для войска, но договор еще в процессе заключения.
Также отмечается увеличение числа православных священников в стране – с 30-ти
после завершения военных действий до 130-ти сегодня, особенно в Карловацком и
Далматинском краях, где процесс возвращения беженцев наиболее интенсивен.
В Отчете подчеркивается, что около 50 церквей и других объектов СПЦ получили от
государства средства для обновления. Отмечаются проблемы с разрешениями на
трудовую деятельность и проживание для священников СПЦ, которые не получили
требуемый льготный статус.
Госдепартамент упоминает инциденты с дискриминацией нехорватского населения,
выделения по религиозной принадлежности и т. д.
В Отчете отмечаются проблемы, связанные с возвращением
церковного имущества, особенно СПЦ. Кроме того, с 2005 г. не движется процесс
возвращения имущества Еврейскому объединению.
В части относительно антисемитизма говорится, что подобные преступления редки.
Зато «отмечены периодические случаи вандализма против имущества СПЦ, особенно в
Далматинском Загорье, окрестностях Книна и др.».