В то время, когда под вопрос ставится само наличие самостоятельной творческой философской мысли в советской России, данный спецкурс является первой попыткой дать всесторонний анализ философии советского времени, проследить путь ее развития и обозначить то важное место, которое она занимает в истории русской философии. Спецкурс охватывает историю отечественной философии советского периода 50—80-х годов 20 века. В центре спецкурса стоит анализ идей таких ведущих отечественных философов, как М. К. Мамардашвили, Э. В. Ильенков, Г. П. Щедровицкий, А. А. Зиновьев, и др.
Спецкурс читает Пущаев Юрий Владимирович, кандидат философских наук, научный редактор и редактор сайта журнала «Вопросы философии».
Содержание курса
Тема 1. Общая характеристика философии советского времени.
Тема 2. Характеристика ситуации в советской философии к началу 50-х годов 20-го века
Тема 3. Сталин и советская философия.
Тема 4. Возникновение Московского логического кружка в начале 50-х годов. Источники и база проекта построения марксистской научной методологии на базе «Капитала» Маркса.
Тема 5. Идеи Проекта в контексте мировой философский мысли. Мышление как основной предмет философии
Тема 6. Западный марксизм. Г. Лукач, Л. Альтюссер, К. Корш, А. Грамши.
Тема 7. Диалектическая логика Э. В. Ильенкова, её основные идеи.
Тема 8. Концепция идеального (мышления) в диалектической логике Э. В. Ильенкова
Тема 9. Философско-политические воззрения Ильенкова.
Тема 10. История «Загорского эксперимента» пло воспитанию слепоглухих детей и ее философский контекст.
Тема 11. Ильенковская школа, его соратники и оппоненты
Тема 12. Философия Г. С. Батищева. Лекция первая.
Идеи Г. С. Батищева, его творческая эволюция.
Деятельностный период. Батищев как ученик Ильенкова. Его работа «Противоречие как категория диалектической логики».
Статья «Деятелъностная сущность человека как философский принцип» и ее основные идеи.
Тема 13. Философия Г. С. Батищева. Лекция вторая.
Отход от Ильенкова. Период диалектики творчества и глубинного общения.
Работа «Диалектика творчества». Критика антропоцентризма и органического варианта диалектики. Противопоставление ему гармонически-межсубъектного подхода. Идея беспредельной объективной диалектики как иносказание для Бога.
Эзопов язык философствования «позднего» Батищева.
Приход к Православию — итог духовной эволюции Г. С. Батищева
Тема 14. Фигура М.К. Мамардашвили — общая характеристика и основные этапы духовной эволюции. Пример свободного философствования.
Тема 15. Концепция «превращённых форм» и анализ сознания в работах Маркса у “раннего” Мамардашвили: Первые подходы к феноменологии.
Тема 16. Проблема систематичности философствования Мамардашвили.
Тема 17. Рецепция феноменологии в советской философии. Феноменология и диалектика
Тема 18. Философско-политические воззрения Мамардашвили.
Тема 19. Г.П. Щедровицкий. Общая характеристика и основные этапы его творчества. Первый этап философии Г. П. Щедровицкого: период содержательно-генетической логики
Тема 20. Второй этап в развитии философии Г. П. Щедровицкого: «Методологическая Касталия». «Методология может всё».
Тема 21. Школа Щедровицкого. Современная деятельность ММК.
Тема 22. Социология А. Зиновьева: синтез попытки отвлечённого понимания и страстной критичности.
Тема 23. Зиновьевская концепция коммунизма и сталинизма.
Тема 24. Поздние работы А. Зиновьева.
Тема 25. Л.Н. Митрохин. Марксизм и религия.
Тема 26. И. Фролов. Лысенко. Философия биологии в контексте диалектьического материализма.
Тема 27. М.А. Лифшиц. Революция как Magna restauratio.
Тема 28. А.Ф. Лосев. и марксизм.
Тема 29. Философия и психология в советский период. Рубинштейн, Леонтьев.
Тема 30. Марксизм и гуманитарная наука. Бахтин и Лотман.
Тема 31. Советская философия науки. Копнин. Кедров.
Тема 32. Историко-философские исследования как форма просвещения. Соловьев. Мотрошилова. Дробницкий.
Тема 33. Место “советского марксизма” в контексте отечественной и западной философии.