Рецензируемая книга посвящена очень важному и интересному сюжету — как мусульмане понимают историю человечества от момента сотворения мира. По моему глубокому убеждению, это интересно всем людям: и тем, кто имеет ученые степени и звания, и тем, кто для себя пытается разобраться, что есть человек и кто есть человек. Известно, что есть разные интерпретации возникновения мира, среди них — мусульманский вариант. Человеку, не знающему классического мусульманского видения доисламского этапа священной истории, интересен даже сам факт сравнения. В мировоззрении иудеев и христиан, согласно Библии, есть целый ряд отличий. Но существует и много сходных черт. Читая книгу, можно легко в этом убедиться и отметить для себя, что не так уж много различий принципиального характера существует в представлениях людей Книги (ахль аль-Китаб).
Тому мусульманину, который только начинает постигать исламскую мудрость, рецензируемая книга станет, безусловно, очень полезной. Но и грамотному мусульманину-богослову, который прекрасно знает те материалы, на которых написана книга Н.В. Ефремовой и Т.К. Ибрагима: Коран, Сунну, комментарии к этим священным источникам, труды «Кысас аль-анбийа», будет важен этот труд. Все дело в подаче материала.
Уже предисловие дает нам понимание того, что книга нацелена на широкую читательскую аудиторию. Современным русским языком, безусловно в толерантной манере, авторы вводят читателя в курс того, чему посвящена книга. Речь пойдет о пророках и посланниках. Сюжет, прописанный в известных сводах аль-Бухари и др., получает оригинальное звучание. Однозначно подача материала в книге носит ярко выраженный научный характер. Прежде всего это указание на ряд версий в толковании того или иного сюжета. Если, например, арабо-библейская/христианская версия значительно отличается от мусульманской, авторы обращают на нее внимание читателя — а это уже элемент анализа, что делает книгу более интересной.
Текст не перегружен деталями, мало интересующими современного человека. Необходимую детализацию и пояснения можно найти в тщательно сделанных обширных примечаниях.
Вчитываясь в текст книги, читатель получает представление о тех местах, где действовали пророки и посланники, — дается объяснение географических названий. Не каждый читатель знает, где находилась, например, Ниневия и пр. Авторы дают соответствующие пояснения. Вместе с тем книга выгодно отличается от недавно изданного мусульманами Атласа Корана, хотя структурно тексты очень похожи: повествование выстраивается по персонажам в хронологической последовательности. Но в Атласе, хоть он и предлагает набор интересных карт по местам, где действовали пророки и посланники, нет такой глубины изложения материала, которая присутствует в рецензируемом издании.
Авторы не ограничиваются краткими иллюстрациями к деятельности этих замечательных людей, а дают развернутое представление о них, хотя это порой сложно из-за скудости материала. Перед читателем предстают картины сотворения мира, возведения Каабы, Всемирного потопа, Благовещения, Рождества и др. Очень умело соединяется материал из разных источников. Без особого труда читатель получает возможность уяснить представление об истории мира довольно длительного периода.
Наибольшее внимание уделяется тем сюжетам, которые актуальны для человека XXI века. Наши современники могут размышлять, читая книгу о первой среди людей насильственной смерти (Каин и Авель), о наказании за содеянное (Харут и Марут), о справедливости судебных решений (Соломон) и пр.
Уважительный тон применительно к Иисусу Христу, свойственный авторам, не должен вызвать негативной реакции со стороны христиан; более того, он может подвигнуть даже к некоторому диалогу на богословской почве, который, конечно, является делом деликатным и непростым.
Следует сказать и об оформлении страниц книги растительным орнаментом, что усиливает восприятие погружения читающего в мир исламской культуры.
В заключение хочется подчеркнуть, что книга Н.В. Ефремовой и Т.К. Ибрагима сочетает в себе и знание коранической мудрости, и современную форму описания ее. Это и составляет, на мой взгляд, «изюминку» рассматриваемой книги.