Конференция «Религиозная свобода как путь преодоления религиозной нетерпимости» прошла в РГГУ
События

Советник Департамента Управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников выступил с докладом "Практика применения законодательства по предупреждению религиозно-политического экстремизма". "Религиозная ксенофобия - существенная часть религиозного экстремизма", - отметил выступавший. - На первый взгляд она социально  неопасна, но потенциально представляет серьёзную угрозу для общества. Динамика развития религиозной ксенофобии показывает, что все участники религиозного процесса должны объединиться".

В качестве подтверждения Мельников привел данные: в 2004 году  произошло 18 осквернений культовых зданий различных религиозных конфессий, в 2005 – 16, в 2006 – 36, в 2007 – 12. Наиболее часто осквернению подвергались синагоги или еврейские общинные центры (в 2004-2007 зафиксировано 38 подобных случаев). Самое известное нападение совершил Александр Копцев. На втором месте по количеству осквернений стоят мечети (известно 12 нападений за 2004-2006 гг), на православные церкви в этот период было совершено 16 нападений.

"Что касается нападений на здания новых религиозных движений, - сказал далее докладчик, - то здесь цифры такие: одно нападение на кришнаитский храм в 2004 году, 11 нападений на протестантские храмы, 4 нападения связаны с Церковью Божией Матери "Державная". К сожалению, есть проблемы с квалификацией преступлений на религиозной почве, -  далее отметил С. Мельников, - зачастую они квалифицируются как хулиганство".

Начальник Отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями, ответственный секретарь Комиссии при Правительстве РФ Андрей Себенцов в своем докладе напомнил, что несколько лет назад религию не связывали с экстремизмом. Но в дальнейшем факты показали, что связь между религией и экстремизмом есть, и отчасти она закономерна. Для верующего очевидно, что его религия лучше, чем все остальные. "Также, - продолжил Себенцов, - зачастую между "организациями родственными" отсутствует взаимопонимание, возникают препятствия для деятельности на одной территории. Законодательство, существующее в части противодействия экстремизму, предполагает профилактическую работу. Сегодня все религиозные организации уделяют внимание воспитанию, это - профилактика, состоящая в воспитании. Однако, - отметил он,  - знание собственной культуры не гарантирует уважительного отношения к другим религиям  и культурам. Поэтому углубленное изучение той или иной религиозной культуры обязательно должно сопровождаться другими курсами - курсами истории религий, мировых религий, истории религий в России".

Кроме того, А. Себенцов указал на то, что есть экстремизм, направленный на самих верующих, о чем свидетельствует нашумевший случай в Пензенской области. "Помимо норм профилактических, есть нормы пресекательного характера", - сообщил докладчик.

Первый вице-президент ЕАО МАРС, профессор, доктор философских наук Абдул Нуруллаев призвал обратить внимание на то, что в России продолжается обострение этноконфессиональных отношений. Согласно результатам опроса, проведенного среди студентов юридических учебных заведений, 62,6 % опрошенных считают, что источником напряжения являются различные религиозные организации. 35,5 % опрошенных считают таковыми мусульман, 19,5 % - кавказцев, 5,6 % - евреев, 6 % - русских. "И это элитные учебные заведения", - подытожил Нуруллаев. Он также отметил, что "некоторые в законодательном порядке хотели бы провозгласить одну конфессию государственной". По его мнению, в такой ситуации необходима концепция государственно-конфессиональных отношений, а также есть необходимость вернуться к вопросу о создании государственного органа по делам религий.  "Государство обязано обеспечить равный статус всех религиозных объединений", - подчеркнул профессор.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН, профессор, почетный президент ЕАО МАРС Анатолий Красиков поделился тем, что его волнует.  И прежде всего это ответ на вопрос: религии в России – фактор укрепления или распада государства? "Религия сегодня заменила идеологию, которая может играть связующую роль, а может оказаться и разрушительной", - отметил он. - Сегодня очевидна дилемма: Конституция или господствующая Церковь? Анатолий Красиков напомнил слова Патриарха о том, что "Церковь должна быть отделена от государства, но не от общества". Но в то же время очевидно реальное взаимопроникновение государственной администрации и религиозных структур, - А. Красиков подчеркнул, – именно структур, а не всей Церкви, которая является "неземной организацией". Сегодня мы наблюдаем массовое открытие храмов в госучреждениях, - сообщил он.- В частности, открыт храм на территории Мосгорсуда, куда идут адвокаты, служащие - там создается община. Какие они потом принимают решения?"  В этом, по мнению выступавшего, состоит "размывание основ Конституции РФ".

Не так давно в Казани на территории МВД Татарстана была открыта мечеть. И здесь, по словам Красикова, кроется одна из мин замедленного действия, "которая может взорвать страну". "Что этому противопоставить? –  спрашивает он. – Совместные усилия общества, государства и Русской Православной Церкви". Далее профессор продолжил рассуждение: "С одной стороны, мы имеем Конституцию, законодательную базу, с другой – Основы социальной концепции РПЦ, в которых записано, что государство должно быть отделено от Церкви, а Церковь от государства. В данной ситуации у России есть два пути. Первый – государственные структуры будут на деле соблюдать Конституцию РФ, а РПЦ как самая влиятельная организация придерживаться принятой ею самой концепции. Тогда государство будет укрепляться. Второй путь – худший – ничего не делать, просто оставить все, как есть, и тогда войдут в противоречие общероссийская идентичность и псевдорусское православие".

Советник Думского комитета по делам религиозных организаций Степан Медведко в своем выступлении заявил, что одной из "замалчиваемых" тем является нарушение прав русского народа, русского православия. "Право на свободу реализуется за счет большинства, - подчеркнул он. - В ситуации, когда происходит экспансия Востока, экспансия ислама - а это люди, которые свободу понимают как слабость, - говорить о религиозной свободе преждевременно", - считает он. У нас есть нормы Конституции, но наш путь скорее – веротерпимость. "Это принципиальное стратегическое направление. Мы должны чувствовать себя хозяевами, но хозяевами добрыми", - подчеркнул Медведко. Советник считает, что сегодня идет конструктивный диалог: "Кто хочет чего-то добиться от власти, получает позитивный ответ".  С. Медведко высказался и по поводу национальных символов: "Национальные символы стране необходимы. Россия многонациональная страна, сплотившая вокруг русского народа", - сказал он. - Что касается "Истории мировых религий", то это нужный курс, но не мировоззренческий". По его мнению, мировоззренческий курс -  это духовно-нравственная культура, которая является "профилактикой экстремизма".

Кроме того, на конференции выступили председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин Зиновий Коган, руководитель аналитического центра «Сова» Александр Верховский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, председатель Российского Объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Валерий Борщёв, президент Западно-Российского союза Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Василий Столяр и другие.

Благовест-Инфо 


Другие публикации на портале:

Еще 9