Ученый из института ядерных исследований профессор Владимир Никитин сообщил, что "научные исследования сейчас дошли до такого этапа, когда нужен кардинальный качественный скачок в теориях". По его мнению, он может быть связан с представлениями "о параллельных мирах", с другой реальностью, другими физическими законами". "Современные ускорители, с помощью которых получают сверхмощные энергии, уже исчерпывают себя", - заметил физик. Структура самых мельчайших из известных сейчас элементов - "кварков и лептонов, которые представляются точечными частицами, не видна даже с помощью этих мощных ускорителей". Кроме того, отметил он, "за пределами естественных наук остается сам человек, его сознание". Ученый сделал вывод: "Наука и религия - могут и должны дополнять друг друга в поиске оснований мироздания и места человека в нем".
Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов считает, что религия должна сосредоточиться на духовной жизни человека. "Религия не должна заниматься изучением кирпичиков, из которых построена вселенная. Строго говоря, для религии не важно, как произошел человек - от животного или нет - главное, что Бог - источник всего", - сказал профессор Осипов. "Идет машинизация жизни. Что мы ценим - винтик в механизме или душу человека?" Вот вопросы, которые, по мнению богослова, должна ставить Церковь перед обществом. Систему аргументации профессор построил в соответствии со спецификой аудитории, показав, что "религия - это строгая экспериментальная наука с воспроизводимыми опытами". "Люди разных национальностей, часто не зная друг друга, вдруг приходили к одним и тем же результатам в духовной жизни. "Эксперименты" шли от столетия к столетию, от старца к старцу. Следовательно, Православие - это опытная наука, и точно так же, как и в физике, важно точное воспроизведение, и тогда получится хороший результат, а отклонение от "правил" чревато плохими последствиями в виде душевных заболеваний", - подчеркнул Осипов.
На конференции был заметен взаимный интерес людей науки и религии. Семинаристы активно расспрашивали физиков о достижениях науки, а ученые задавали вопросы богословам. Правда, почти все они были построены на штампах советского времени - почему не признается безусловное равенство всех религий (исходя из равенства систем научных доказательств) и "почему Лев Толстой был отлучен от Церкви, ведь он призывал к выполнению нравственных норм?"
Отвечая на последний вопрос, профессор Осипов заметил: "Нравственность и духовность - разные вещи; под нравственными законами разные группы людей могут устанавливать свои нормы", - напомнив о "Нравственном кодексе строителей коммунизма".